Рабочие программы за 3-ий класс, ПНШ
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочие программы за 3-ий класс "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Окружающий мир. 3 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по курсу «Окружающий мир» О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и с учётом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта;
- формирование у школьников УУД, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирования уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной форме формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
- демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
- выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
- системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
- специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
- иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами НОО второго поколения и представлены тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Тематическое планирование рассчитано на естественнонаучное направление содержания курса и предусматривает распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» - 150 часов, «Человек и общество» - 108 часов, резерв – 12 часов. Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены.
Общая характеристика предмета
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1 – 4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:
- на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги, журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам; дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
- участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
- социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя научного клуба младшего школьника и др.).
В образовательном используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передать ученикам функции ведения урока, а впоследствии – и самого урока. Практически это обуславливает организацию на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями стандарта второго поколения, курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 3 классе курс рассчитан на 68 часов (34 учебных недели).
Содержание предмета
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
1 | Изображение Земли на глобусе | 4 |
2 | О чём рассказала карта | 8 |
3 | Из чего всё на свете | 4 |
4 | Вода и её свойства | 5 |
5 | Чудесные превращения воды в природе | 6 |
6 | Воздух и его свойства | 4 |
7 | Движение воздуха | 4 |
8 | Тайны недр Земли | 7 |
9 | Почва | 5 |
10 | Природные сообщества- | 7 |
11 | Человек и природные сообщества | 8 |
12 | Путешествие в прошлое | 6 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Система контрольных и проверочных работ
№ урока | Дата проведения | Вид работы | Тема |
6 | 19.09.2012 | Стартовая диагностика по ФГОС | Мониторинг УУД |
12 | 10.10.2013 | Тематическая диагностика | Проверочная работа № 1 «О чем рассказала карта» |
16 | 24.10.2013 | Тематическая диагностика | Тест № 1 «Из чего все на свете» |
21 | 21.11.2013 | Текущая диагностика | Самостоятельная работа № 1 «Вода и ее свойства» |
27 | 12.12.2013 | Тематическая диагностика | Контрольная работа №1 «Чудесные превращения воды в природе» |
31 | 26.12.2013 | Текущая диагностика | Тест № 2 «Воздух и его свойства» |
35 | 23.01.2014 | Тематическая диагностика | Контрольная работа № 2 «Движение воздуха» |
42 | 18.02.2014 | Текущая диагностика | Самостоятельная работа № 2 «Тайны недр Земли» |
47 | 06.03.2014 | Тематическая диагностика | Тест № 3 «Почва» |
54 | 08.04.2014 | Текущая диагностика | Тест № 4 «Природные сообщества» |
60 | 24.04.2013 | Итоговая стандартизированная диагностика | Итоговая комплексная работа |
62 | 08.05.2014 | Тематическая диагностика | Проверочная работа № 3 «Человек и природные сообщества» |
67 | 27.05.2014 | Тематическая диагностика | Проверочная работа № 4 «Путешествие в прошлое» |
График прохождения программы по окружающему миру
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или характеристика деятельности | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | Применение ИКТ | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 четверть, 16 часов | |||||||
| |||||||
1 | Повторный инструктаж по охране труда. Введение. Глобус – модель земного шара | Комбинированный урок | Модель Земли – глобус. Понятия «меридиан», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор». Работа с глобусом: меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь показывать на глобусе материки и океаны, описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы. | 03.09. 2013 | ||
2 | Материки и океаны на глобусе | Урок «открытия» нового знания | Термины «океан», «материк». Работа с глобусом: океаны, материки. Творческая работа | Знать необходимые для жизни живых организмов; материки и океаны. Уметь показывать на глобусе материки и океаны. | 05.09. 2013 | ||
3 | Формы поверхности Земли | Комбинированный урок | Глобус как источник информации. Формы поверхности – равнины, горы. Творческая работа | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; материки и океаны. Уметь показывать на карте, горы, равнины, моря, реки (без названия). | 10.09. 2013 | ||
4 | Географическая карта. Практическая работа № 1 | Комбинированный урок | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; материки и океаны. Уметь показывать на карте, горы, равнины, моря, реки (без названия). | 12.09. 2013 | ||
2. О чём рассказала карта – 8 часов | |||||||
5 | Учимся читать карту. Практическая работа № 2 | Урок-практикум | Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы. Суточное вращение Земли | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; материки и океаны. Уметь показывать на карте, горы, равнины, моря, реки (без названия); -называть 2-3 страны, их главные достопримечательности, показывать расположение на карте. | 17.09. 2013 | ||
6 | Стартовая диагностика по ФГОС | Урок развивающего контроля | Мониторинг УУД | Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде. | 19.09. 2013 | ||
7 | План местности | Урок-практикум | Понятие «план местности». | Знать, как человек познаёт природу, общество, самого себя; основные правила поведения в окружающей среде. Уметь работать с планом. | 24.09. 2013 | ||
8 | Холмы и овраги | Исследова тельский урок-практикум | Способы изображения земной поверхности. Понятия «холмы», «овраги». Творческая работа | Уметь использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания. | + | 26.09. 2013 | |
9 | Экскурсия № 1 «Основные формы поверхности родного края» | Урок-практикум | Горизонт. Линия горизонта. Определение сторон горизонта на местности с помощью солнца. | Знать основные формы поверхности родного края, определять стороны горизонта. Уметь работать с различными источниками информации. | 01.10. 2013 | ||
10 | Стороны горизонта | Урок-практикум | Горизонт. Линия горизонта. Определение сторон горизонта на местности с помощью солнца. | Знать, что пространство, которое мы видим вокруг себя, называют горизонтом; четыре основные стороны горизонта (север, юг, восток, запад) и промежуточные стороны горизонта (северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток). | 03.10. 2013 | ||
11 | Ориентирование на местности. Компас | Исследова тельский урок-практикум | Определение сторон горизонта на местности по различным признакам природы. Устройство компаса. Определение сторон горизонта с помощью компаса. | Знать правила определения сторон горизонта с помощью компаса; как можно ориентироваться по местным признакам. | 08.10. 2013 | ||
12 | Обобщение по разделу «Изображение Земли на глобусе»; «О чем рассказала карта». Проверочная работа № 1 | Обобщаю щий урок-практикум. Заседание клуба | Закрепление знаний по основным вопросам изученных тем. Формирование практических умений. | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; материки и океаны. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, | 10.10. 2013 | ||
| |||||||
13 | Тела, вещества, частицы | Урок «открытия» нового знания | Твёрдые, жидкие, газообразные вещества; тела искусственные и природные; тела живой и неживой природы. | Знать, что называют телом природы, а что изделием; что такое вещество. | 15.10. 2013 | ||
14 | Твердые вещества, жидкости и газы | Исследова тельский урок-практикум | Введение понятий «атом» и «молекулы». | Иметь представление о том, что каждое тело занимает место; твердые тела сохраняют свою форму; жидкости не сохраняют свою форму; что все жидкости и твердые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются; о строении вещества. | 17.10. 2013 | ||
15 | Вода – необыкновенное вещество | Урок-игра | Свойства воды. Три состояния воды. Творческая работа | Знать основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве; значение воды в природе; ТБ и соблюдать правила поведения у воды. Уметь проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдении; сравнивать свойства воды и воздуха. | + | 22.10. 2013 | |
16 | Обобщение по теме «Из чего все на свете». Тест № 1 | Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба | Закрепление знаний о различных веществах; сравнение искусственных тел и тел живой и неживой природы. | Знать, что называют телом природы, а что изделием; что такое вещество. | 24.10. 2013 | ||
2 четверть, 15 часов | |||||||
| |||||||
17 | Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа № 3 | Исследова тельский урок-практикум | Разнообразные состояния воды; свойства воды при нагревании и охлаждении; | Знать, что вода – самое распространенное в природе вещество; три состояния воды (жидкое, твердое, газообразное). | 07.11. 2013 | ||
18 | Термометр и его устройство | Комбинированный урок | Разнообразные виды термометров; устройство термометра; правила пользования ртутным термометром; шкала термометра. | Уметь проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | 12.11. 2013 | ||
19 | Свойства воды в твердом состоянии. Практическая работа № 4 | Исследова тельский урок-практикум | Твёрдые, жидкие, газообразные вещества; разные состояния воды; свойства льда; осторожно, гололёд (правила поведения); выводы о практическом применении свойств воды. Творческая работа. | Знать, что вода – самое распространенное в природе вещество; три состояния воды (жидкое, твердое, газообразное). | 14.11. 2013 | ||
20 | Свойства воды в газообразном состоянии | Исследова тельский урок-практикум | Разные виды веществ; разные состояния воды; свойства водяного пара; применение пара в жизни человека (промышленность, быт); введение понятия «испарение». Творческая работа. | Знать, что вода – самое распространенное в природе вещество; три состояния воды (жидкое, твердое, газообразное). | 19.11. 2013 | ||
21 | Обобщение по теме «Вода и ее свойства». Самостоятельная работа № 1 | Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба | Закрепление знаний о различных формах воды; свойств воды | Знать, что вода – самое распространенное в природе вещество; три состояния воды (жидкое, твердое, газообразное). | 21.11. 2013 | ||
| |||||||
22 | Круговорот воды в природе | Комбинированный урок | Вода в природе; разные состояния воды; доказательство круговорота воды в природе; выполнение рисунка по теме. | Знать, как происходит круговорот воды в природе, как люди используют воду. Иметь представление об энергии падающей воды; как получают электричество, используя силу воды. | + | 26.11. 2013 | |
23 | Туман и облака. Осадки | Комбинированный урок | Вода в природе; разные состояния воды; разные виды осадков (из облаков, из воздуха); виды облаков. Творческая работа. | Знать, как образуются облака; виды облаков (перистые, кучевые, слоистые); роса – это капли воды на поверхности почвы и растений; туман – скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших капелек воды. | + | 28.11. 2013 | |
24 | Вода – растворитель. Практическая работа № 5 | Исследова тельский урок-практикум | Вода в природе; разные состояния воды; растворимые и нерастворимые вещества. | Знать, что вода с растворенными в ней веществами называется раствором. | 03.12. 2013 | ||
25 | Растворы в природе | Исследова тельский урок-практикум | Вода в природе; три состояния воды; значение природных растворителей (работа со статьёй учебника, выбор материала по теме). | Уметь проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. | 05.12. 2013 | ||
26 | Урок- проект № 1 «Почему воду надо беречь?» | Комбинированный урок | Водоёмы нашего края; использование человеком водоёмов; охрана воды; значение воды в жизни человека; способы очистки воды от морской соли; необходимость пресной воды для человека. Творческая работа. | Знать, как происходит круговорот воды в природе, как люди используют воду. Иметь представление об энергии падающей воды; как получают электричество, используя силу воды. | 10.12. 2013 | ||
27 | Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Контрольная работа №1 | Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба | Решение кроссвордов; игра «Угадай-ка»; занимательные вопросы по теме. | Уметь объяснять, почему воду называют «вечной странницей»; называть свойства воды, которые обеспечивают ее круговорот в природе; рассказывать об опыте, в котором вода превращается в пар, а пар в воду; придумать рассказ «Путешествие капельки воды», придумать плакат «Нам нужна чистая вода» | 12.12. 2013 | ||
| |||||||
28 | Океан, которого нет на карте и глобусе | Комбинированный урок | Разные виды веществ; введение понятия «атмосфера»; воздух присутствует везде. | Уметь проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. | 17.12. 2013 | ||
29 | Воздух – это смесь газов | Урок «открытия» нового знания | Свойства кислорода; свойства углекислого газа; расходование кислорода; введение понятия «фотосинтез». Творческая работа | Знать, почему воздух необходимо охранять от загрязнений. | 19.12. 2013 | ||
30 | Свойства воздуха. Практическая работа № 6 | Исследова тельский урок-практикум | Практическое применение свойств воздуха человеком. | Знать понятие «атмосфера» и свойства воздуха. | 24.12. 2013 | ||
31 | Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Тест № 2 | Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба | Обобщение по теме «Воздух и его свойства». | Знать понятие «атмосфера» и свойства воздуха. | 26.12. 2013 | ||
3 четверть, 20 часов | |||||||
| |||||||
32 | Температура воздуха | Комбинированный урок | Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. | Знать, что вода нагревается медленнее суши и медленнее отдаёт тепло; тёмная поверхность нагревается неодинаково. Уметь проводить простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. | 14.01. 2014 | ||
33 | Ветер | Комбинированный урок | Обсуждение причин движения воздуха вдоль поверхности Земли; созидательная и разрушительная сила воздуха в природе и жизни; знакомство со строением флюгера и анемометра. Творческая работа | Знать, что ветер – это движение воздуха над поверхностью земли. | 16.01. 2014 | ||
34 | Что такое погода? | Комбинированный урок | От чего зависит погода; непостоянство погоды; как изучают погоду; дневник наблюдений за погодой (введение). | Уметь использовать готовые модели (глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. | 21.01. 2014 | ||
35 | Обобщение по теме «Движение воздуха». Контрольная работа № 2 | Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба | Закрепление знаний о разнообразных явлениях природы; свойства воды и воздуха; значение воды и воздуха в природе и жизни человека. | Знать, что вода нагревается медленнее суши и медленнее отдаёт тепло; тёмная поверхность нагревается неодинаково. Уметь проводить простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. | 23.01. 2014 | ||
| |||||||
36 | Горные породы. | Урок «открытия» нового знания | Живая и неживая природа; горные породы, природные тела; происхождение магматических и осадочных горных пород. Творческая работа | Знать понятия «горные породы». | + | 28.01. 2014 | |
37 | Разрушение горных пород | Комбинированный урок | Краткая характеристика объектов неживой природы; образование осадочных горных пород; разрушение горных пород | Уметь различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. | 30.01. 2014 | ||
38 | Урок- проект № 2 «Что такое минералы?» | Комбинированный урок | Минералы - составная часть горных пород; разнообразие минералов; твёрдость минералов; использование минералов человеком. Творческая работа | Уметь различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | 04.02. 2014 | ||
39 | Полезные ископаемые | Урок «открытия» нового знания | Краткая характеристика объектов неживой природы; введение понятия «полезные ископаемые, сплав, металлы, руда, месторождение»; горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; значение полезных ископаемых в жизни человека. Творческая работа | Знать, как используют песок, глину, известняк, гранит. | + | 06.02. 2014 | |
40 | Свойства полезных ископаемых. Практическая работа № 7 | Исследова тельский урок-практикум | Краткая характеристика объектов неживой природы; свойства полезных ископаемых; составление плана по определению свойств полезных ископаемых. | Знать, что полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев земли. | 11.02. 2014 | ||
41 | Урок- проект № 3 «Почему надо беречь полезные ископаемые» | Комбинированный урок | Bлияние деятельности человека на природу; охрана полезных ископаемых; бережное отношение к богатствам природы, работа с научными текстами. | Уметь обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой. | 13.02. 2014 | ||
42 | Обобщение по разделу «Тайны недр Земли». Самостоятельная работа № 2 | Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба | Краткая характеристика объектов неживой природы; влияние человека на природу; охрана природных богатств; свойства полезных ископаемых. | Знать, что полезные ископаемые – это горные породы, которые люди добывают из различных слоев земли. Уметь обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой. | 18.02. 2014 | ||
| |||||||
43 | Как образуется почва | Урок «открытия» нового знания | Краткая характеристика объектов неживой природы; процесс почвообразования; введение понятия «цепь питания»; составление цепей питания. Творческая работа. | Знать, что почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения; что такое перегной; как повышают плодородие почвы; как охраняют почву. | 20.02. 2014 | ||
44 | Почва и ее состав. Практическая работа № 8 | Исследова тельский урок-практикум | Охрана природных богатств; что такое цепи питания; состав почвы; плодородие почвы. | Знать, что почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения; что такое перегной; как повышают плодородие почвы; как охраняют почву. | + | 25.02. 2014 | |
45 | Экскурсия № 2 «Почвы родного края» | Исследова тельский урок-практикум | Правила поведения во время экскурсии; наблюдения состава почвы, выяснение вида почвы края (по ИКТ); значение почвы в жизни человека. | Знать, что почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения; что такое перегной; как повышают плодородие почвы; как охраняют почву. | 27.02. 2014 | ||
46 | Зачем и как люди заботятся о почве | Комбинированный урок | Влияние деятельности человека на природу; охрана природных богатств; значение почвы; охрана почвы в нашем крае. Творческая работа | Уметь обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | 04.03. 2014 | ||
47 | Обобщение по разделу «Почва». Тест № 3 | Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба | Закрепление знаний о различных видах почвы; значение почвы в жизни человека. | Уметь обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | 06.03. 2014 | ||
| |||||||
48 | Лес и его обитатели | Комбинированный урок | Взаимосвязь растений и животных; природные сообщества; многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного проживания; составление цепей питания в лесном сообществе; лес и его обитатели; ярусы леса. Творческая работа | Знать названия животных Красной книги России (не менее 2-3); правила поведения в походах. Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае. | + | 11.03. 2014 | |
49 | Луг и его обитатели | Комбинированный урок | Взаимосвязь растений и животных; природные сообщества; многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного проживания. Творческая работа | Уметь приводить примеры обитателей растительного и животного мира луга; составлять цепи питания, существующие на лугу | + | 13.03. 2014 | |
50 | Поле и его обитатели | Комбинированный урок | Поле, искусственно созданное человеком природное сообщество; многообразие растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания; составление цепей питания, существующие в сообществе поля. Творческая работа | Знать о значении природы для здоровья и жизни человека, об отдельных видах труда, связанных с природой. Уметь составлять цепи питания в природном сообществе. | + | 18.03. 2014 | |
51 | Пресный водоем и его обитатели | Комбинированный урок | Взаимосвязь растений и животных; искусственные и естественные водоёмы; разнообразие растительного и животного мира пресного водоёма; составление цепей питания в сообществе пресного водоёма. Творческая работа | Знать растительный и животный мир пресного водоёма (3-4 пр.). Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений; различать естественные водоёмы и искусственные; составлять цепь питания в сообществе пресного водоёма. | + | 20.03. 2014 | |
4 четверть, 17 часов | |||||||
52 | Болото и его обитатели | Комбинированный урок | Взаимосвязь растений и животных на болоте; многообразие растений и животных на болоте; возможность совместного обитания растений и животных; раскрытие связи между обитателями болот. Творческая работа | Уметь приводить примеры обитателей растительного и животного мира болота; составлять цепи питания, существующие в болотном сообществе. | + | 01.04 2014 | |
53 | Урок-заочная экскурсия № 3 «Природные сообщества нашего края» | Урок-заочная экскурсия | Многообразие растительного и животного мира нашего края; установление связи между обитателями разных сообществ нашего края; составление цепей питания разных сообществ. | Уметь приводить примеры обитателей растительного и животного мира леса, луга, поля, водоёмов, болота; составлять цепи питания, существующие в природном сообществе. | 03.04 2014 | ||
54 | Обобщение по теме «Природные сообщества». Тест № 4 | Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба | Закрепление знаний о различных природных сообществах | Уметь устанавливать связи между обитателями разных сообществ нашего края; составлять цепи питания разных сообществ. | 08.04 2014 | ||
| |||||||
55 | Значение лесов. Безопасное поведение в лесу. | Комбинированный урок | Природа – важнейшее условие жизни человека; значение леса в жизни человека; безопасное поведение в лесу. Творческая работа | Знать правила безопасного поведения в лесу; опасность прогулок в лесу без присмотра взрослых. Уметь приводить примеры живой и неживой природы. | 10.04 2014 | ||
56 | Луг и человек | Комбинированный урок | Закрепление знаний о поведении человека в природе; охрана лугов; многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного существования. | Знать значение луга в жизни человека. | 15.04 2014 | ||
57 | Урок- проект № 4 «Надо ли охранять болота?» | Комбинированный урок | Закрепление знаний об охране природных богатств; закрепление знаний о связи живой и неживой природы; значение болот в природе и жизни человека. Творческая работа | Знать правила безопасного поведения на болоте; опасность прогулок возле болот. Уметь приводить примеры живой и неживой природы. | 17.04 2014 | ||
58 | Дары рек и озер | Комбинированный урок | Водоёмы и их использование; работа с картой (тренировка в умении «путешествовать» по карте: реки и озёра России); игровые моменты: загадки, кроссворды, интересные и шуточные вопросы по теме. Творческая работа | Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; пользоваться картой; работать в группе. | + | 22.04 2014 | |
59 | Безопасное поведение у водоемов | Комбинированный урок-игра | Правила поведения в природе; правила поведения возле водоёма в разные времена года; занимательные задания, кроссворды, загадки, игры по теме. Творческая работа | Знать правила поведения в природе; правила поведения возле водоёма в разные времена года. | 24.04 2014 | ||
60 | Итоговая комплексная работа | Урок контроля знаний и умений | Итоговая стандартизированная диагностика | Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде. | 29.04 2014 | ||
61 | Человек – защитник природы | Комбинированный урок | Охрана природных богатств | Знать группы разных животных; размножение животных разных групп; как охраняют природу в нашем крае; названия животных и растений Красной книги России (не менее 2-3). | 06.05. 2014 | ||
62 | Обобщение по теме «Человек и природные сообщества» Проверочная работа № 3 | Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба | Природа важнейшее условие жизни человека; охрана природных богатств; значение природных сообществ в жизни человека. | Уметь обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | 08.05 2014 | ||
| |||||||
63 | Лента времени | Комбинированный урок | Введение понятия «лента времени»; Москва – столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля | Знать исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля. Уметь описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война). | 13.05 2014 | ||
64 | Урок-проект № 5 «Золотое кольцо России» | Комбинированный урок | Города России по Золотому Кольцу; достопримечательности городов. Творческая работа | Знать названия государственных праздников, дни памятных дат, название родной страны, ее столицы, региона, государственную символику России. Уметь показать на карте города России | +
| 15.05 2014 | |
65 | Путешествие по Санкт-Петербургу | Урок-заочное путешествие | Россия – это наша Родина Урок-заочное путешествие по Санкт-Петербургу | Знать название родной страны, ее столицы, региона. Уметь работать с различными источниками информации. | 20.05 2014 | ||
66 | Экскурсия № 4 по городу «Мой район» | Урок -экскурсия | Наиболее важные объекты и достопримечательности микрорайона. Творческая работа | Знать название родного города, его районы, регион, улицы. Уметь работать с различными источниками информации. | + | 22.05 2014 | |
67 | Обобщение по теме «Путешествие в прошлое» Проверочная работа № 4 | Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба | Города России; достопримечательности городов Золотого Кольца; мой город | Уметь работать с различными источниками информации. | 27.05 2014 | ||
68 | Экскурсия № 5 в Краеведческий музей | Исследова тельский урок-практикум | Наиболее важные объекты музея | Уметь работать с оглавлением и справочниками учебника, анализировать полученную информацию, соблюдать правила поведения во время экскурсии. | 29.05 2014 |
Планируемые результаты изучения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Смыслообразование и самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
а) Планирование:
1 применять установленные правила в планировании способа решения;
2 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
б) Коррекция:
1 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
2 адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.
в) Контроль: использовать установленные правила в контроле способа решения.
Коммуникативные УУД (управление коммуникацией): координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по основной содержательной линии «Человек и природа» (Познавательные УУД)
1. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
2. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.
3. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лаборантское оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.
4. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.
5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.
6. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснений явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.
7. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение).
8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту).
9. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при неотложных несчастных случаях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по основной содержательной линии «Человек и общество» (Познавательные УУД)
1. Работать с картой; находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др.
2. Различать государственную символику РФ символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края.
3. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.
4. Используя дополнительные источники информации (словари учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.
5. Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).
6. Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
7. Проявлять уважение и готовность выполнять совместноустановленные договорённости и правила (в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся должны знать/понимать:
- устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
- понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела (на уровне первичных представлений;
- тир состояния вещества в природе;
- основные свойства воды и воздуха;
- источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
- некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
- полезные ископаемые родного края;
- значение почв в жизни человека, мероприятия по охране почв;
- географическое положение России и своего края (примерное положение своего города, села, поселка на карте);
- особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, их использование и охранные мероприятия на территории родного края;
- города Золотого Кольца России (названия 3-4 городов) и их достопримечательности;
- достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга.
Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер, часы и др.);
- ориентироваться на местности по солнцу, местным признакам и по компасу;
- проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
- измерять температуру воды и воздуха;
- письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
- узнавать в окружающем мире изученные растения и животных;
- показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий); некоторые города России (города Москву,
- Санкт-Петербург, города Золотого Кольца России, родной город, примерное положение своего поселка, села);
- описывать историю возникновения и строительства Москвы и Санкт-Петербурга;
- делать небольшие сообщения (доклады);
- написать письмо в детский научный клуб «Мы и окружающий мир».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- ориентироваться на местности по компасу;
- принимать посильное участие в охране и защите природы;
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- оценивать воздействие человека на природу (положительное/отрицательное);
- выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
- удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительной информации в словарях, справочниках, литературных источниках.
В процессе работы по данной программе используются такие формы организации учебного процесса, как индивидуальная работа по карточкам, коллективная работа, работа в группах, работа в парах. Наряду с традиционными методами обучения используются методы развивающего обучения: проблемный вопрос, эвристическая беседа, исследование, проектирование.
Виды организации учебного процесса: практическая работа, выставка, экскурсия, эксперимент.
С целью проверки знаний используются следующие виды контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые работы, которые содержат задания, как базового уровня, так и задания повышенного и высокого уровня сложности.
Нормы оценок тестовых работ по окружающему миру:
«высокий» - выполнены правильно все задания;
«средний» - выполнены все задания с незначительными погрешностями;
«низкий» - выполнены отдельные задания.
Нормы оценок за устный ответ:
«5» - умение безошибочно пересказывать заданный параграф, отвечать на вопросы, показывать на глобусе и карте географические объекты, давать определение изученным понятиям;
«4» - умение пересказывать заданный параграф, отвечать на вопросы, показывать на глобусе и карте географические объекты, давать определение изученным понятиям, возможны 1-2 ошибки;
«3» - затрудняется в пересказе прочитанного текста, ответах на вопросы, плохо ориентируется на глобусе и карте, допускает ошибки в определении изученных понятий;
«2» - затрудняется в пересказе прочитанного текста, ответах на вопросы, не ориентируется на глобусе и карте, не знает определения изученных понятий.
Исходя из уровня подготовленности данного класса, высокой познавательной активности учеников, сформированности учебных умений, в процессе обучения будет реализовываться не только базовый, но и дополнительный продвинутый уровень содержания образования.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
- интерактивная доска;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- магнитная доска;
- телевизор
- персональный компьютер;
- видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса русского языка;
- магнитофон;
- компьютерные программы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790338-1463140846.jpg)
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790338-1463140846.jpg)
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790338-1463140846.jpg)
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-790338-1463140846.jpg)
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/17/picture-1210751-1594977045.jpg)
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-701740-1448023181.jpg)
Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)
Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/30/picture-980501-1512065410.jpg)
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.
Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....