“Отношение школьников к учению. Мотивация и стимулирование учебной деятельности ”
учебно-методический материал на тему

Радченко Лариса Анатольевна

 

  1. О сущности и происхождении мотивации поведения и деятельности человека.
  2. Мотивы и типы мотивации учения младших школьников.
  3. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.
  4. Постановка целей стимулирования учения в системе работы школы.
  5. Методы стимулирования учебной деятельности, познавательных интересов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

“Отношение школьников к учению. Мотивация и стимулирование
учебной деятельности ”

Цель обучения: развитие умений стимулировать учебную деятельность младших школьников.

Задачи:

  • ориентация в проблеме мотивации и стимулирования;
  • освоение многообразия методов стимулирования;
  • овладение умением определять ведущие мотивы и типы мотивации учения у младших школьников;
  • развитие умений строить в системе свою работу по стимулированию учения.

Ключевые понятия:

  • мотивы, типы мотивации;
  • стимулирование;
  • познавательный интерес;
  • средства стимулирования.

План:

  1. О сущности и происхождении мотивации поведения и деятельности человека.
  2. Мотивы и типы мотивации учения младших школьников.
  3. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.
  4. Постановка целей стимулирования учения в системе работы школы.
  5. Методы стимулирования учебной деятельности, познавательных интересов.

1. О сущности и происхождении мотивации поведения и деятельности человека.

В процессе активного общения людей, в ходе их взаимодействия при выяснении причин того или иного поведения человека всегда выступает то, что называют мотивом (поступка, поведения) – то побуждение, которое приводит к совершению действия.

Человек совершает то или другое действие, потому что поставил перед собой какую-то цель. Однако не всякая осознаваемая и привлекательная цель обязательно побуждает к действию. Но какая-то цель в данный момент становится столь притягательной, что влияет на организацию психической жизни, направляет помыслы. Это значит, что появляется достаточно сильное внутреннее основание в самом человеке для действия, сильное побуждение к достижению цели – мотив.

Мотив выступает для человека достаточно ясно или в ходе приготовления к действию, или в ходе приготовления к действию, или в процессе его совершения, или уже ретроспективно, когда действие совершается по невольному порыву и осознается после совершения.

Понимание мотива действия (поступка) необходимо для того, что бы раскрыть сущность сложного человеческого действия, его психологическую природу.

Еще более сложный анализ требуется, чтобы понять, почему  у человека возникают  такие мотивы – т.е. вопрос о причинах  поступка или поведения . И здесь имеет место уже не конкретная цепь фактов и связанных  с ними переживаний, а весь предшествующий ход жизни, объективные условия, жизненные впечатления, их преломления в личности.

Таким образом, конкретные действия, поступки, поведение человека зависят не только от сиюминутных обстоятельств и влияний, но и от того, какой стала личность к этому времени, какие в ней преобладают взгляды, умонастроения, помыслы. На поведение, поступки человека влияют различные психические образования:

  • политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;
  • действенные интересы в области спорта, искусства, различного рода развлечений и т.д.
  • стремление к организации жизни и быта, влечение к творчеству, определенным занятиям;
  • сильная потребность в чем-то;
  • достаточно сильное чувство (страх, любовь, ярость, жалость и т.д.);
  • действенные моральные убеждения в необходимость действовать определенным образом;
  • привычки – не только к определенному поведению, но и привычки думать, относиться к чему-либо, т.е. традиции, устои;
  • подражание социального характера (манеры, одежда, лексика) и непосредственное подражания (все побежали и он побежал).

Перечисленные факторы могут влиять, мотивировать поведение и поступки человека, но их психологические формы могут быть разными у разных людей.

Таким образом, анализ поступков, поведения человека связан не только с непосредственно влияющими факторами, не только со сложившимися психическими образованьями, но и с отдаленными причинами, послужившими основой для складывающейся личности. Можно лучше понять ребенка, школьника, его отношение к чему-либо и побуждающие мотивы, если знать их корни, происхождение в предшествующий период.

 

2. Мотивы и, типы мотивации учения младших школьников.

Ведущей деятельностью ребенка младшего школьного возраста является учение, учебная деятельность.

Мотивы учения – это то, что побуждает учиться. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих к учению.

Что же побуждает ребенка к учению? Ради чего он учится?

Мотивы учения подразделяются на две большие группы.

Первая группа – широкие социальные мотивы, связанные с разнообразными отношениями с окружающими. Школа, семья, соседи, двор. СМИ – все окружение формирует у детей такие мотивы, как желание стать школьником, “вырасти умным”, стать грамотным, получить образование…

Нельзя сказать, что детей непосредственно побуждают именно эти, но они сами в это верят, потому что часто слышат от взрослых.. Скорее их побуждает то, что “все учатся”, “так надо”.

Вторая группа – учебные интересы, т.е. мотивы, связанные с самой учебной деятельностью. Детей побуждает к учению интересное содержание, удовольствие от умственного напряжения, возможность выразить себя в конкретной работе и т.д.

Итак, в одном случае “учится надо”, в другом “учится интересно”.

В зависимости от того, какие мотивы преобладают, являются ведущими, различают три типа мотивации учения, три вида комплексов побуждений к этой деятельности.

ТИПЫ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ

Первый тип – это отрицательная мотивация, в которой главный мотив, побуждающий ребенка ходить в школу, выполнять задания – это боязнь наказания, осознание не удобств и неприятностей, если  не учится. К этому побуждает напоминания, выговоры, порицания, угрозы родителей, сознание своей неполноценности, отрицательное отношение окружающих взрослых и сверстников.

Это трудные и очень трудные школьники, которые не хотят учиться, стремятся пропустить занятия, небрежно выполняют задания (совсем не выполняют).

Второй тип – мотивация положительная, обусловленная мотивами долга, ответственности, понимания важности, нудности учения (т.е. социального характера), заложенными вне само учебной деятельности, но тем не менее сильно влияющими на учебную деятельность. Острое чувство долга перед близкими людьми, представление об учении как средстве приносить людям добро, реализовать свое назначение в жизни – делает учение не просто ну4жным, но и привлекательным. Такая установка дает учащемуся силы для преодоления затруднений, воспитывает силы для преодоления затруднений, воспитывает терпение и усидчивость, стремление к успеху.

Третий тип – положительная мотивация; заложенная в самом процессе учебной деятельности. Главное для ребенка – само учение, процесс познания, интерес к содержанию.

Устойчивые познавательные интересы рождают стремление преодолевать интеллектуальные затруднения, браться за трудное, требующее творческого отношения, самостоятельности.

Эти три типа мотивации, разумеется, никогда не выступают в чистом виде. Однако при всей сложности сочетания разных мотивов преобладающими оказываются мотивы какого-то одного вида, и это определяет облик мотивации в целом:

  • не люблю, скучаю, но знаю, что нужно;
  • считаю ненужным, но не хочу плохих отметок;
  • учиться не люблю из-за трудностей, но очень нравится учительница;
  • занятия интересные, но нет способностей и т.д.

Основываясь на видах мотивов и типах мотивации, можно различить варианты отношения школьников к учению.

  1. Проявляет повышенный интерес к знаниям. Часто привлекает дополнительный материал при изуче6нии того или иного предмета. Понимает необходимость хорошо учится как долг. Всегда добросовестен в учении.
  2.  Проявляет познавательную активность в основном в рамках школьной программы. Пользуется дополнительным материалом в случае, когда этого требует учитель. Обычно добросовестен в учении, но иногда бывают срывы.
  3. Интерес к знаниям ситуативен, ограничен школьной программой. Добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес.
  4. К знаниям интереса не обнаруживает. Учится в основном по принуждению. Как правило, недобросовестно относится к учению, не проявляет старания.

 

(Н.К. Голубев, Б.П. Битинас)

Традиционная школа, опирающаяся на авторитарную основу взаимоотношений, всегда строила свое воздействие на ребенка с позиции силы (“не можешь – научим, не хочешь – заставим”) и воспитывала, главным образом, мотивы долга, ответственности, не заботясь  о том, чтобы школьная жизнь делала ребенка счастливым, приносила ему радость и ощущение собственных возможностей.

3.Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.

Широкие социальные мотивы (понимание долга, ответственности, стремление к одобрению, авторитету среди сверстников и т.д.) в силу своей удаленности ей непосредственной деятельности школьника нередко у него чисто верба льны. Оторванность этих мотивов от непосредственной деятельности мешает их смысла. Они не влияют и не побуждают к действию, оставаясь “знаемыми”.

Высказывание младших школьников типа “учусь, чтобы стать грамотным”, “чтобы приносить ползу…” и т.п. – могут совершенно не отражать реальных побуждений к учению.

Познавательный интерес как мотив учебной деятельности в большей мере, чем другие мотивы, становится к смыслообразующим, и побуждающей к реальным действиям. Среди других мотивов познавательному интересу отдается предпочтение. Школьники осознают интерес раньше и более ясно, чем другие мотивы.

Будучи сильным мотивом учения, познавательный интерес, создавая “внутреннюю среду” развития, существенно меняет саму деятельность,  влияет на ее характер, протекание и результаты.

В практике работы школы познавательный интерес уступает другим мотивам. На эту ошибку указывал еще К.Д. Ушинский, говоря, что приохотить ребенка к учению – гораздо более достойная задача, чем приневолить.

Познавательный интерес переплетается и взаимодействует с социальными мотивами (общение с учителем, одноклассниками, успехи в учении и т.д.), усиливая их. В свою очередь, моральные мотивы усиливают ценность познания и знаний, интеллектуальную радость.

  Таким образом, оптимальный вариант положительной мотивации учения предполагает ведущую роль познавательного интереса (как “самого личностного” мотива) в сочетании с широкими социальными мотивами. Это придает особое значение задаче формирования познавательного интереса в процессе обучения.

4. Постановка целей стимулирования учения в системе работы школы.

Работа по формировании мотивации учения на всех ступенях образования, включая и дошкольную, начинается с целеполагания. С точки зрения преемственности между дошкольным, начальным и основным школьными звеньями необходима тесная связь и взаимозависимость одного от другого.

В таблице это можно представить следующим образом.

Цели воспитания с точки зрения преемственности 1)

Ступени образования

Формирование мотивации учения

Дошкольная

Формирование познавательной мотивации

Начальная

Формирование мотивации к интенсивной учебе

Основная

Формирование мотивации к самообразованию

Очевидно, что познавательная мотивация у детей – дошкольников – это ступенька, с которой начинается развитие отношения к познанию окружающего. Если к моменту поступления в школу у них сформируется (разумеется, на “дошкольном материале”) любознательность, интересно всему новому, стремление понять устройство, назначение, происхождение, способы использования каких-либо предметов, фактов, явлений, причинно-следственные связей между ними, то в условиях школьного обучения эти предпосылки естественно трансформируются в желание освоить новое школьное содержание.

В свою очередь, сформированная в начальной школе мотивация к интенсивной учебе – это необходимое условие формирования мотивации к самообразованию в последующие годы обучения.


  1. Цели воспитания на начальной и основной ступенях сформулированы П.И. Третьяковым и И.Б. Сенновским.

5.Методы стимулирования учебной деятельности, познавательных инте6ресов.

Каждый учитель стремится побудить детей к интенсивной учебе, однако на практике работа по стимулированию страдает следующими недостатками.

  • Чаще стимулируется внешняя активность: поза внимания, скорость реакции на задание учителя, руки, поднятые для ответа (“Активней! Не вижу рук!”).Скрытые малозаметные показатели активности восприятия, осмысления информации, поиска решения – не распознаются, а значит  и не отмечаются учителем.
  • Стимулируется, главным образом, активность памяти, поощряется точность воспроизведения. Идеальным считается ученик, который внимательно слушает и запоминает объяснения учителя, с тем, чтобы по данному образу выполнить аналогичную работу.
  • У трудных, слабоуспевающих учащихся стимулируются чувство долга, ответственности перед всеми (учителем, классом, родителями) за результаты учения. Негласно считается, что иные мотивы – интерес к содержанию, удовольствие от интеллектуального напряжения, стремление решить проблему и пр. – этим детям недоступны, а доступны сильным успевающим школьникам.
  • Главное средство стимулирования – школьная отметка. Пятерка – награда за любые успехи, двойка порщает нерадивость. Отметка не всегда аргументирована, исходит главным образом от учителя.
  • Стимулирование носит случайный характер, редко используются “стимульные” ситуации, специально организованные ситуации успеха, нет умения предвидеть последствия.

Одна из причин недостатков в практике стимулирования – слабое знание разнообразия методов стимулирования, их возможностей, что приводит к использованию одних и тех же методов.

В настоящее время известны различные методы и приемы стимулирования.

  1. Эмоциональные методы:
  • поощрение
  • порицание
  • учебно-познавательная игра
  • создание ярких наглядно-образных представлений
  • ситуация успеха
  • стимулирующая оценка
  • свободный выбор задания
  • помощь ребенку в его самоутверждении
  1. Познавательные методы:
  • опора на жизненный опыт
  • возбуждение познавательного интереса
  • проблемная ситуация
  • побуждение к поиску
  • творческие задания
  • мозговая атака
  1. Волевые методы:
  • предъявление учебных требований
  • возбуждение чувства ответственности, долга
  • познавательные затруднения
  • самооценка своей деятельности и ее коррекция
  • рефлексия поведения
  • прогнозирование будущей деятельности
  1. Социальные методы:
  • развитие желания быть полезным
  • побуждение к подражанию сильной личности
  • создание ситуации взаимопомощи
  • поиск контактов и сотрудничество
  • заинтересованность результатами коллективной работы
  • взаимопроверка

(П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский)

Существует множество и других способов стимулирования. Какие из них учитель выбирает, в какой-то степени зависит от личности самого учителя, стиля его взаимодействия с детьми. К примеру, авторитарный учитель чаще использует мотивы социальной направленности, увлекающейся учитель отдает предпочтение познавательным мотивам и т.д. Учитель- мастер умело сочетает методы различных типов в зависимости от конкретных обстоятельств, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Средством стимулирования активности может стать какое-то сугубо индивидуальное средство, какая-то “изюминка”, которая хорошо срабатывает именно у этого учителя.

В любом случае имеет значение, на какие мотивы чаще всего опирается учитель – широкие социальные или на учебные интересы.

В процессе обучения имеет место стимулирование познавательных интересов трех видов:

  • при помощи содержания учебного материала;
  • организацией учебной деятельности школьника;
  • характером общения и отношений, складывающихся в учебном процессе между учениками и между ними и учителем.  

(Г.И. Щукина)

Стимулирование познавательных интересов учащихся

при помощи содержания учебного материала.

Содержание учебного материала влияет на интерес к учению не обособленно, а в связи и с процессом деятельности, и с отношениями участников учебного процесса.

а) Важный стимул познавательного интереса – новизна содержания, его необычность, неожиданность, нестандартность.

Любой учебный предмет располагает богатейшими возможностями удивить, озадачить учащихся новыми фактами, сведениями, сравнениями, новыми способами решения задачи и т.д.

б) Обновление уже усвоенных знаний.

Чтобы возбудить интерес, предмет должен быть отчасти знаком ученикам и отчасти нов.

Ребенок еще до школы оперирует некоторыми данными, соприкасается с множеством элементов знаний. У него складываются представления о количестве и пространстве, о растительном и животном мире и т.д. Новое знание приобретает для ребенка особый смысл тогда, когда происходит сравнение прежних знаний с тем, чем овладел сегодня.

В ситуациях, где многое стало привычным и утратило привлекательность, возбудить интерес можно с помощью нового угла зрения, нового поворота, новой стороны явления.

Опора на прежний опыт нужна не для приумножения, а для показа его несовершенства и для перестройки.

в) Стимулирует детей показ необходимости тех или иных знаний в жизни, для удовлетворения каких-то личных интересов и потребностей. Для этого учителю необходимо хорошо знать своих учащихся, их внешкольные интересы, занятия, виды деятельности.

Стимулирование познавательных интересов, связанное с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся.

Другой источник интереса к учению – сама познавательная деятельность, которая приносит детям иные впечатления.

Если содержание обучения вызывает у детей радость открытия мира, чувство нового, удавление и т.д., т.е. интеллектуальные радости и переживания, то процесс деятельности рождает осознание своего роста, удовольствие от процесса работы, чувство успеха, собственного достоинства.

В этом отношении наиболее действенны такие средства стимулирования, как

  • многообразие форм самостоятельных и творческих работ;
  • проблемные ситуации;
  • ситуации успеха;
  • ситуации свободного выбора и др.

Грамотная организованная учебная деятельность позволяет детям проявить себя, свои способности, стать активным участником общей работы в классе.

Среди наиболее действенных средств стимулирования этой группы – ситуация успеха.

Известно, что отрицательное отношение к учению возникает главным образом при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания успеха, поощрение учителя, признание одноклассников удваивают активность, возбуждает интерес к работе, стремление лучше учиться. Впечатление от успеха бывает столь сильным, что может поколебать даже устоявшееся отрицательное отношение к учению.

Что же такое ситуация успеха?

На уроке ученик нашел –пусть случайно – необычное решение задачи, высказал интересную мысль, удачно ответил на трудный вопрос… Учительница приятно удивлена, просит объяснить, хвалит. На некоторое время внимание6 всего класса обращено к этому ученику.

Ситуация оказывает воздействие не только на ученика, но на многих других детей, которым тоже нужен успех.

В одном случае такая ситуация возникает неожиданно, носит случайный характер, в другом – создается специально, искусственно. Это имеет большое значение, ибо если научиться управлять такими ситуациями, то становится возможным влиять на самую трудную категорию учащихся – неуспевающих, недисциплинированных, которые не хотят учиться и поэтому в обычных условиях урока об успехе не может быть и речи. Хотя и у них иногда вдруг проявляется активность. Но возникает она не так, как у других: нет явного оживления, не тянется нетерпеливая рука. Только мелькнет слегка удивленный взгляд, ребенок прислушается, прекратит возню – вот и все малозаметные приметы. Увидеть их может только внимательный учитель. Поскольку для таких детей трудно бывает “подстеречь” удобный момент на обычном уроке, приходится создавать для него специальные условия. В любом учебном материале всегда можно вычленить легкое и трудное, занимательное и непривлекательное, существенное и менее важное. Для планируемой ситуации успеха подбирается наиболее интересный и доступный материал. Учитель сознательно занижает требования, чтобы дать ученику справиться с заданием. Пусть он познает радость успеха, поверит в свои силы. Конечно, достижения при этом будет относительны, но для самого ученика – значительны.

Чтобы высокая оценка при заниженных требованиях не воспринималась классом как несправедливость, учитель не сравнивает детей друг с другом, а оценивает продвижение каждого отдельно, подчеркивая, что “раньше не умел, а теперь научился”.

При организации успеха следует учитывать сугубо индивидуальные особенности каждого ребенка, иначе может быть неудача. Один быстрее вовлекается в работу, если сидит за партой один, другой не терпит одиночества. Один теряется, когда все смотрят на него, другой нуждается в этом. Для трудных школьников все имеет значение. Ситуация успеха может сорваться из-за неосторожного слова, случайного конфликта с соседом, просто плохого настроения.

От заниженных требований к трудным детям можно постепенно переходить к их усложнению, постоянно подчеркивая малейшее продвижение, успех в работе.

Зависимость познавательных интересов от отношений

между участниками учебного процесса.

Социальные стимулы, связанные с отношениями учащихся, для личности школьника оказываются подчас сильнее всех остальных.

Многообразные отношения – симпатии, дружбы, сотрудничества, взаимной зависимости и ответственности, сопереживания – создают необходимую почву для проблемного обучения, обмена мнениями в ходе дискуссий, обсуждений, при анализе и оценке ответов и положительно влияют на развитие познавательных интересов.

Среди стимулов больное значение имеют:

  • поощрения;
  • доверие к познавательным возможностям учащихся (педагогический оптимизм);
  • сотрудничество учителя и учащихся;
  •  эмоциональность самого учителя, заражающая детей;
  • создание эмоционального тонуса познавательной деятельности (интеллектуальный настрой, совместная увлеченность деятельностью и т.д.).

По характеру стимулирования познавательных интересов выделяются 4 группы учителей:

Первая группа – увлеченные учителя, любящих науку и свою работу.

Вторая группа – “деловые” учителя, создающие деловую атмосферу на уроке.

Их позиция: “научить, чтобы знали и умели”.

Третья группа – учителя, стимулирующие доброжелательностью, пониманием и сочувствием. Главное средство – поощрения, подбадривание, укрепление у школьников веры в свои силы, возможности. Они наблюдательны, оберегают детей от неудач.

Четвертая группа – учителя, “ярко эмоциональные”, проявляющие свою эмоциональность постоянно, но не всегда достигая положительных результатов (излишняя восторженность, нотации, раздражительный тон и т.д.)

Названные группы могут быть постоянными, устойчивыми, а могут быть подвижными, когда характер стимулирования определяется сложившейся ситуацией, конкретными обстоятельствами. В опыте педагогов-новаторов сочетающейся лучше характеристики различных по стимулированию групп.

Приложение.

Диагностика детей, поступающих в школу.

Представления о школе, адекватные будущей учебной деятельности.

Беседа о школе.

  1. Хочешь ли ты учиться в школе?
  2. Любишь ли ты играть в школу? Чем тебя привлекает эта игра?
  3. Чем тебе нравится школа?
  4. В школе нужно трудиться. Что это значит? Как нужно учиться?
  5. Чем ты любишь заниматься дома?
  6. Какие занятия нравятся еще?

Оценка:

Высокий уровень: представление обучении как о труде, в школе нужно трудиться, это требует внимательности, старания, усидчивости. Ребенок это понимает и готов прикладывать усилия, приобретать учебные умения.

Средний уровень: дети отвечают без горячности, они скорее принимают предстоящее событие как неизбежное. Эмоционально школа их не привлекает. Ребенок перечисляет внешние элементы школьной жизни, не забывая упомянуть о спортивных занятиях, играх.

Познавательные интересы, стремление к овладению знаниями недостаточно сформированы.

Низкий уровень: бедные и неадекватные представления о школе. Их обнаруживают дети, для которых предстоящая учебная деятельность не связана с какими-либо требованиями к ним самим, преобладают моменты занимательности, даже развлекательности будущего учения, но отнюдь не его серьезности и насыщенности трудом.

Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. “Здравствуйте, дети”.
  2. Амонашвили Ш.А. “Как живете, дети?” М.1986г.
  3. Амонашвили Ш.А. “Личностно-гуманная основа педагогического процесса” Минск,1990г.
  4. Голубев Н.К., Битинас Б.П. “Введение в диагностику воспитания” М. Педагогика, 1989г.
  5. Зайцев В.В. “Использование ситуации свободного выбора” Ж. Начальная школа. №5, 1990г.
  6. Занков Л.В. “Беседы с учителями” М.1975г.
  7. Натанзон Э.Ш. “Приемы педагогического воздействия” М.1972г.
  8. “Педагогический поиск” М. Педагогика 1988г.
  9. Сухамлинский В.А. “Сердце отдаю детям” Киев 1988г.
  10. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. “Технология модульного обучения в школе” М.1997г.
  11. Шамова Т.И. “Активизация учения школьников. Знание. Педагогика и психология” №7, 1979г.
  12. Щукина г.И. “Проблема познавательного интереса в педагогике” М.1971г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация младших школьников к учению

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным....

Формирование у младших школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности

УДК Габдрахманова А.И.Педагог-псиологФормирование у младших школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности        Аннотация: в статье рассматриваются...

Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению

Статья на тему "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению"...

Доклад на заседание ШМО начальных классов. Тема:«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению».

Ни для кого ни секрет, что у одного и того же учителя бывает разный уровень знаний и умений учеников, так как учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот ж...

Выступление на РМО по теме: Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению.

Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению....