Мотивация младших школьников к учению
материал на тему

Фахрисламова Зиля Фатиховна

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_mladshih_shkolnikov_2011.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Мотивация младших школьников к учению»

(Выступление на заседании КМО)

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ «Кавзияковская ООШ»

Фахрисламова Зиля Фатиховна

2011г.

Мотивация младших школьников к учению 

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности , связанное с удовлетворением определенной потребности.

Мотивация - система мотивов, побуждающих  ребенка познавать новое, углубляться в понимание вещей, анализировать, осмысливать определенные факты, явления, идеи, искать нужную информацию,  применять ее при определенных условиях. Мотивация,  ее формирование и коррекция лежат в основе школьных успехов и проблем. Формирование мотивации - это прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к обучению , осознание их самими учащимися и последующим саморазвитием мотивационной сферы.

Сухомлинский писал:

« Тонкие роднички, из которых наполняется река единства обучения и воспитания - это желание ребенка учиться.» Как же открывать эти роднички, как сделать, чтобы они не заилились? Чем предупредить тревожное явление, с которым, к сожалению, часто приходится сталкиваться нам  педагогам. Ребенок нес в школу огонек жажды знаний, но он быстро погас, взамен родился страшный, злейший враг обучения – равнодушие? Традиционная  диагностика  детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты), у 1% уч-ся не сформирована, и только у 20% сформирована.

Вроде и создается учителем много для обучения. А причина проблемы проста - ребенок не понимает, зачем ему  это нужно. Нет мотивации.

Как же повысить мотивацию учебной деятельности учащихся?

Сосредоточим  внимание на системе мотивов и мотивации учебной деятельности младшего школьника.

 • Заинтересованность - сильная мотивация к обучению .

Чтобы ученики по - настоящему начали учиться, а не отсиживать уроки, их нужно заинтересовать – указать, что они не знают того, без чего больше не смогут жить, что на каждом уроке их ждет что-то новое. Важно, чтобы ученики ставили перед собой цель: я пришел чему-то научиться, а в конце урока знали ответ на вопрос « Чему я научился?» Учитель должен так организовать учебный процесс, заинтересовать, чтобы вызвать у детей  желание учиться. Учебный материал должен стимулировать мышление детей, поставленная ​​задача - подталкивать к поискам путей ее решения . Учитель должен регулировать уровень сложности заданий, каждый раз повышая его,  стимулировать интеллектуальные чувства младших школьников.

Удачным мотивом создания положительной мотивации учащихся на уроке является:

Нестандартное начало и сам нестандартный урок .

Необычное, неординарное начало урока всегда побуждает ребенка углубиться в его исследование,  изучение. В начале урока  учитель может принести  «Волшебную шкатулку » , « Мешочек » , «Черный ящик» и предложить детям отгадать , что в нем с помощью наводящих вопросов. Я уверена, что такое начало урока не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Нетрадиционный, нестандартный урок! Урок – сказка, урок – игра, урок – презентация, урок – исследование, урок – конкурс, урок путешествие, урок драматизация - такая форма занятий все настойчивее утверждается в школьной практике.  Многие учителя видят в ней средство преодоления стереотипа урока, изменения привычных способов общения, демократизации взаимоотношений между учителями и учениками. Что же дает нестандартный, нетрадиционный урок?

   Во-первых, активизацию мыслительной деятельности учащихся. Стимулирует мыслить, побуждает думать, сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки своего товарища .

    Во-вторых, развитие познавательных интересов учащихся к обучению. Им интересно  учиться, стремятся узнать как можно больше, чтобы выступать в роли учителя, и проверять товарищей.

    В-третьих,  развитие связной речи и творческих способностей учащихся. Они учатся правильно, грамотно и красиво говорить. В данном случае мотивация обучения  идет подсознательно  и без всяких  принуждений к обучению .

Среди различных путей воспитания у учащихся интереса к обучению одним из самых эффективных является организация их игровой деятельности. Игра в учебном процессе мотивирует,  возбуждает интерес, развивает коммуникативные навыки.

Высокая эффективность дидактической игры несомненна. И учитель, и дети работают с использованием игровых материалов активнее, а главное - значительно продуктивнее. Это происходит потому, что во время игры задействованы глубинные психологические механизмы,  которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала. Один из механизмов - высокая внутренняя мотивация к деятельности. В процессе игры дети работают с огромным эмоциональным подъемом. Второй - раскованность познавательных действий ученика. Каждый имеет право на ошибку. Это  не является трагедией , и  учитель не порицает .

Ролевые игры, конкурсы, соревнования  позволяют выявить творческие способности ребенка, самоутвердиться, оптимистичнее относиться  к учебе.

Познавательные игры (деловые, ролевые, ситуативные) моделируют жизненные ситуации, отношения людей, взаимодействие вещей , явлений . Они могут быть основной или вспомогательной формой учебного процесса .

Большую роль в жизни человека играют эмоции. Пожалуй, трудно найти человека, лишенного эмоций. Они имеют большое значение и в обучении учащихся.

Украшенный эмоциями рассказ учителя вызывает восхищение у школьников и поэтому они воспринимают материал лучше. Если урок для них неинтересен, то он воспринимается плохо.

Эмоциональные отрывки из текстов, иллюстрации, эмоциональный рассказ учителей - это приемы реализации метода создания эмоциональных переживаний в обучении . Одним из приемов эмоционального мотивирования обучения является создание ситуации увлеченности. Повышенный интерес у учащихся вызывает  анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых,  общественных деятелей, особенно из их детства. Для создания эмоциональных ситуаций во время проведения уроков большое значение имеют  художественность и эмоциональность речи учителя. Без эмоциональности речь учителя является только информативно полезно, но, к сожалению, она не становится позитивным методом активизации  познавательной деятельности учащихся .

Еще одним мотивом обучения является чувство успеха, удовлетворения достигнутым. Постоянное ощущение учеником успеха в обучении укрепляет уверенность в собственных силах, пробуждает чувства достоинства, желание учиться.

В. Сухомлинский писал: « Моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребенок черпает в своих успехах ...». Поэтому создание ситуации успеха , когда каждый может поверить в свои знания и силы , - один из важных путей повышения мотивации учебной деятельности . Успех предполагает не столько удачу или счастливый случай, сколько результативность в достижении намеченного, а также связанное с ним общественное признание полученного результата. Переживания, сопровождающие достижения успеха, стимулируют не только самочувствие и удовлетворение собой , а влияют на дальнейшее развитие, определяют его темпы, направленность, социальную активность личности .

Лучший учитель тот, кто пробуждает у учащихся желание учиться. Эта неоспоримая истина провозглашалась в той или иной форме прогрессивными педагогами всех времен.

Заинтересованный своим предметом, с творческим подходом к его преподаванию, широкой осведомленностью и эрудицией учитель собственным примером влияет на учеников. Школьникам нравится в любимых ими учителях, кроме умений и знаний такие черты их личности, как чуткость, сердечность, внимательность к запросам и интересам детей. Поведение учителя, его моральный облик - все это важные факторы воспитания положительного мотива учения .

Итак,  настоящий учитель каждым своим словом и действием должно убеждать учеников в своей искренности, доброжелательности и справедливости. Только при этом условии можно воспитывать положительные мотивы к обучению, как к ответственной, интересной и радостной работе .

Знать, что такое мотивация, какие приемы ее развития существуют, уметь учитывать психофизические проблемы мотивации учебной деятельности, умение создать на уроках ситуацию заинтересованности теоретическим материалом, мотивировать у учащихся чувства долга и ответственности – все это  и многое  другое  поможет нам спроектировать и провести эффективный урок.

                                                     Памятка

«С чего начинам урок?»

•    Дети не должны бояться совершить ошибку.  На  ошибках учатся.  Ошибки даже нужны для учебного процесса.

• Давайте детям максимально проявить свою инициативу.  Учите учащихся самостоятельно думать и работать.

• Творческое отношение к работе и обучению -  залог эффективного урока.

• Не у всех детей хватает терпения и настойчивости постепенно переходить от простого к сложному. Не давайте ученикам разочароваться в своих силах.

• Если ваш голос выражает раздражение, разочарование и уныние, дети запомнят именно эти эмоции,  а не мудрость, которую вы пытались до них донести.

• Каждый ученик по - своему воспринимает материал. Учитывайте это.

• Лучший тот диалог,  в процессе которого дети отзываются не на  слова, а на мысли.

• Доброй памяти предшествует пристальное внимание.

• Всему  научиться можно только практикой.

• Повторять изученный материал нужно с интервалами. Так экономнее и эффективнее.

• Создавайте проблемные ситуации на уроках. Там, где нет выбора, нет мышления.

• Если ребенок удивляется – он ​​начинает мыслить. Новые идеи - продукт творческого воображения.

• Заинтересованность - сильная мотивация к обучению.

• Учите детей делать заметки.

• Запоминание материала часто зависит от его изложения. На профессионализм учителя указывает умение лаконично высказываться .

• Есть два основных мотива,  которые формируют поведение человека: получить вознаграждение и избежать наказания. Применяйте эти мотивы на уроках.

• Если учитель стоит, он больше привлекает к себе внимание детей.

• Планируйте дискуссии, диспуты на уроке. Это усиливает внимание детей.

• Учитель не должен говорить без остановки. Дети не успевают за его мыслями.

• О том, насколько интересно содержание урока,  делайте вывод не из своего взгляда, а с точки зрения учащихся.

  • Особенно тщательно готовьте начало урока. Часто именно от него зависит успех всего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в образ...

ИКТ как средство развития познавательной мотивации младших школьников

Данная презентация является поддержкой к одноименной статье....

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Формирование у младших школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности

УДК Габдрахманова А.И.Педагог-псиологФормирование у младших школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности        Аннотация: в статье рассматриваются...

Статья- "УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ."

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...