Мотивация младших школьников к учению
материал на тему
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_mladshih_shkolnikov_2011.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мотивация младших школьников к учению»
(Выступление на заседании КМО)
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ «Кавзияковская ООШ»
Фахрисламова Зиля Фатиховна
2011г.
Мотивация младших школьников к учению
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности , связанное с удовлетворением определенной потребности.
Мотивация - система мотивов, побуждающих ребенка познавать новое, углубляться в понимание вещей, анализировать, осмысливать определенные факты, явления, идеи, искать нужную информацию, применять ее при определенных условиях. Мотивация, ее формирование и коррекция лежат в основе школьных успехов и проблем. Формирование мотивации - это прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к обучению , осознание их самими учащимися и последующим саморазвитием мотивационной сферы.
Сухомлинский писал:
« Тонкие роднички, из которых наполняется река единства обучения и воспитания - это желание ребенка учиться.» Как же открывать эти роднички, как сделать, чтобы они не заилились? Чем предупредить тревожное явление, с которым, к сожалению, часто приходится сталкиваться нам педагогам. Ребенок нес в школу огонек жажды знаний, но он быстро погас, взамен родился страшный, злейший враг обучения – равнодушие? Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации первоклассников к школе показала, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые моменты), у 1% уч-ся не сформирована, и только у 20% сформирована.
Вроде и создается учителем много для обучения. А причина проблемы проста - ребенок не понимает, зачем ему это нужно. Нет мотивации.
Как же повысить мотивацию учебной деятельности учащихся?
Сосредоточим внимание на системе мотивов и мотивации учебной деятельности младшего школьника.
• Заинтересованность - сильная мотивация к обучению .
Чтобы ученики по - настоящему начали учиться, а не отсиживать уроки, их нужно заинтересовать – указать, что они не знают того, без чего больше не смогут жить, что на каждом уроке их ждет что-то новое. Важно, чтобы ученики ставили перед собой цель: я пришел чему-то научиться, а в конце урока знали ответ на вопрос « Чему я научился?» Учитель должен так организовать учебный процесс, заинтересовать, чтобы вызвать у детей желание учиться. Учебный материал должен стимулировать мышление детей, поставленная задача - подталкивать к поискам путей ее решения . Учитель должен регулировать уровень сложности заданий, каждый раз повышая его, стимулировать интеллектуальные чувства младших школьников.
Удачным мотивом создания положительной мотивации учащихся на уроке является:
Нестандартное начало и сам нестандартный урок .
Необычное, неординарное начало урока всегда побуждает ребенка углубиться в его исследование, изучение. В начале урока учитель может принести «Волшебную шкатулку » , « Мешочек » , «Черный ящик» и предложить детям отгадать , что в нем с помощью наводящих вопросов. Я уверена, что такое начало урока не оставит равнодушным ни одного ребенка.
Нетрадиционный, нестандартный урок! Урок – сказка, урок – игра, урок – презентация, урок – исследование, урок – конкурс, урок путешествие, урок драматизация - такая форма занятий все настойчивее утверждается в школьной практике. Многие учителя видят в ней средство преодоления стереотипа урока, изменения привычных способов общения, демократизации взаимоотношений между учителями и учениками. Что же дает нестандартный, нетрадиционный урок?
Во-первых, активизацию мыслительной деятельности учащихся. Стимулирует мыслить, побуждает думать, сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки своего товарища .
Во-вторых, развитие познавательных интересов учащихся к обучению. Им интересно учиться, стремятся узнать как можно больше, чтобы выступать в роли учителя, и проверять товарищей.
В-третьих, развитие связной речи и творческих способностей учащихся. Они учатся правильно, грамотно и красиво говорить. В данном случае мотивация обучения идет подсознательно и без всяких принуждений к обучению .
Среди различных путей воспитания у учащихся интереса к обучению одним из самых эффективных является организация их игровой деятельности. Игра в учебном процессе мотивирует, возбуждает интерес, развивает коммуникативные навыки.
Высокая эффективность дидактической игры несомненна. И учитель, и дети работают с использованием игровых материалов активнее, а главное - значительно продуктивнее. Это происходит потому, что во время игры задействованы глубинные психологические механизмы, которые обеспечивают глубокое и прочное усвоение учебного материала. Один из механизмов - высокая внутренняя мотивация к деятельности. В процессе игры дети работают с огромным эмоциональным подъемом. Второй - раскованность познавательных действий ученика. Каждый имеет право на ошибку. Это не является трагедией , и учитель не порицает .
Ролевые игры, конкурсы, соревнования позволяют выявить творческие способности ребенка, самоутвердиться, оптимистичнее относиться к учебе.
Познавательные игры (деловые, ролевые, ситуативные) моделируют жизненные ситуации, отношения людей, взаимодействие вещей , явлений . Они могут быть основной или вспомогательной формой учебного процесса .
Большую роль в жизни человека играют эмоции. Пожалуй, трудно найти человека, лишенного эмоций. Они имеют большое значение и в обучении учащихся.
Украшенный эмоциями рассказ учителя вызывает восхищение у школьников и поэтому они воспринимают материал лучше. Если урок для них неинтересен, то он воспринимается плохо.
Эмоциональные отрывки из текстов, иллюстрации, эмоциональный рассказ учителей - это приемы реализации метода создания эмоциональных переживаний в обучении . Одним из приемов эмоционального мотивирования обучения является создание ситуации увлеченности. Повышенный интерес у учащихся вызывает анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых, общественных деятелей, особенно из их детства. Для создания эмоциональных ситуаций во время проведения уроков большое значение имеют художественность и эмоциональность речи учителя. Без эмоциональности речь учителя является только информативно полезно, но, к сожалению, она не становится позитивным методом активизации познавательной деятельности учащихся .
Еще одним мотивом обучения является чувство успеха, удовлетворения достигнутым. Постоянное ощущение учеником успеха в обучении укрепляет уверенность в собственных силах, пробуждает чувства достоинства, желание учиться.
В. Сухомлинский писал: « Моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребенок черпает в своих успехах ...». Поэтому создание ситуации успеха , когда каждый может поверить в свои знания и силы , - один из важных путей повышения мотивации учебной деятельности . Успех предполагает не столько удачу или счастливый случай, сколько результативность в достижении намеченного, а также связанное с ним общественное признание полученного результата. Переживания, сопровождающие достижения успеха, стимулируют не только самочувствие и удовлетворение собой , а влияют на дальнейшее развитие, определяют его темпы, направленность, социальную активность личности .
Лучший учитель тот, кто пробуждает у учащихся желание учиться. Эта неоспоримая истина провозглашалась в той или иной форме прогрессивными педагогами всех времен.
Заинтересованный своим предметом, с творческим подходом к его преподаванию, широкой осведомленностью и эрудицией учитель собственным примером влияет на учеников. Школьникам нравится в любимых ими учителях, кроме умений и знаний такие черты их личности, как чуткость, сердечность, внимательность к запросам и интересам детей. Поведение учителя, его моральный облик - все это важные факторы воспитания положительного мотива учения .
Итак, настоящий учитель каждым своим словом и действием должно убеждать учеников в своей искренности, доброжелательности и справедливости. Только при этом условии можно воспитывать положительные мотивы к обучению, как к ответственной, интересной и радостной работе .
Знать, что такое мотивация, какие приемы ее развития существуют, уметь учитывать психофизические проблемы мотивации учебной деятельности, умение создать на уроках ситуацию заинтересованности теоретическим материалом, мотивировать у учащихся чувства долга и ответственности – все это и многое другое поможет нам спроектировать и провести эффективный урок.
Памятка
«С чего начинам урок?»
• Дети не должны бояться совершить ошибку. На ошибках учатся. Ошибки даже нужны для учебного процесса.
• Давайте детям максимально проявить свою инициативу. Учите учащихся самостоятельно думать и работать.
• Творческое отношение к работе и обучению - залог эффективного урока.
• Не у всех детей хватает терпения и настойчивости постепенно переходить от простого к сложному. Не давайте ученикам разочароваться в своих силах.
• Если ваш голос выражает раздражение, разочарование и уныние, дети запомнят именно эти эмоции, а не мудрость, которую вы пытались до них донести.
• Каждый ученик по - своему воспринимает материал. Учитывайте это.
• Лучший тот диалог, в процессе которого дети отзываются не на слова, а на мысли.
• Доброй памяти предшествует пристальное внимание.
• Всему научиться можно только практикой.
• Повторять изученный материал нужно с интервалами. Так экономнее и эффективнее.
• Создавайте проблемные ситуации на уроках. Там, где нет выбора, нет мышления.
• Если ребенок удивляется – он начинает мыслить. Новые идеи - продукт творческого воображения.
• Заинтересованность - сильная мотивация к обучению.
• Учите детей делать заметки.
• Запоминание материала часто зависит от его изложения. На профессионализм учителя указывает умение лаконично высказываться .
• Есть два основных мотива, которые формируют поведение человека: получить вознаграждение и избежать наказания. Применяйте эти мотивы на уроках.
• Если учитель стоит, он больше привлекает к себе внимание детей.
• Планируйте дискуссии, диспуты на уроке. Это усиливает внимание детей.
• Учитель не должен говорить без остановки. Дети не успевают за его мыслями.
• О том, насколько интересно содержание урока, делайте вывод не из своего взгляда, а с точки зрения учащихся.
- Особенно тщательно готовьте начало урока. Часто именно от него зависит успех всего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников
В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация все областей человеческой жизни. Использование ИКТ в образ...
ИКТ как средство развития познавательной мотивации младших школьников
Данная презентация является поддержкой к одноименной статье....
Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"
По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....
Формирование у младших школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности
УДК Габдрахманова А.И.Педагог-псиологФормирование у младших школьников мотивов учения в процессе учебной деятельности Аннотация: в статье рассматриваются...
Статья- "УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ."
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...