Статья о составляющих успеха
статья по теме
Статья написана в соавторстве с учителем начальных классов Сизовой Марией Сергеевной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_sostavlyayushchih_uspeha.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Учиться-усваивать какие-нибудь навыки, уменье. (словарь Ушакова)
С 2009 года вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, основной задачей которого является формирование умения учиться. Значит, как для учителя, так и для ученика во главу угла становится формирование образованного человека.
Стать образованным человеком- значит развить ум( рациональность), приобретая широкие знания о себе, природе и обществе, и на их основании преобразовывать чувства(эмоциональность) в высокие нравственные качества личности. Это возможно только тогда, когда человек почувствует себя успешным. Успешный-значит успевающий, делающий вовремя, умеющий согласовывать свои жизненные цели с имеющимися внешними и внутренними ресурсами, а в результате, достигающий поставленных целей.
Мы живём в 21 веке. На современного ребёнка направлен огромный поток различного рода информации, причём по данным социального опроса 83%информации несёт негативный характер. Следовательно, учащиеся находятся в состоянии неуверенности и опасности, а это ведёт к разрушению здоровья как физического, так и психологического. Вследствие этого дети не чувствуют себя уверенными в своих силах и низкой самооценкой оберегают себя, так как наделены от природы защитным психологическим, подсознательным фоном, уберегающим их от опасностей и перегрузок.
В связи с этим перед нами встал вопрос: « Как оптимизировать процесс обучения, зародить в детях интерес к учению, т.е., как воспитать успешного человека?»
Изучив психологическую литературу, мы выявили семь составляющих успешного человека:
- Психологический комфорт
- Здоровье
- Межличностные отношения
- Цели и идеалы
- Самопознание
- Самореализация
- Финансовая свобода
Мы адаптировали данные составляющие для учащихся начальной школы, исключив финансовую свободу, в связи с возрастными особенностями. Оставили первые шесть и дали им названия, которые будут понятны для детей.
Все шесть составляющих неразрывно связаны между собой, и как только один из компонентов упускается из виду, то путь к успешности становится призрачным для тех, кто по нему движется. Эта задача трудна для взрослых, что же говорить о детях. Тогда нужно помочь себе ( мы ведь являемся « примером») и нашим ученикам. Всем известно, что для лучшего запоминания информации лучше использовать различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. А для учащихся начальной школы наглядность имеет первостепенное значение. Поэтому в нашей работе мы решили использовать ромашку Успеха.
Каждый лепесток- это шаг к успеху. Если один из лепестков выпадает, то она не только потеряет свой внешний вид, но и весь смысл своего содержания. Такой помощник необходим каждому участнику образовательного процесса. Каждый лепесток ромашки имеет свой цвет и название. На них написаны четыре коуч-вопроса:
- Что я хочу получить?( фокус на результат)
- Как я пойму, что получил это? ( критерии)
- Почему для меня это важно?( прояснение цели и мотивации)
- Что мне для этого нужно сделать? (планирование)
Первая составляющая успеха- Комфорт
Комфорт- это бытовые удобства; благоустроенность жилищ, общественных учреждений, средств сообщения и т.п. В переносном смысле: душевный комфорт- состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и окружающим миром. Как видно из данного определения человек будет находиться в комфортном для него состоянии, если все сферы и места его пребывания будут «радовать» душу и глаз. Используя ромашку, как наглядное пособие учитель может провести рефлексию, как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Отвечая на коуч вопросы, учащиеся разворачиваются к себе, находят проблему внутри себя, а не снаружи, и с помощью учителя планируют способы её решения.
Вторая составляющая успеха-Здоровье
Во время урока учащиеся испытывают различные нагрузки. Они связаны с затратами собственной энергии для мыслительных операций и с обязательной необходимостью поддерживать тело в определённой позиции. Продолжительность эффективной и продуктивной работы составляет 20-25 минут. А значит для наших учеников и нас самих просто необходимы минуты отдыха во время учебного урока. Традиционно их называют физкультминутки. Их можно разделить на следующие группы: двигательные, оздоровительные, расслабляющие. На сегодняшний момент существует достаточно много интересной информации по этому вопросу. Также важным моментом здоровьесбережения является обучение учащихся распределять различные виды нагрузок и отдых с помощью режима дня. Составление режима и его соблюдение способствует не только сохранению здоровья, но и формирует умение ценить и распределять самый ценный в мире ресурс-время.
Третья и важная составляющая –Дружба и любовь
Это взаимоотношения с другими. Полноценные взаимоотношения это долгосрочные отношения дружбы и близости с другими людьми. С помощью очень простой проверки можно проверить, как складываются отношения в любом коллективе, будь то семья, класс или коллектив работников предприятия. Это смех. То, как часто члены коллектива смеются, показывает насколько они ладят. Когда отношения счастливые, люди часто смеются общаясь друг с другом, а когда отношения портятся исчезает и смех.
Четвёртая составляющая – Цели и идеалы
Школьный возраст это благодатная площадка для взращивания целеустремлённого человека. Усвоенное и пережитое в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В современном уроке, учитель так строит образовательный процесс, чтобы учащиеся могли самостоятельно поставить и определить для себя учебную цель. Используя дифференцированный подход, и ромашку Успеха, каждого ребёнка можно научить ставить перед собой цель, как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Пятая составляющая- Познаю себя
Главной задачей этой составляющей является принятие себя, как индивидуальной и не на кого не похожей личности. Важно, чтобы ребёнок принял себя таким, какой он есть со всеми своими достоинствами и недостатками, понимая, что последние ему даны, как «помощники» в воспитании себя. Из опыта работы приведём пример: учащийся второго класса из урока в урок получал неудовлетворительные отметки за знание таблицы умножения, хотя конкретный смысл действия умножения он понимал. На вопрос учителя, что же ему мешает выучить таблицу умножения, он отвечал банально-лень. Работая с ромашкой Успеха, ответив на четвёртый коуч-вопрос, учащийся понял, что проблема не успешности в учебном предмете находится внутри него и её решение зависит от его конкретных действий.
Шестая составляющая-Действую
Эта составляющая подразумевает тот факт, что ребёнок осознаёт себя, а так же путь по которому он движется для достижения своих целей. А для этого он аккумулирует в себе внутренние и внешние ресурсы. Действую –это стремление реализовать себя в социуме, используя те качества личности, которыми наделила природа, а так же совершенствоваться и не останавливаться на достигнутом результате, так как ресурсы человека безграничны.
Определение шести составляющих успеха даёт на и нашим ученикам набор целей, толчок с помощью которого мы будем их достигать, понятие и осознание своей индивидуальности. Лепестки дают возможность вычленить те ресурсы, с помощью которых ученик сможет достичь успеха во всех сферах своей жизнедеятельности.
Данную наглядность можно использовать, как на отдельных уроках в качестве помощника, который помогает раскрыть в ученике необходимые ресурсы для устранения возникшей трудности, а так же для самосовершенствования и саморазвития.
Работать с ней можно, как целым классом, так и с каждым учеником в отдельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский...
Статья " Как создаётся успех учеников на уроке"
В статье представлен мой опыт работы по данной теме и шесть правил,применяемых мною на уроке, по созданию ситуации успеха....
Статья "Составляющие успеха младшего школьника"
Статья написана в соавторстве с учителем начальных классов Пономаревой Светланой Викторовной....
Статья для методического сборника "Внеурочная деятельность в начальной школе-одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника"
Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника....
Статья "Составляющие развития связной речи у детей с ОВЗ, обучающихся в школе 3-4 вида"
Актуальность проблемы обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) связана в большей степени с повышением требований к интеллектуальному развитию детей вследствие усложнения требований ...
Выступление на педагогическом конкурсе. Статья "Создание ситуации успеха как фактор, обеспечивающий психологический комфорт младших школьников"
В данной статье вы найдёте некоторые рекомендации по созданию комфортного психологического климата в классе....
Статья " Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника"
Данная статья помогает учителю создать ситуацию успеха в учебно - воспитательном процессе, помочь каждому ученику обрести уверенность ...