Статья " Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника"
статья (4 класс)
Данная статья помогает учителю создать ситуацию успеха в учебно - воспитательном процессе, помочь каждому ученику обрести уверенность в собственных силах , получить возможность самореализации, чтобы ребенок был заинтересован в получении новых знаний , тогда и будет происходить процес саморазвития личности .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника | 29.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Чтобы ребенок с желанием ходил в школу и стремился самостоятельно добывать знания необходимо строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.
Вышесказанное обусловило выбор темы моего проекта: « Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника»
В качестве объекта исследования выступает организация ситуации успеха в педагогическом процессе.
Предмет: создание ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе, влияющих на формирование познавательного интереса учащихся.
Цель заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на успешное обучение младших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом, были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие “успеха” и “ситуации успеха”;
- выявить возможность использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе;
- определить влияние ситуации успеха на обучение учащихся;
Для реализации задач использовался комплекс методов:
Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.
Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы.
Свою работу в 1 классе начинаю традиционно – с изучения личности ребёнка, условий жизни учеников, знакомства с семьёй, её проблемами. На основе педагогического наблюдения составляю на каждого ученика «Психолого-педагогическую карту» Была проведена диагностика по общеучебным умениям и навыкам, по результатам которой оказалось, что из 12 учащихся:
у 3 уч-ся умения практически не сформированы;
у 5 уч-ся сформировано частично;
у 3уч-ся -почти сформировано;
у 1 уч-ся устойчивое владение.
Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапность и высокий темп уроков даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности.
Как известно, отдых – это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помогают используемые в работе технологии:
- игровая,
- элементы исследовательско-проектной,
- информационно-коммуникационной,
- личностно-ориентированный подход.
Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я использовала систему Галины Серапионовны Коротаевой, которая предусматривала работу по 4 блокам.
Первый блок: Индивидуализация в процессе обучения, в которую входят:
- Коррекционные занятия:
2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с классом:
3. Индивидуальные задания на уроке, вне урока
Второй блок: Использование нестандартных форм и методов работы с детьми привело к повышению творческой активности, интереса к учению, повышало качество знаний. Этому способствовала
- Работа учащихся в парах, в группах, создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.
Третий блок: Повышение статуса ребёнка в коллективе. Использовала следующие приемы работы :
1. Комментируемое управление.
2. Диалог.
3. Сотворчество.
Четвёртый блок: Технологические приёмы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности.
1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»).
2. «Упреждающий контроль» Заранее предупреждала о предстоящей проверке знаний, советовала, как подготовиться.
Более подробное описание работ по блокам в моей письменной работе . На протяжении 4 лет я работаю по УМК « Планета знаний». Комплект реализует право ребёнка на индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть, что положительно влияет на создание успеха.
Создавать ситуацию успеха нужно не только в учебной деятельности, но и во внеклассой работе.
Во внеурочное время оказываю детям помощь в подготовке к олимпиадам, конкурсам, поиске информации в Интернете, в разработке творческих проектов, исследовательской деятельности. Мои ученики - активные участники в различных конкурсах, викторинах, соревнованиях. Количество учащихся, постоянно растёт. Ученики с удовольствием каждый год принимают участие в предметных неделях и в олимпиадах.
Вот уже Третий год мои учащиеся участвуют в олимпиадах и конкурсах в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»:
во Всероссийских и международных конкурсах-играх.
Проектные методы во внеклассной деятельности способствуют проявлению и развитию личностных качеств школьника, сплочению коллектива, развитию детского самоуправления.
Начиная, с 1 класса мои учащиеся включаются в исследовательскую деятельность. Это первые шаги исследовательской деятельности
Индивидуальная работа над исследовательскими проектами: по тема«Зимующие птицы»в 3 классе и «В чем заключается успех игры в хоккей» 4 класс.
Ребята выполняли и творческие проекты
Метод проектов очень актуален, т.к. он направлен на развитие самостоятельного мышления ребёнка и позволяет не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применить их на практике.
Современный ребенок, окруженный компьютерной техникой и дома, и в школе способен с интересом обучаться только с активным применением их в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках так же положительно влияет на создание успеха в обучении и позволяет решать некоторые дидактические задачи.
Основная цель воспитательной работы в классе – формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. В коллективе создаются благоприятные психологические условия для саморазвития личности каждого ребёнка и для раскрытия потенциала ученика и формирование сплочённого коллектива учащихся.
В своей работе использую различные формы организации внеклассной работы: классные часы, беседы, праздники, конкурсы, уроки мужества, викторины, походы, экскурсии.
Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. С родителями анализировали проблемы, планировали деятельность.
Проводила родительские собрания на темы: «Как раскрыть способности своего ребенка» «Алгоритм создания ситуаций успеха в семье», «Роль самооценки в формировании личности» и др.
Результативность моей работы по теме прослеживается на основании мониторинга. В частности, на основании анализа уровня образованности учащихся 3 класса в 2009-2010 учебном году можно констатировать, что базовый уровень образованности имели 32% учеников, оптимальный – 60% и расширенный – 9%.
Созданные мной условия для формирования ЗУН обеспечили стабильность успеваемости и качества знаний учащихся
По проведенным мною исследованиям были получены следующие результаты, по выявлению уровня сформированности школьной мотивации . Количество детей с объективной самооценкой увеличилось. А с завышенной и заниженной самооценкой сократилось.
Благодаря личностно-ориентированному подходу, созданию ситуаций
успеха в деятельности учащихся мои ученики стали более активными, свободно высказывают свои мысли, активно принимают участие в классных, школьных и муниципальных мероприятиях. Повысился уровень общеучебных умений и навыков.
Заключение
Учение серьёзный труд для школьника, требующий от него настойчивости, силы воли. Конечно же, не всякие знания заинтересуют и увлекут ребёнка.
Характер отношения учащихся к учению зависит от характера самого процесса обучения, от отношений, складывающихся между педагогом и учащимися, от способов организации деятельности.
Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе. Надо больше обращать внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, не забывать хвалить его за малейший успех и поддерживать в нём уверенность в своих силах.
Ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру.
Учитель должен видеть результаты каждого ребёнка в учении и по достоинству их оценивать. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен. Ребёнок – не доска и не воск, он самое простое удивительное Чудо из всех чудес, дарящее педагогу возможность превратиться в Волшебника.
Овладев тонким умением находить точки соприкосновения с детской душой ребёнка, педагог сможет раскрыть множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника
Отражены технологические приемы и методы работы учителя с младшими школьниками по созданию ситуации успеха на уроке и во внеурочной деятельности....
педагогический проект "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника"
В новой школе необходимо использовать активные методы обучения, изменить подход к отметке и системе оценивания знаний. Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание н...
«Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе младшего школьника»
В новой школе нужны новые технологии, дифференциация содержания образования, использование активных методов обучения, пересмотр отметки и способов оценки знаний. Необходимо стремиться стро...
Презентация " Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника."
Презентация служит сопровождением выступлению по теме" Создание ситуации успеха в учебно - воспитательном процессе младшего школьника"....
Выступление на педагогическом конкурсе. Статья "Создание ситуации успеха как фактор, обеспечивающий психологический комфорт младших школьников"
В данной статье вы найдёте некоторые рекомендации по созданию комфортного психологического климата в классе....
Презентация "Создание ситуации успеха в образовательно - воспитательной деятельности младшего школьника".
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, та...
«Создание ситуации успеха, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника»
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.Ребенок, идя в школу, ...