Статья " Как создаётся успех учеников на уроке"
статья (4 класс) на тему
В статье представлен мой опыт работы по данной теме и шесть правил,применяемых мною на уроке, по созданию ситуации успеха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Как создаётся успех учеников на уроке.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 4 г. Озёры Московской области
Доклад
«Как создается успех учеников на уроке»
Подготовила: Редькина Т.А.,
учитель начальных классов
Технология создания ситуации успеха на уроке.
Успех – переживание состояния радости, удовлетворения учащегося (учителя) от результата своей деятельности, который либо совпал с её ожиданиями и надеждами, либо превзошёл их.
Потребность в высокой самооценке и ориентации на успех заложены в нас изначально.
Часто дети любят такие ситуации, где необходим риск, можно проявить максимум способностей и умений.
В своей работе я использую такие технологические правила создания ситуации успеха на уроке.
- Создание атмосферы радости, одобрения.
Это подбадривающие слова, мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же, как и открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Например: создание положительного настроения на работу я начинаю с таких слов:
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «пять»?
Или: улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты (звучит музыка тихая, спокойная)
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому (пауза)
- Внимание моё растет.
- Я, как разведчик, все замечу.
- Память моя крепкая.
- Голова мыслит ясно (пауза)
- Я хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю.
Или так: поделитесь своими улыбками друг с другом и послушайте, чем мы будем заниматься на уроке.
Сначала мы все вместе восхитимся глубокими знаниями таблицы умножения и деления, а для этого проведем маленький устный опрос.
Потом попробуем ответить на вопрос : « Можно ли измерить площадь прямоугольника?»
Затем потренируем мозги и решим задачи.
И, наконец, «вытащим» из тайников памяти кое-что ценное, а именно, умение решать примеры на порядок действия.
Или. Здравствуйте, мне очень нравится…
- как вы подготовились к уроку;
- как вы выполнили контрольную работу;
-как вы написали изложение;
- и т. д.
2правило. Снятие страха перед предстоящей деятельностью.
Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.
Крайне необходимо помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих.
Такая предупредительная мера снимает с ребенка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности.
Например: преодоления барьеров, мешающих продуктивным действиям, являются карточки с различными заданиями, для индивидуальной работы (дифференцированный подход) карточки с секретом или с дополнительными пометками. Проверяя выполнение своего задания, дети видят появляющиеся числа – ответы. Радостные улыбки, глаза учеников – это ли не успех на уроке.
3правило. Оказание скрытой помощи.
Скрытая помощь реализуется путем намека, указания, пожелания, в которых нет прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать ученики.
Например: на уроке перед детьми был поставлен вопрос « Можно ли найти площадь прямоугольника?» Чтобы дети сами смогли подойти к выводу формулы, я предложила им самим попробовать это сделать.
1 задание – построить большую геометрическую фигуру из маленьких квадратов.
2задание - вспомнить, что такое площадь и как её измерить.
Незаметно тем самым подводя детей к главному, а именно, выводу правила.
Ученики работали в группах. А работать вместе с товарищами не страшно и обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.
4правило. Внесение мотива.
Большое значение в стимулировании активности ребенка имеет правило «внесение мотива». Если вместе с целью деятельности и описанием того идеального результата, который должен получиться в итоге, объяснения, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, то его внимание смещается с цели на мотив, и, выполняя задание или просьбу, он думает о людях, которым необходима помощь.
Внимание мотива может осуществляться на разных этапах создания ситуации успеха: в самом начале, когда еще даже не названо содержание предстоящего задания и требуется собрать внимание всех присутствующих; в процессе реализации технологического алгоритма, чтобы усилить значимость предстоящей деятельности; после выполнения задания, для того чтобы подчеркнуть важность достигнутого результата.
5правило. Персональная исключительность ребенка.
Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна быть дополнена для ребенка обозначением важности его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности.
Например: после самостоятельной работы дети оценивают сами свою работу и свое настроение в данный момент. Выходят к доске и прикрепляют «мордашки» к таблице:
Я выполнил всё правильно
У меня одна ошибка
У меня две ошибки и т. д.
Или так: отработка умений видеть сильные стороны, положительные качества у любого человека начинается с комплимента. Дети по очереди, внимательно посмотрев друг на друга и подумав о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, говорят вслух об этом, то есть делают комплименты.
6 правило. Заключительная оценка.
Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом, а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживаниям в связи с увиденным.
Например: научить оценивать детей в деятельности, обращаясь с такими словами:
- « Особенно тебе удалось….»
-выразительно прочитать этот отрывок;
-решить задачу;
-пересказать;
- и т. д.
или
- « Сегодня ты стал (сделал) лучше, чем вчера»..
Отсюда можно сделать вывод, что ситуация успеха снимает ряд тяжелых вопросов об агрессивности, непослушании как постоянной черты характера, изолированности а группе, лености и склонности к разрушению
Литература:
- Анцибор М.М. «Активные формы и методы обучения», Тула, 2002г.
- Бабанский Ю.К. «Методы обучения в современной школе», 1985г.
- Интерактивные методы обучения, Учитель 2004г, №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»
Мастер-класс для семинара директоров МОУ Оханского района «Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»...
успехи учеников
участие в международных конкурсах...
Стимул к успеху учителя и ученика на уроке в условиях внедрения ФГОС
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому.Главной целью в моей работе становится формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать ...
Научная статья: "Работа учителя и учеников на уроках чтения"
После прочтения сказки и выяснения общих впечатлений (понравилась ли сказка и чем, самые яркие эпизоды) поставим первый проблемный вопрос: какие основные чувства в читателе вызыва...
Формула успеха ученика /статья/
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал успешным. Чтобы хорошо учился, много знал и умел, чтобы можно было им гордиться. И в стремлении сделать ребенка успешным, родители начинают ус...
Конспект урока 2 класс «В чём секрет успеха ученика».
Конспект урока 2 класс «В чём секрет успеха ученика»....
Статья "Взаимодействие учителя и ученика на уроке"
Смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих потребностей учителя во самореализации, что достигается путём непрерывного повышения мастерства педагога и вс...