рабочая программа и календарно тематическое планирование ОРКСЭ 4класс
методическая разработка (4 класс) на тему

Рабочая программа и календарно тематическое планирование по предмету ОРКСЭ в 4 классе,автор Данилюк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmakalend-tematichplanirov_orkse4klass.docx45.98 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УМР        

________________

     подпись замдиректора                                            Ф.И.О.

 _________________ 2012 г.

Календарно-тематическое планирование

на 2012-2013 учебный год

Название программы   программа I вида «Основы религиозных культур и светской этики»

Количество часов  по программе _________________34_________________

Класс ___________________________________4класс

Педагог (Ф.И.О) _____________________ Садовская И.С.__________

Планирование составлено на основе рабочей программы педагога СадовскойИ.С.

                                                                                                                     утвержденной решением педагогического совета № ____   от ________2012 г.

№ урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование

план

факт

1.

Россия – наша Родина

1

Презентация по теме, картаРФ, аудиозапись.

2.

Культура и религия.

1

Схема по теме,Библейская энциклопедия(диск).

3.

Человек и Бог в православии.

1

Схема по теме,репродукции икон и картин,аудиозапись.

4.

Православная молитва.

1

Презентация по теме,фрагменты церковной музыки.

5.

Библия и Евангелие.

1

Презентация по теме.

6.

Проповедь Христа.

1

Схема по теме,фрагменты церковного пения.

7.

Христос и Его Крест.

1

Презентация по теме,репродукции икон и картин.

8.

Пасха.

1

Презентация по теме,видеоклипы.

9.

Православное учение о человеке.

1

Схема по теме,рисунки.

10.

Совесть и раскаяние.

1

Презентация по теме,фрагменты церковной музыки.

11.

Заповеди.

1

Презентация по теме,фотогалерея.

12.

Милосердие и сострадание.

1

Презентация по теме,аудиозапись.

13.

Золотое правило этики.

1

Презентация по теме,видеоклипы.

14.

Храм.

1

Презентация по теме,посещение православного храма.

15.

Икона.

1

Схема по теме,образцы церковной архитектуры и живописи.

16.

Творческие работы учащихся.

1

Презентация по теме

17.

Подведение итогов.

1

Презентация по теме

18.

Как христианство пришло на Русь.

1

Схема по теме,репродукции картин.

19.

Подвиг.

1

Схема по теме,видео записи.

20.

Заповеди блаженств.

1

Схема по теме,иллюстрированный материал.

21.

Зачем творить добро?

1

Карта по теме,рисунки.

22.

Чудо в жизни христианина.

1

Презентация по теме.

23.

Православие о Божием суде.

1

Презентация по теме, видеоклипы.

24.

Таинство Причастия.

1

Презентация по теме,фрагменты церковного пения.

25.

Монастырь.

1

Презентация по теме,образцы церковной архитектуры.

26.

Отношение христианина к природе.

1

Презентация по теме,репродукции картин.

27.

Христианская семья.

1

Презентация по теме

28.

Защита Отечества.

1

Презентация по теме,видеоматериал.

29.

Христианин в труде.

1

Презентация по теме,видеоклип.

30.

Любовь и уважение к отечеству.

1

Презентация по теме,рисунки,репродукции картин,аудиозапись.

31 – 32.

Подготовка к презентациям

1

Компьютер,мультимедийная доска,образцы церковной живописи.

33-34.

Итоговая презентация творческих работ учащихся.

1

Презентации по теме.

Итого:

34ч.

                                       

   

                                   

                               

город Армавир, Краснодарский край

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 10

(полное наименование образовательного учреждения)

ОБСУЖДЕНО

на заседании МО

протокол № __ от __________ 2012 г.

Руководитель МО

________________  

подпись председателя МО           Ф.И.О

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

___________________ 2012 г.

_____________

подпись                                       Ф.И.О

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №   1  от «  30  »   августа  2012 г.

Председатель педсовета

________________

подпись руководителя ОУ              Ф.И.О.

 Рабочая программа

По предмету (курсу и т.д.)  Основы религиозных культур и светской этики

Количество часов  по программе ____________34_____

Класс ____________________________4____________

Уровень (базовый, профильный)______ базовый________

Учитель (Ф.И.О) ________Садовская_ Ирина Стефановна

Программа разработана на основе Авторской  программы по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») для 4 класса автора А.Я. Данилюк. «Просвещение», 2010.

 Пояснительная записка.

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Основы православной культуры») для  4 класса в  МБОУ-СОШ № 10 составлена на основе авторской  программы Данилюк А.Я. «Основы религиозных культур и светской этики.» Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 класс. М.: Просвещение, 2010.  , составленной в соответствии с Конституцией РФ, Законом  РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4).

Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 

Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Курс ОРКСЭ носит светский характер, состоит из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

      Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

                         Основные задачи комплексного учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

                                        Принципы обучения:

  1. диалогическое взаимодействие;
  2. приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
  3. актуальность;
  4. опоры на самостоятельность мышления учащихся;
  5. вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  6. деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
  7. соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
  8. органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

                                       Ожидаемый результат.

            Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций  русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

                                                

                                  Место курса в учебном плане.

Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и настоящего Примерного содержания при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.

Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.

Обучение преподаётся по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А. Я. Данилюк.

   

Содержание учебного курса.

Учебный модуль «Основы православной культуры».

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию.

Особенности восточного христианства.

Культура и религия.

Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

 Золотое правило нравственности.

Любовь к ближнему.

Отношение к труду.

 Долг и ответственность.

 Милосердие и сострадание.

 Православие в России.

 Православный храм и другие святыни.

 Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.

 Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

                     Таблица тематического распределения часов.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа по классам

4  кл.

1.

Россия – наша Родина

1

2.

Культура и религия.

1

3.

Человек и Бог в православии.

1

4.

Православная молитва.

1

5.

Библия и Евангелие.

1

6.

Проповедь Христа.

1

7.

Христос и Его Крест.

1

8.

Пасха.

1

9.

Православное учение о человеке.

1

10.

Совесть и раскаяние.

1

11.

Заповеди.

1

12.

Милосердие и сострадание.

1

13.

Золотое правило этики.

1

14.

Храм.

1

15.

Икона.

1

16.

Творческие работы учащихся.

1

17.

Подведение итогов.

1

18.

Как христианство пришло на Русь.

1

19.

Подвиг.

1

20.

Заповеди блаженств.

1

21.

Зачем творить добро?

1

22.

Чудо в жизни христианина.

1

23.

Православие о Божием суде.

1

24.

Таинство Причастия.

1

25.

Монастырь.

1

26.

Отношение христианина к природе.

1

27.

Христианская семья.

1

28.

Защита Отечества.

1

29.

Христианин в труде.

1

30.

Любовь и уважение к отечеству.

1

31 – 34.

Итоговая презентация творческих работ учащихся.

1

Итого:

34ч.

34 ч.

   Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету

 в полном объеме совпадает с авторской программой по предмету.

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания.

  1. Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

  1. Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

  1. Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

  1. Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.

Формы обучения.

  1. Классно-урочные занятия.
  2. Групповая форма обучения.
  3. Внеклассные занятия – классные семейные праздники.  
  4. В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.
  5. Экскурсии.

Средства обучения.

  1. Учебное пособие «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев.

  2.  Образцы  житийной  литературы,  дающие примеры моральных  исканий       человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине - патриарх Гермоген, семейные  добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее  значение  имеют жития и с точки зрения  формирования нравственных  устоев  подрастающего человека.
 3.  Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи.

  4.  Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК.

             

                                     Требования к  подготовке учащихся по предмету.

Ученик должен знать/понимать:

  1. Основные понятия:  православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
  2. Историю возникновения культуры;
  3. Особенности и традиции религии;
  4. Описание основных священных книг, праздников, святынь.

Уметь:

  1. Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
  2. Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
  3. Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
  4. Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
  5. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  6. Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
  7. Готовить сообщения по выбранным темам.

Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

 Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 класс. М.: Просвещение, 2010.
  2.  Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012г.

Литература для педагога:

1. Александр Невский. Святой князь – ратоборец. А.В.Шишов. – М.: Вече, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Устроители земли Русской»).

2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. - Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.

3. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Сила Моя в немощи совершается», М., 1994.

4. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

6. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. - Москва, 1996.

7. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова.          Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

8. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

9. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

10. Владимир святой. Алексей Карпов. – М.: изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

11. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. – М.: Вече, 2006.

12. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

13. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

14. Давыдова Е.Ю., Комлева Е.И… Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для начальной школы. Книги    1, 2. – М.: Издательский дом «Истоки»; Екатеринбург: Центр «Ученая книга», 2005.

15. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. -М.: изд. «Белый город», 2004.

16. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

17. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». – М., 1993.

18. Духовное краеведение Тамбовщины: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. Авторы-составители: иерей Геннадий (Андреев), иерей Виктор (Лисюнин), Л.Ю.Евтихиева, И.В.Клемешова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007

19. История Тамбовского края: Практикум. Тамбов: Издательство Тамбовского Г. Т. Университета, 2004.

20. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001–2008 гг.

21. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.

22. «Жизнь Иисуса Христа». Аудиоматериалы и методические рекомендации по их использованию. Три аудиокассеты. + Брошюра издательства «Триада», Москва, 2000.

23. История Тамбовского края: избранные страницы: Учебное пособие \ ред. И.В.Двухжиловой, А.А.Слезина. Тамбов: Издательство ТГТУ, 2004.

24. История Тамбовского края: век двадцатый: Учебное пособие \ ред. А.А.Слезина. Тамбов. Издательство ТГТУ,

                                         Литература для учащихся:

  1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. - Москва, 1996.
  2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
  3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. - Минск, 2005.
  4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. - М., 2003.
  5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-
  6. . Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.
  8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.
  9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.
  10. Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу    основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова — М., 2007.
  11. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. - М., изд. «Белый город», 2004.
  12. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
  13. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.
  14. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». -Москва, 1993.
  15. Дерево доброе (учебное пособие для начальных классов). - Москва, 1997 г.
  16. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. - Минск, 2005.
  17. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
  18. Золотые купола. Древнерусские каменные и деревянные православных храмы. (Альбом для раскрашивания). -М., 1997 г.
  19. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
  20. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.
  21. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.
  22. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  23. Куломзина С. С. Две тысячи лет: История Православной Христианской Церкви. Рассказы для детей старшего возраста. — М., 2000.
  24. «Перед праздником», рассказы для детей о православном предании и народном календаре России. - М., 1996 г.
  25. Поселянин Е. Сказание о святых вождях земли русской.- М.,1997 г
  26. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для начальных классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Составители Дорофеева Т. В., Сысоева М. М., Романова Л. И. — Воронеж, 2007.

 

Интернет-ресурсы

  1. Библейская хронология (http://www.cynet.com/Jesus/time.htm)Библия (http://ccel.wheaton.edu/wwsb/)
  2. Круглый стол по религиозному образованию (http://www.rondtb.msk.ru)
  3. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-иллюстрации) (http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson)
  4. Мир религий (http://www.religio.ru/)
  5. Нормативные материалы: Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Примерная программа и структура. Аннотация; Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа) (http://www.orkсe.ru/official-dokuments)
  6. Общество. Религия. Культура (http://www.ork.va/)
  7. Православие в России (http://ww.or.ru/)
  8. Православное христианство. Каталог православных ресурсов в Интернете (http://www.hristianstyo.ru)
  9. Русская православная церковь (http://www.russian-orthodox.church.org.ru)
  10. Сайт диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru); (www.diak-kuraev.livejournal.com)
  11. Стандарты второго поколения: Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование учебного курса по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК «Школа России»

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса, разработанная на основе авторской программы Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г.В. УМК "Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ (ОДНК) УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по учебнику ОДНК народов России 4 класс под издательством Н.Ф.Виноградовой....

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изобразительному искусству, ОРКСЭ 1-4 класс УМК Начальная школа 21 века

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке, изобразительному искусству, ОРКСЭ 1-4 класс  ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ

Рабочая программа по предмету "ОРКСЭ" для 4 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....