Возрастные особенности пятиклассника и его адаптация к обучению в среднем звене
статья по теме

Пужаева Светлана Владимировна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41» Ленинского района г. Саратова

Возрастные особенности пятиклассника и его адаптация к обучению в среднем звене

Пужаева С.В.

учитель начальных классов

        

2012-2013 уч. год

Процесс перехода из начальной школы в среднюю заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту не новую проблему.

Сложность проблемы преемственности обучения школьников заключается в том, что ученики в 5 классе снижают показатели обученности, встречаются с большим количеством предметов, требований разных учителей, отличающихся стилем общения, темпом речи, тембром голоса, применяющих в образовательном процессе различные технологии. Обучение в средней школе предъявляет достаточно высокие требования к уровню сформированности у выпускников начальной школы. Это педагогическая сторона проблемы.

Я считаю, что нужно согласиться с тем, что приход детей в среднюю школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы.

Переход из начальной школы в среднюю - событие и радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей.

Преподаватели, работающие в 5 классах, не учитывают возрастных особенностей учеников, вместо создания ситуации успеха лексически и интонационно нагнетают страх перед неудачей. Такой стиль работы учителей не предполагает развития мотивации к обучению. Не может воспитать настойчивости в преодолении трудностей, уверенности в себе и своем успехе, самостоятельности в достижении поставленных целей.

Физиологические причины снижения успеваемости вызваны общей перегрузкой учащихся: большим объемом информации, предлагаемой к усвоению; перегруженностью внеклассными мероприятиями.

Наиболее сложным для пятиклассника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими различными учителями – предметниками. Расставание с первым учителем огорчает детей. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка; ведь теперь его будет оценивать не один педагог, как это было в начальной школе, а несколько.

Одной из особенностей обучения на данном этапе является переход учащихся из одного кабинета в другой. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет, пятиклассники будут заниматься в разных кабинетах.

Я постепенно готовлю своих детей к среднему звену.

  1. Развиваем личность школьника, его творческие способности;
  2. развиваем интерес к учению;
  3. формируем желание и умение учиться;
  4. воспитываем нравственные и эстетические чувства;
  5. воспитываем эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру;
  6. учим осваивать систему знаний, умений и навыков; осуществлять разнообразные виды деятельности;
  7. охраняем и укрепляем физическое и психологическое здоровье детей.

На уроках я учу сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы: например, «итак», «следовательно», «обобщим сказанное», а также отстаивать свою точку зрения: «я считаю», «я думаю», «мне кажется».

На уроках русского языка, мира вокруг нас, учим работать парами, группами по карточкам. Использует ролевые игры на уроках технологии, изобразительного искусства, литературного чтения. В процессе проведения ролевых игр у многих учащихся повышается интерес к знаниям. Ролевые игры полнее реализуют подготовку учащихся к практической деятельности.

Проводим тестирование на уроках математики, миру вокруг нас. Работаем с тетрадями на печатной основе.

Учащиеся самостоятельно готовят доклады, выступления на классных часах. Принимают активное участие во внеклассных мероприятиях. Самостоятельно готовят и проводят интеллектуальные игры.

Работая с литературным текстом на уроках чтения, мы учим понимать тему и содержание произведения, определять последовательность, смысл описываемых событий, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную отзывчивость к происходящему, пересказывать текст. Учим краткому пересказу, подробному.

  1. Развиваем личность школьника, его творческие способности;
  2. Развиваем интерес к учению.
  3. Воспитываем нравственные и эстетические чувства.
  4. Формируем желание и умение учиться.

Большую помощь в воспитании детей оказывают родители.

Чтобы хотя бы частично избежать причин, неизменно приводящих к снижению качества успеваемости,  встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Родительское собрание: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»

Все, что происходит со школьником в данный период, способствует его взрослению и развитию самостоятельности, он учится организовывать свою деятельность, оценивать себя, строить взаимоотношения н...

Возрастные особенности первоклассников и проблемы адаптации к школе

Материал для родительского собрания в 1 классе...

"Возрастные особенности пятиклассников"

Переход от младшего к подростковому возрасту приходится как раз на 10-12 лет — возраст пятиклассников. Помимо проблем с адаптацией к новым школьным условиям дети и родители натыкаются и на возрастные ...

« Психологические особенности младших школьников при переходе к обучению в среднем звене»

 В педагогике и психологии социальная адаптация младших школьников при переходе в среднее школьное звено является не менее проблематичным и сложным процессом, чем социальная...

Родительское собрание в 4 классе "Возрастные особенности пятиклассников"

В презентации отражены особенности подростков по физиологическим, психологическим и педагогическим категориям. Даны советы родителям....