Возрастные особенности пятиклассника и его адаптация к обучению в среднем звене
статья по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №41» Ленинского района г. Саратова
Возрастные особенности пятиклассника и его адаптация к обучению в среднем звене
Пужаева С.В.
учитель начальных классов
2012-2013 уч. год
Процесс перехода из начальной школы в среднюю заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту не новую проблему.
Сложность проблемы преемственности обучения школьников заключается в том, что ученики в 5 классе снижают показатели обученности, встречаются с большим количеством предметов, требований разных учителей, отличающихся стилем общения, темпом речи, тембром голоса, применяющих в образовательном процессе различные технологии. Обучение в средней школе предъявляет достаточно высокие требования к уровню сформированности у выпускников начальной школы. Это педагогическая сторона проблемы.
Я считаю, что нужно согласиться с тем, что приход детей в среднюю школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы.
Переход из начальной школы в среднюю - событие и радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей.
Преподаватели, работающие в 5 классах, не учитывают возрастных особенностей учеников, вместо создания ситуации успеха лексически и интонационно нагнетают страх перед неудачей. Такой стиль работы учителей не предполагает развития мотивации к обучению. Не может воспитать настойчивости в преодолении трудностей, уверенности в себе и своем успехе, самостоятельности в достижении поставленных целей.
Физиологические причины снижения успеваемости вызваны общей перегрузкой учащихся: большим объемом информации, предлагаемой к усвоению; перегруженностью внеклассными мероприятиями.
Наиболее сложным для пятиклассника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими различными учителями – предметниками. Расставание с первым учителем огорчает детей. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка; ведь теперь его будет оценивать не один педагог, как это было в начальной школе, а несколько.
Одной из особенностей обучения на данном этапе является переход учащихся из одного кабинета в другой. Родного, по-домашнему уютного кабинета начальной школы, где проходили все уроки, больше не будет, пятиклассники будут заниматься в разных кабинетах.
Я постепенно готовлю своих детей к среднему звену.
- Развиваем личность школьника, его творческие способности;
- развиваем интерес к учению;
- формируем желание и умение учиться;
- воспитываем нравственные и эстетические чувства;
- воспитываем эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- учим осваивать систему знаний, умений и навыков; осуществлять разнообразные виды деятельности;
- охраняем и укрепляем физическое и психологическое здоровье детей.
На уроках я учу сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать и делать выводы: например, «итак», «следовательно», «обобщим сказанное», а также отстаивать свою точку зрения: «я считаю», «я думаю», «мне кажется».
На уроках русского языка, мира вокруг нас, учим работать парами, группами по карточкам. Использует ролевые игры на уроках технологии, изобразительного искусства, литературного чтения. В процессе проведения ролевых игр у многих учащихся повышается интерес к знаниям. Ролевые игры полнее реализуют подготовку учащихся к практической деятельности.
Проводим тестирование на уроках математики, миру вокруг нас. Работаем с тетрадями на печатной основе.
Учащиеся самостоятельно готовят доклады, выступления на классных часах. Принимают активное участие во внеклассных мероприятиях. Самостоятельно готовят и проводят интеллектуальные игры.
Работая с литературным текстом на уроках чтения, мы учим понимать тему и содержание произведения, определять последовательность, смысл описываемых событий, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную отзывчивость к происходящему, пересказывать текст. Учим краткому пересказу, подробному.
- Развиваем личность школьника, его творческие способности;
- Развиваем интерес к учению.
- Воспитываем нравственные и эстетические чувства.
- Формируем желание и умение учиться.
Большую помощь в воспитании детей оказывают родители.
Чтобы хотя бы частично избежать причин, неизменно приводящих к снижению качества успеваемости, встает вопрос о постепенной адаптации пятиклассников, начиная с 4 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
Родительское собрание: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Все, что происходит со школьником в данный период, способствует его взрослению и развитию самостоятельности, он учится организовывать свою деятельность, оценивать себя, строить взаимоотношения н...
Возрастные особенности первоклассников и проблемы адаптации к школе
Материал для родительского собрания в 1 классе...
Буклет "Трудности адаптации при переходе в среднее звено" 2013-2014 уч. год
Рекомендации для родителей, учителей......
"Возрастные особенности пятиклассников"
Переход от младшего к подростковому возрасту приходится как раз на 10-12 лет — возраст пятиклассников. Помимо проблем с адаптацией к новым школьным условиям дети и родители натыкаются и на возрастные ...
« Психологические особенности младших школьников при переходе к обучению в среднем звене»
В педагогике и психологии социальная адаптация младших школьников при переходе в среднее школьное звено является не менее проблематичным и сложным процессом, чем социальная...
Родительское собрание в 4 классе "Возрастные особенности пятиклассников"
В презентации отражены особенности подростков по физиологическим, психологическим и педагогическим категориям. Даны советы родителям....