Воспитательная система в группе продленного дня
статья по теме
Выступление по теме "Воспитательная система в группе продленного дня" составлено на основе личного опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитательная система в группе продленного дня
(из опыта работы)
Подготовил: Воронцова Н. Ж.
воспитатель группы продленного дня
МБОУ «СОШ с. Заветное»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области.
Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности обучающихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.
Задача воспитателя группы продленного дня заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному развитию, обогащали его эмоционально. При этом воспитатель должен планировать и выстраивать свою воспитательную систему основываясь на следующие исходные принципы:
1) принцип гуманистического воспитания;
2) принцип личностно - ориентированного подхода.
Развитие личности происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе групп по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;
3) принцип здоровьесбережения.
Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;
4) принцип природосообразности.
Обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;
5) принцип деятельного подхода.
Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;
Работая третий год воспитателем, выстраиваю свою воспитательную систему, основываясь на вышеперечисленные принципы, и отсюда выстраиваются те цели и задачи, которые ложатся в основу плана всей работы.
Цель воспитательной работы – создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции.
Задачи:
- Формировать у учащихся навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения;
- Формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией, изонитью и т.д.);
- Формировать интерес к различным видам деятельности (рисованию, развивающим играм, подвижным играм, лепке и т.д.) в соответствии с индивидуальностью ребёнка;
- Формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный ( через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей (доброжелательность, вежливость, дружба и товарищество, поведение, внешний вид);
- Формировать творческое воображение, любознательность (беседы, творческие практикумы, экскурсии);
- Развивать познавательный интерес, самостоятельность (проектирование);
- Осуществлять эстетическое, экологическое, нравственно – патриотическое, профессионально - ориентационное, физическое воспитание младших школьников (спортивные часы, экскурсии в природу, правовые беседы, знакомство с миром профессий,);
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Охранять жизнь детей (беседы и мероприятия о безопасности и здоровье).
Вся воспитательная работа выстраивается по пяти направлениям:
Патриотическое |
Общественно-полезное |
Художественно- эстетическое |
Спортивно-оздоровительное (здоровьесберегающее) Занятие по ОБЖ, ПДД, ППБ |
Проектирование |
За каждым направлением закреплен для проведения свой день недели – циклограмма. Что позволяет системно проводить работу с воспитанниками. Это удобно и воспитателю и детям.
Для каждого направления составлена своя подпрограмма, со своими задачами, тематическим планированием, предполагаемым результатом.
Это:
Подпрограмма «Я – патриот»
Задачи:
- Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям
Тематическое планирование:
- Ознакомление и проведение традиционных народных праздников
- Конкурсы сказок, услышанных от бабушек
- Национальные игры
- Экскурсии в музей
- Тематические беседы
№ П/П | ТЕМА |
1 | Беседа « С чего начинается Родина?» |
2 | Экскурсия к сельской мемориальной доске Славы. |
3 | Конкурс рисунков « Моя малая Родина» |
4 | Беседа « Герб и флаг нашей страны, области, города» |
5 | Конкурс рисунков «Урожай наш так хорош, лучше в мире не найдёшь» |
6 | Конкурс рисунков «Моя любимая бабушка» |
7 | Поздравление ветеранов школы |
8 | Беседа «День Конституции» |
9 | «День Защитника Отечества» |
Подпрограмма «Без труда не выловишь рыбку из пруда» (общественно – полезное)
Задачи:
- Формирование культуры труда
- Формирование уважительного отношения к людям труда
№ П/П | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1 | Экскурсии на предприятия | 2 |
2 | Беседы « Все работы хороши - выбирай на вкус!» | 9 |
3 | Работа на пришкольном участке | 2 |
4 | Уход за растениями в классе | 4 |
5 | Посадка рассады цветов, уход за ней. | 2 |
6 | Наш огород зимой на подоконнике – витамины для всей детворы. | 1 |
Всего: | 20 |
Подпрограмма « В мире прекрасного» (художественно эстетическое)
Задачи:
- Формирование творческого воображения, любознательности
- Создание атмосферы взаимной радости, восхищения в процессе коллективно – поисковой деятельности учащихся
- Формирование потребности в творческой деятельности
- Развитие художественно – эстетических способностей
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, целеустремлённости, чувства коллективизма
Минутки творчества, вышивка, изготовление подарков, поделок, подготовка к праздникам, разучивание стихов песен, рисование, работа с пластилином, бисером.
Подпрограмма «Здоровый ребенок – успешный ребенок» (спортивно-оздоровительное направление, валеологическое)
Отражает валеологический подход к воспитанию. Валеологическое обеспечение жизнедеятельности ребёнка происходит на физиологическом, психологическом, социальном уровнях путём сохранения, укрепления и формирования здоровья. Исходя из необходимости развития у детей представлений о здоровье как многоаспектном явлении, в данной подпрограмме выделены спортивно-оздоровительное, общегигиеническое направление здорового образа жизни.
Реализация через беседы, спортивные часы, физ.минутки, спортивные эстафеты, викторины, игры.
Подпрограмма «Проектная деятельность»
Направлена на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов, учитывая возрастные особенности детей.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | « Традиции моей семьи» | 4 |
2 | Информационный проект «Сбор материала о лекарственных растениях на территории нашего села» | 3 |
3 | «Судьба семьи в судьбе страны» | 4 |
4 | Проект « Азбука вежливости» | 4 |
Всего: | 15 |
Планируемым результатом работы по данным направлениям является гармонично развитая личность. Понятие «ГАРМОНИЯ» включает в себя следующие составные части:
Г- гражданственность
А- артистизм
Р - разумность
М - мировоззрение
О - организованность
Н-нравственность
И - интеллект
Я – личность
Реализация воспитательной системы начинается с анализа результатов за прошлый год, мониторинга воспитанности на конец прошедшего учебного года, учета интересов и запросов детей и родителей, планирования на новый учебный год. И отсюда вся воспитательная работа воспитателя складывается из нескольких программ:
- Мониторинга.
- Работы с родителями.
- Здоровьесбережения.
- Программа воспитательной работы.
Воедино системно всё запланированное по подпрограммам сводится в календарно-тематическом планировании с учетом недельной циклограммы.
Для достижения цели воспитательной работы и с целью воспитания лидерских качеств в этом году в нашей группе воспитанники избрали лидера и совет группы. Так как в группе воспитанники из 4 класса, а в следующем году им переходить в среднее звено, я решила вводить их постепенно в работу по самоуправлению. Считаю, что это тоже должно войти в систему воспитательной работы, как способ развития самостоятельности.
Привлекаю детей к проведению мероприятий, планированию их работы на четверть, опираясь на свой тематических план, но не навязчиво, советуясь с ними. Или направляю их инициативу в нужное русло.
Так мною было проведено родительское собрание, на котором вместе с ребятами мы показали клубный час на тему «Твори добро – другим во благо». Здесь были охвачены несколько направлений воспитательной работы: нравственно - патриотическое, художественно- эстетическое, общественно-полезное.
Еженедельно в уголке группы вывешивается план работы на неделю и ребята уже с понедельника знают все, что запланировано. Мы обсуждаем работу на неделю, требуется ли их помощь, какому Совету, что делать на данной неделе и в какой день.
Результатом такого подхода в воспитательной работе считаю успехи и достижения воспитанников в различных конкурсах, состоянии кабинета группы, пусть ещё не больших, но заметных изменениях в поведении, воспитанности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в группе продленного дня (3 класс)
План воспитательной работы в группе продленного дня.В плане отражены воспитательные мероприятия, которые проводятся в течение учебного года с учащимися 3 класса....
Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня
Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода...
Планирование воспитательной работы в группе продленного дня
Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...
Планирование воспитательной работы в группе продленного дня
Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...
Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...
Система воспитательной работы в группах продленного дня в МАОУ «МБЛ» г.Саратова
Воспитатель – это организатор воспитательного пространства для полноценного развития детей. Без правильно организованного воспитания не состоится достаточное развитие, эффективная со...