Воспитательная система в группе продленного дня
статья по теме

Воронцова Наталья Ждановна

Выступление по теме "Воспитательная система в группе продленного дня" составлено на основе личного опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная система в группе продленного дня

(из опыта работы)

Подготовил: Воронцова Н. Ж.

воспитатель группы продленного дня

МБОУ «СОШ с. Заветное»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области.

Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности  обучающихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.

Задача воспитателя группы продленного дня заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному развитию, обогащали его эмоционально. При этом воспитатель должен  планировать и выстраивать свою воспитательную  систему основываясь на следующие исходные принципы:   

1) принцип гуманистического воспитания;

2) принцип личностно -  ориентированного подхода.

Развитие личности происходит в социуме,  прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе групп по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;

3) принцип здоровьесбережения.

 Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;

4) принцип природосообразности.

Обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;

5) принцип деятельного подхода.

Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой,  досуговой, творческой; 

Работая третий год воспитателем, выстраиваю свою воспитательную систему, основываясь на  вышеперечисленные принципы, и отсюда выстраиваются те цели и задачи,  которые ложатся в основу плана всей работы.

Цель воспитательной работы – создание  условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения;
  2. Формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией, изонитью и т.д.);
  3. Формировать интерес к различным видам деятельности (рисованию, развивающим играм, подвижным играм, лепке и т.д.) в соответствии с индивидуальностью ребёнка;
  4. Формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный ( через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей (доброжелательность, вежливость, дружба и товарищество, поведение, внешний вид);
  5. Формировать творческое воображение, любознательность (беседы, творческие практикумы, экскурсии);
  6. Развивать познавательный интерес, самостоятельность (проектирование);
  7. Осуществлять эстетическое,  экологическое,  нравственно – патриотическое, профессионально - ориентационное, физическое воспитание младших школьников (спортивные часы, экскурсии в природу, правовые беседы, знакомство с миром профессий,);
  8. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Охранять жизнь детей (беседы и мероприятия о безопасности и здоровье).

Вся воспитательная работа выстраивается по пяти направлениям:

Патриотическое

 Общественно-полезное

Художественно- эстетическое

Спортивно-оздоровительное (здоровьесберегающее)

Занятие по ОБЖ, ПДД, ППБ

Проектирование

За каждым направлением закреплен для проведения свой день недели – циклограмма.  Что позволяет системно проводить работу с воспитанниками. Это  удобно и воспитателю и детям.

Для каждого направления составлена своя подпрограмма,  со своими задачами,  тематическим планированием, предполагаемым результатом.

Это:

Подпрограмма «Я – патриот»

Задачи:

  1. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям

        Тематическое планирование:

  1.  Ознакомление и проведение традиционных народных праздников
  2. Конкурсы сказок, услышанных от бабушек
  3. Национальные игры
  4. Экскурсии в музей
  5. Тематические беседы

№ П/П

ТЕМА

1

Беседа  « С чего начинается Родина?»

2

Экскурсия к сельской мемориальной доске Славы.

3

Конкурс рисунков « Моя малая Родина»

4

Беседа « Герб и флаг нашей страны, области, города»

5

Конкурс рисунков «Урожай наш так хорош, лучше в мире не найдёшь»

6

Конкурс рисунков «Моя любимая бабушка»

7

Поздравление ветеранов школы

8

Беседа «День Конституции»

9

«День Защитника Отечества»

Подпрограмма «Без   труда не выловишь рыбку из пруда» (общественно – полезное)

Задачи:

  1. Формирование культуры труда
  2. Формирование уважительного отношения к людям труда

№ П/П

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1

Экскурсии на предприятия

2

2

Беседы « Все работы хороши - выбирай на вкус!»

9

3

Работа на пришкольном участке

2

4

Уход за растениями в классе

4

5

Посадка  рассады цветов, уход за ней.

2

6

Наш огород зимой на подоконнике – витамины для всей детворы.

1

Всего:

20

Подпрограмма « В мире прекрасного» (художественно эстетическое)

Задачи:

  1. Формирование творческого воображения, любознательности
  2. Создание атмосферы взаимной радости, восхищения в процессе коллективно – поисковой деятельности учащихся
  3. Формирование потребности в творческой деятельности
  4. Развитие художественно – эстетических способностей
  5. Воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, целеустремлённости, чувства коллективизма

Минутки творчества, вышивка, изготовление подарков, поделок, подготовка к праздникам, разучивание стихов песен, рисование, работа с пластилином, бисером.

Подпрограмма «Здоровый ребенок – успешный ребенок» (спортивно-оздоровительное направление, валеологическое)

Отражает валеологический подход к воспитанию. Валеологическое обеспечение жизнедеятельности ребёнка происходит на физиологическом, психологическом, социальном уровнях путём сохранения, укрепления и формирования здоровья. Исходя из необходимости развития у детей представлений о здоровье как многоаспектном явлении, в данной подпрограмме выделены спортивно-оздоровительное, общегигиеническое направление здорового образа жизни.

Реализация через беседы, спортивные часы, физ.минутки, спортивные эстафеты, викторины, игры.

Подпрограмма «Проектная деятельность»

Направлена на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов, учитывая возрастные особенности детей.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

« Традиции моей семьи»

4

2

Информационный проект «Сбор материала о лекарственных растениях на территории нашего села»

3

3

«Судьба семьи в судьбе страны»

4

4

Проект « Азбука вежливости»

4

Всего:

15

Планируемым результатом работы по данным направлениям является гармонично развитая личность. Понятие «ГАРМОНИЯ» включает в себя следующие составные части:

Г- гражданственность

А- артистизм

Р - разумность

М - мировоззрение

О - организованность

Н-нравственность

И - интеллект

Я – личность

Реализация воспитательной системы  начинается с анализа результатов за прошлый год, мониторинга воспитанности на конец прошедшего учебного года, учета интересов и запросов детей и родителей, планирования на новый учебный год. И отсюда вся воспитательная работа воспитателя складывается из нескольких программ:

  1. Мониторинга.
  2. Работы с родителями.
  3. Здоровьесбережения.
  4. Программа воспитательной работы.

Воедино системно всё запланированное по подпрограммам  сводится в календарно-тематическом планировании с учетом недельной циклограммы.

Для достижения цели воспитательной работы и с целью воспитания лидерских качеств в этом году в нашей группе воспитанники избрали лидера и совет группы. Так как в группе воспитанники из 4 класса, а в следующем году им переходить в среднее звено, я решила вводить их постепенно в работу по самоуправлению. Считаю, что это тоже должно войти в систему воспитательной работы, как способ развития самостоятельности.

Привлекаю детей  к проведению мероприятий, планированию их работы на четверть, опираясь на свой тематических план, но не навязчиво,  советуясь  с ними. Или направляю их инициативу в нужное русло.

Так мною было проведено родительское собрание, на котором вместе с ребятами мы показали клубный час на тему «Твори добро – другим во благо». Здесь были охвачены несколько направлений воспитательной работы: нравственно - патриотическое, художественно- эстетическое, общественно-полезное.

Еженедельно в уголке группы вывешивается план работы на неделю и ребята уже с понедельника знают все, что запланировано.  Мы обсуждаем работу на неделю, требуется ли их помощь, какому Совету, что делать на данной неделе и в какой день.

Результатом такого подхода в воспитательной работе считаю успехи и достижения воспитанников в различных конкурсах, состоянии кабинета группы, пусть ещё не больших, но заметных изменениях в поведении, воспитанности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в группе продленного дня (3 класс)

План воспитательной работы в группе продленного дня.В плане отражены воспитательные мероприятия, которые проводятся в течение учебного года с учащимися 3 класса....

Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня

Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода...

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня

Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня

Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...

Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподго­товка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...

Система воспитательной работы в группах продленного дня в МАОУ «МБЛ» г.Саратова

Воспитатель – это организатор воспитательного пространства для полноценного развития детей. Без правильно организованного воспитания не состоится достаточное развитие, эффективная со...