Отчет по организации внеурочной деятельности.
статья по теме

Коновалова Светлана Валерьевна

 

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Отчёт по организации  внеурочной         деятельности в 

 начальной   школе  .

                                           

 

                                                          Подготовила учитель

                                                             начальных классов

                                                            МБОУ «Филипповская СОШ»                  

                                                             Коновалова С.В.

                                        с. Филипповск 2013 год

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Мы определили способы организации внеурочной деятельности:

  1. реализация образовательных программ, разработанных педагогами других школ;
  2. включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;

Реализуемое направление

внеурочной деятельности


Название кружка

Спортивно-оздоровительное

«Здоровей-ка» - 1 ч.

Социальное;

«Почемучка» - 1 ч.

 Общеинтеллектуальное;

«Логика» -1 ч

Духовно-нравственное

«Уроки нравственности» - 1 ч.  

Общекультурное;

«Страна этикета» - 1   ч.

  1. использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на  соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности в экспериментальных  первом и втором классе нашей школы:

  1. запросы родителей, законных представителей первоклассников;
  2. приоритетные направления деятельности школы;
  3. интересы и склонности педагогов;
  4. рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ, аргументировали необходимость занятий в клубах. Рассмотрели ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план 1 и 2 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 5 часов в неделю в каждом.

Её организация во многом  зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, поэтому в нашей школе внеурочная деятельность учащихся в начальных классах строится следующим образом.

Внеурочная деятельность у нас проводится на 6 уроке, так как есть дети из другой деревни и их нужно своевременно отвести обратно домой.

Вторая проблема- 1 и 2 класс учится параллельно с другими классами (МКШ), поэтому расписание построено так, пятым уроком у ребят 1 и 2 класса динамическая пауза и они играют, посещают библиотеку а учителя, продолжаю заниматься с детьми параллельного класса. А на шестом уроке проводится   занятия по внеурочной деятельности.

Третья проблема- в первом классе всего 5 учеников, а во втором    соответственно все ребята заняты во внеурочной деятельности.   Вот так мы выходим из трудных ситуаций.

  1. 1.Оздоровительное направление (1 час в неделю)  реализуется через работу кружка «Здоровей-ка». Программный материал сгруппирован по  разделам: правильное питание, режим дня, гигиена, спорт, закаливание и т.д. Подбор игр  связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, психическим    развитием,  игровым опытом. Занятия проводят классные руководители. Первый этап данной программы для ребят 1 класса «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими. Второй этап данной программы ( 2 класс) «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

        Дети знакомились с правилами здоровья,  им приходилось самостоятельно, а также под руководством педагога, родителей добывать знания, интересоваться, о здоровом образе жизни.

  В начале учебного года  был предложен проект «Слагаемые здоровья».  Это очень заинтересовало детей.

 Каждую тему разбирали на занятии, проводили  опыты, обобщали, делали выводы.  Ежемесячно создавали журнал «Слагаемые здоровья». Каждый номер посвящается одной теме. В журнале  рассказывали о том

что нужно делать для крепкого здоровья, печатали стихи, фотографии. Создавать такой журнал было очень интересно и увлекательно. К созданию журнала активно подключились и родители. С проектом журнала дети 1 класса участвовали в конкурсе «Ярмарка проектов»  

2. Нравственное воспитание (1 часа в неделю) осуществляется через работу кружка «Уроки нравственности». Учителем используются следующие формы работы: беседы, конкуры рисунков, экскурсии, встречи.  Большинство занятий (занятия-путешествия, занятия-исследования  и пр.) проходит в виде сказок с игровым действием. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия  материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность.     Занятия кружка «Уроки нравственности» проводились в соответствии с «Рабочей программой». В работу  были вовлечены все учащиеся 1-2 класса. На основе рабочей программы было составлено календарно-тематическое планирование. При  преподавании курса активно использовались коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Первым классом были достигнуты первичные цели программы: 

  1. приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.),
  2. первичное понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов:

  1.      получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Был реализован через взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

      Наряду с беседами состоялось несколько встреч с интересными людьми. Была проведена экскурсия в сельскую администрацию, к обелиску погибшим героям. Ряд занятий состоялись в школьном краеведческом музее. Ребята участвовали и в проектной деятельности, изготовлении буклетов по правилам поведения и правилам дружбы, создании  проектов о своей Родине, школе и семье.

 

    3.Общекультурное (1 час в неделю) реализуется через работу кружка «Страна этикета»

Большое внимание уделялось привитию учащимся основ культуры, в частности изучению правил поведения учащихся в школе. Активно осуществлялась интеграция с литературой, ИЗО. Воспитание у учащихся культуры поведения осуществлялось через систематическое привлечение их к деятельности:  изготовлению подарков для мам, друзей. Участий в различных культурных мероприятиях в школе и на селе. На занятиях используются различные  формы работы: беседы, конкуры рисунков, игровые приемы. изготовлении буклетов по правилам поведения и правилам дружбы, по правилам вежливости. 

В результате прохождения первого уровня программы дети 1 класса   достигли следующих результатов:

Знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

       На втором уровни 2 класс через беседы, игры, пополнили свои знания и навыки взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. А также взаимоотношения обучающихся на уровне класса получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

4. Социальное (1 час в неделю) – кружок «Почемучка». Работа кружка строится на инициативном участии ребенка в социальных акциях, организованных учителем, («Строим кормушки», «Покормите птиц», «Насекомые наши друзья»)  через коллективно-творческое дело, ролевые игры, социально-моделирующие игры. Все учащиеся первого класса занимаются в этом кружке. Проводились экскурсии. Экскурсия-наблюдение за воробьями.  Все ли они одинакового размера? Все ли они имеют одинаковую окраску? Все ли они имеют одинаковое оперение? Все ли одинаково поют? Все ли они миролюбивые или есть среди них драчливые? Все ли они любят, есть одно и то же? В результате наблюдений дети делали выводы о том, что птицы как люди, все индивидуальны. Ребята активно приняли участие в фотовыставке «Мои маленькие друзья».

 К концу первого года обучения учащиеся узнали:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных

3. Правила обращения с объектами природы

Научились:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.

5. Общеинтеллектуальное (1 час в неделю)  - кружок «Логика». Ставя перед школьниками познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, учитель готовит детей к жизни в современном информационном обществе. К концу учебного года  учащихся 1 класса научились:

  1. видеть проблемы;
  2.  ставить вопросы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4.  давать определения понятиям;
  5. классифицировать, наблюдать;
  6.  проводить эксперименты;
  7.  делать выводы;
  8.  доказывать и защищать свои идеи;
  9. сравнивать предметы по заданному свойству;
  10. определять целое и часть;
  11. устанавливать общие признаки;

Они охотно разгадывают ребусы, шарады, загадки, а также придумывают их сами.

Ребята 2 класса

  1. научились объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  2.  выражать свои мысли, аргументировать;
  3. Овладели  креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.  

 Кроме программных курсов в 1-2 классах проводились классные часы по всем направлениям. Спортивные соревнования, встречи, беседы, КВНы, логические конкурсы,     игры  и упражнения направленные на обучение детей работать в группах, парах и индивидуально, экскурсии, выставки, а также общешкольные мероприятия.

«Уж небо осенью дышало..», «Юбилей школы», «Весёлые старты», Праздник мам, «Новогодний карнавал», «А ну-ка, мальчики», «8 марта», «День Победы». Ребята участвовали в творческом отчете школы и села. Прошли предметные недели для начальных классов. Во всех мероприятиях ребята принимали активное участие.




Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, работы клубов и кружков. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования.

  1. обязательное пребывание учащихся на воздухе;
  2. активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы).

     Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

    Таким образом, через организацию внеурочной деятельности, в том числе интегрированной деятельности кружков различной направленности, раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, заложенные в нем природой, происходит открытие его глубинных потенциалов.  От того,  как начнёт формироваться новый для  младших школьников теоретический тип мышления, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и, самое главное, жизненного самоопределения.

Но для организации полноценной внеурочной деятельности необходимо:

1)мобильный компьютерный класс для учащихся начальной школы с соответствующим программным обеспечением.

2)Нужна комната релаксации или игровая так как детям, только что вышедшим из детского сада, где другой режим дня трудно адаптироваться к новым условиям.

3) Спортивное оборудование, мебель в учебных кабинетах необходимо существенно обновить.

4) Методические ресурсы вызывают наибольшее количество вопросов. Руководители кружков самостоятельно изготавливают  раздаточный и наглядный материал, продумывают систему оценивания сформированности универсальных учебных навыков.

 Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

В новом учебном году планируем ввести в программу ещё несколько курсов внеурочной деятельности: «Волшебный мир книг», «Учусь создавать проекты».

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В заключение замечу, что, на наш взгляд, концептуальная идея внеурочной деятельности ФГОС в целом в том, что нельзя разделять урочную  и внеурочную деятельность, приобретение знаний, умений, навыков,  формирование универсальных учебных действий и компетентностей. И  вторая половина дня – это не воспитание, когда от учения отдыхаем, а время  и место для активного освоения и присвоения полученных на уроках знаний, умений, навыков в опыте деятельности не по поводу учения.  Всѐ это  – целостный процесс развития ребѐнка, где всѐ взаимосвязано и  взаимообусловлено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Отчет включает в себя задачи внеурочной деятельности, формы организации внеурочной деятельности, методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных  учреждениях...

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...

Отчет. Организация внеурочной деятельности

Отчет об организации внеурочной деятельности...

Отчет годовой по внеурочной деятельности

Отчет годовой по внеурочной деятельности...