Специфика воспитательной работы в условиях эксперимента.
методическая разработка на тему

Дубинина Марина Анатольевна

    Главной целью воспитательного процесса в школе является – воспитание всесторонне развитой, нравственно и физически здоровой, духовно-богатой творческой личности. Поэтому приоритетом в работе является установка на создание комфортных условий для саморазвития ребенка. Предпосылки развития такой личности создаются еще в дошкольном возрасте. Следовательно, очень важно не упустить этап перехода ребенка из детского сада в школу, сохранить наработки воспитателей в этом направлении и вывести ребенка на новый этап в достижении поставленной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое воспитание?

Хотелось бы ответить словами Роберта  Рождественского:

Все начинается с любви…

Твердят: “В начале было слово…”

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви –

С любви!

Я это точно знаю.

Главной целью воспитательного процесса в школе является – воспитание всесторонне развитой, нравственно и физически здоровой, духовно-богатой творческой личности.

Поэтому приоритетом в работе является установка на создание комфортных условий для саморазвития ребенка.

Предпосылки развития такой личности создаются еще в дошкольном возрасте. Следовательно, очень важно не упустить этап перехода ребенка из детского сада в школу, сохранить наработки воспитателей в этом направлении и вывести ребенка на новый этап в достижении поставленной цели.

Учебный процесс неразрывно связан с воспитанием ребенка. Процесс воспитания не только труднее, но и важнее процесса обучения. Пробелы в воспитании намного труднее поддаются коррекции, чем пробелы в обучении. Сегодняшние родители редко интересуются воспитательными устремлениями учителя. Родителей  больше интересуют  успеваемость их детей и материальная сторона жизни. А воспитание  дает положительные результаты только тогда, когда родители становятся активными участниками школьной жизни.

Семья – это мощный рычаг в процессе воспитания ребенка. Необходимо заинтересовать родителей, привлечь к активному творческому участию в жизни класса и школы.

Основным условием создания эффективной системы работы с родителями является педагогика сотрудничества, которая предполагает совместную развивающую  творческую деятельность детей и взрослых. В  процессе такой деятельности  участники связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, а для родителей такая деятельность является условием для повышения педагогической компетентности.

Воспитательная деятельность педагогов в начальной школе реализуется в трех сферах:

в процессе обучения,

во внеурочной и

       внешкольной деятельности.

Каждый урок в начальной школе преследует в первую очередь  воспитательные цели. Мы помогаем сказочным персонажам, попавшим в затруднительные ситуации, вместе с ними постигаем основы добра и справедливости. Читаем литературные произведения, в которых учимся видеть, слышать, любить природу. Уроки пронизаны теплотой и душевностью, которую дети учатся дарить окружающим.  

Внеурочная деятельность делится на две части:

- общешкольные дела (участие в школьных мероприятиях, которые заряжают энергией и общим духом; 1 сентября; День добрых дел; День улыбок; акции по линии организации «Добрые дети мира» «Протяни руку другу»; поздравления жителей района с праздниками; традиционный Смотр строя и песни; встречи с ветеранами и т.д.) и

-  внутриклассная жизнь (первый урок 1 сентября «Великие достижения Российского народа»; классные часы, на которых идет формирование классного актива, самоуправления; мероприятие, посвященное окончанию первой четверти «Яблочное шоу»;  праздник «День мамы»; участие в спортивном празднике «День туриста»).

Большую помощь оказывает ИЗО студия под руководством учителя Чайниковой О.Н. На уроках и на занятиях кружка дети учатся видеть прекрасное, доброе и воспроизводят увиденное и прочувствованное в своих работах.

ЦЕЛИ:

 создание детского коллектива, деятельность которого направлена на решение воспитательных задач развития личности младшего школьника;

 создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива,  широких возможностей для становления личности, ее раскрытия, самореализации на пользу себе и другим людям, овладение общечеловеческим опытом жизни.  

Задачи классного руководителя:

- создать в классе условия для воспитания, развития и самореализации каждого ребенка;

- учить ребят умению руководить и подчиняться, быть требовательным, объективным, самостоятельным; (Это первые шаги по формированию классного актива. На данный момент в классе 4 команды, в каждой есть командир, который прошел первый экзамен. Нужно было придумать название команды, девиз, нарисовать эмблему. Пока я оказываю помощь в распределении обязанностей внутри команд, но постепенно работать они будут самостоятельно.)

- способствовать воспитанию чувства ответственности и коллективизма, культуры отношений между сверстниками;

- вырабатывать правильное отношение к критике.

В организации воспитательной работы я опираюсь на следующие принципы:

 

1. Принцип открытости.

Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.

2. Принцип привлекательности будущего дела.

Классный руководитель может  заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

3. Принцип деятельности.

Иногда можно слышать от классного руководителя такие слона: «Дети ничего не хотят делать, им все неинтересно». Однако с этими доводами соглашаться трудно. Ребятам нужна активная, полезная и значимая деятельность. Работу необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить предметные викторины, КВНы, конкурсы «почемучек», т.е.  живая деятельность.

4. Принцип свободы выбора.

Предлагая ребятам участие в мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если использовать этот принцип в работе, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот - растет.

5. Принцип обратной связи.

Проведя любое мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

6. Принцип сотворчества.

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество в подготовке - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда навязывают и даже заставляют ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия мероприятии.

7. Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса в классной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика.

За четыре года у детей формируются определенные взгляды на жизнь, навыки устойчивого поведения, они учатся правильному общению, сознательному учению.

Учащиеся привыкают к порядку и тематике проводимых из года в год мероприятий, поэтому многие самостоятельно начинают работу и вносят интересные предложения по подготовке и проведению. Получается некое сотворчество и учителей и учащихся.

Переходя из класса в класс, сохраняется преемственность, и появляются традиции классной и общешкольной жизни.

На данный момент, я являюсь классным руководителем 2 класса, с детьми познакомились лишь 3 месяца назад, но уже сейчас у нас сложились хорошие взаимоотношения. Дети открыто идут на контакт, рассуждают. Приводят примеры, вспоминают мероприятия, проводимые в прошлом году. В третьем классе нам предстоит вступать в организацию «ДОБРЫЕ ДЕТИ МИРА», поэтому вся моя работа построена таким образом, чтобы подготовить детей к вступлению в ряды организации, чтобы быть добрым, человечным, отзывчивым было для каждого из них нормой жизни, а не принуждением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в условиях реализации ФГОС в 4-м классе

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования и гармоничного               развития личности каждого ученика, учитывая его ...

Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС «Воспитание ученика творчески – активной и социально - зрелой личностью»

Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданн...

« Воспитательная работа в условиях ФГОС»

Данный материал можно использовать как выступление на педсовете...

Статья"Воспитательная работа в условиях реализации ФГОС"

В статье рассматривается вопрос воспитания в свете стандартов второго поколения....

Воспитательная работа в условиях реализации ФГОС

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовате...

Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО

Управление системой здоровьеформирующего воспитания в условиях внедрения ФГОС...

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления

Система воспитательной работыв условиях дополнительного образованияна примере детского объединения декоративно- прикладного направления...