Что обеспечивает успех урока?
методическая разработка по теме

Дубинина Марина Анатольевна

     Успешный урок, по-моему, мнению, это урок на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков  являются прочные знания, полученные учениками, когда  их умения и навыки совершенствовались в течение урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_obespechivaet_uspeh_uroka.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Дубининой Марины Анатольевны

 на тему: «Что обеспечивает успех урока?»

Успешный урок, по-моему, мнению, это урок на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков  являются прочные знания, полученные учениками, когда  их умения и навыки совершенствовались в течение урока.

Достижение  положительных результатов невозможно без заинтересованности  и активности ребят. Поэтому движущей силой любого урока является противоречие между  задачами, которые мы ставим перед учениками и тем, что они уже знают и умеют.

Это противоречие заставляет ребят включаться в работу на уроке. Другими словами, учитель должен заинтересовать ребят, или с точки дидактики, активизировать познавательную деятельность учеников.

Новый урок, новый материал – принцип новизны уже лежит в основе интереса. Однако не редко, поставив цель перед учениками, мы можем и не увидеть той самой заинтересованности. Поэтому часто я вынуждена прибегнуть к какой-то «интриге».   В методике это близко к понятию «проблемный вопрос» или к понятию «поисковый метод». «Интрига» может быть использована в начале урока, когда учитель формулирует цели предстоящего урока,  иногда она просто необходима при изучении определенного блока урока, либо при закреплении изученной темы при рефлексии, когда нам необходимо  убедиться в достижении поставленных целей. А может быть использована  и для домашнего задания.

Например, в теме «Плесневые грибы»  «интрига» используется перед постановкой целей урока. Тема записана на обратной стороне доски, а я сообщаю, что нам предстоит изучение грибов, которые есть дома у каждого из нас. И задается вопрос:   «А какие грибы есть у каждого из вас?» Предлагаются всевозможные варианты: это  и сушеные шляпочные грибы, это и дрожжи. Затем ученикам демонстрируют кусочек хлеба со специально выращенным к уроку грибом мукором.

                                      

Возражения сыплются со всех сторон, все уверяют, что у них дома нет плесени! Тогда предлагается следующее: взять кусочек хлеба, немного увлажнить его и поместить в теплое место. Что произойдет? Появится плесень! А почему это возможно, каковы условия существования плесневых грибов, способы их размножения и распространения, как можно защитить продукты от плесневых грибов? Эти значимые вопросы и положены в основу задач, которые должны быть решены на уроке. Ребята готовы  к работе, успешность урока предопределена.

Или при изучении темы «Многообразие цветковых растений», интерес может «вспыхнуть» от вопроса - «искорки»: «А вы видели в нашей тайге пальмы?»  И тогда, поверьте, фрагмент урока об эндемичном семействе Аралиевые станет запоминающимся для учеников.

                    жень-шень.

            аукуба японская  

Даже со старшеклассниками можно «интриговать» подобным образом. При подготовке к следующему уроку сообщите им, что тема  предстоящего урока это не решенный вопрос, вопрос без ответа, так как ни одна из предложенных версий не имеет необходимого количества доказательств. Поэтому все предложения имеют лишь статус гипотез. А тема следующего урока: «Происхождение жизни».  Попросите  нескольких учеников  познакомиться с широко известными  гипотезами  и менее известными. И тогда на следующем уроке у меня будут не только соавторы, но и общая заинтересованность, столь необходимая для успешности урока.

Если мы сможем  заинтересовать своих учеников, тогда на основе их вопросов, сомнений, открытий и озарений мы добьемся тех результатов, о которых говорилось вначале. Ведь интерес к изучению биологии как науки, желание познать жизнь во всем ее многообразии, научиться самостоятельно, учиться – это главное в обучении биологии. Наша учительская задача создать для этого условия.

С другой стороны, это наша учительская оценка урока - «успешный» или «неуспешный». А для учеников он – «интересный» или «неинтересный». В их понятие интересного урока входит ученическое субъективное мнение о каждом из нас: о том, как мы говорим, какова наша манера держаться на уроке, какова наша заинтересованность своим предметом, какова наша учительская добросовестность и даже как мы одеваемся.

Поэтому, подготовка успешного урока должна включать два аспекта:

методический   и   психологический.

С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Для этого есть многим известные советы психолога Д. Корнеги:

      - Искренне интересуйтесь людьми.

      - Улыбайтесь.

      - Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук.

     - Будьте хорошим.

      - Говорите о том, что интересует .

      - Внушайте ему сознание его значимости.

Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.

Для подготовки к уроку, сточки зрения, второго аспекта, я руководствуюсь принципами педагогической технологии А.А.Окунева, так как технология на основе системы эффективных уроков близка мне по самовыражению  и самосознанию меня как учителя:

теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться по способностям;

принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей;

талант учителя — угадать эти возможности, правильно определить  степень трудности;

принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания;

принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал  дается большими дозами;

принцип наглядности (отработка умения наблюдать);

принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).

Выполнение этих принципов возможно лишь при разнообразном наборе методов и средств обучения, при варьировании структуры урока, его технологии, обязательном использовании дифференцированного подхода.

В заключение хочется сказать следующее: результаты успешности и неуспешности нашей деятельности не всегда отражает аттестация учащихся, да и наша  учительская аттестация тоже. Понятие успеха все же очень субъективно. Но пока есть интерес у ребят к нашему предмету, тем больше вероятность того, что каждый следующий урок мы будем пытаться сделать его более успешным.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого"

Цели деятельности учителя: ·        рассмотреть логические конструкции, в которых выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого;·...

К конспекту урока3

К конспекту урока 3...

Как я работаю над словом на урокаx русского языка.

Как я работаю над словом на урокаx русского языка.Современные требования к обучению русскому языку состоят не только в том, чтобы выработать у учащиxся орфографические навыки. Но и в том, чтобы всесто...

От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех

Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

Конспект родительского собрания. Анкеты для проведения индивидуальной работы с родителями. Тематика консультаций с родителями....

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

Анкеты для индивидуальной работы с родителями. План-конспект - Родительское собрание на тему В науку нет коротких путей.  Тематика и содержание консультаций с родителями.  Тематика консульта...

Оптимальное обучение младшиx школьников на урокаx литературного чтения

Оптимальное обучение младшиx школьников на урокаx литературного чтения....