Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе.
методическая разработка (4 класс) по теме

Кадурина Наталия Александровна

В данном докладераскрываются особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!!!

     В своём сегодняшнем выступлении мне бы хотелось раскрыть особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе.  

       Прежде чем говорить и перечислять ведущие деятельности младших школьников, давайте вспомним, что совсем ещё недавно наш ученик был воспитанником детского сада. И вот маленький человек идёт в школу.  Каким будет его путь, трудным и тернистым или лёгким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют ли теплом или заставят выживать, изворачиваться и страдать? Во многом это зависит от того, насколько учитель широко владеет информацией об  особенностях младшего школьного возраста.

     В 7 лет жизнь сегодняшнего ребёнка круто меняется. Всё меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общения.

     Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают   ребёнка родные и близкие люди.

     Учебная деятельность как самостоятельная складывается в это время и во многом определяет интеллектуальное развитее детей от 6 до 9 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребёнка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением. Каждый из четырёх видов деятельности имеет  свои особенности в младшем школьном возрасте.

     Учебная деятельность в младшем школьном возрасте только начинается, и какой она будет очень трудно сказать в самом начале развития. Однако нужно запомнить, что если с первых дней учения  сам процесс учения организуется системно и целенаправленно, то к старшим классам ученик овладеет основами учения. Основы учебной деятельности учащихся в начальной школе – это овладение учебными  действами, контролем и само регуляцией.

      С приходом в школу меняются и становятся другими детские игры.  Это изменение связано с тем, что дети привносят в них новый опыт, полученный в ходе учебной деятельности, и новые знания. Если раньше в дошкольном возрасте, учащихся привлекали ролевые, ситуативные, подвижные игры, то теперь их больше привлекают игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения. Классный руководитель должен помнить, что в начальной школе игра может влиять на развитее интеллектуальных умений и личностных качеств учащихся.

     Ни для кого не секрет, что многие родители с понятием «школа» связывают понятие «взрослеть» и считают, что игры необходимо забыть и заниматься только учением. Иногда можно встретить такую ситуацию, когда ребёнок высмеивается за то, что спит с любимой игрушкой, рассказывает ей о прожитом дне и т. д. Так просто делать нельзя! Ребёнок должен играть по-прежнему, только игры его могут «взрослеть» и меняться с приобретением различных навыков и опыта.

      Мы – учителя начального обучения до самого 4 класса не забываем об игровой деятельности учащихся. Например, многие первоклассники берут с собой в школу игрушки.  Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребёнок чувствует себя защищённым. Особенно важно чувство защищённости для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть рядом будет любимая игрушка.

     Мы сейчас ещё раз убедились, что поступление ребёнка в школу – это переломный момент в его жизни. И чтобы сделать его более лёгким и комфортным  для детей поможет тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребёнка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребёнка.

-1-

Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя даст возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным    уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребёнку продвигаться своим темпом.

Вся работа дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа

«не навреди» и быть направленной на сохранения здоровья, эмоционального благополучия и развитее индивидуальности каждого ребёнка.

       Для этого необходимо установить связь между двумя педагогическими коллективами, которые будут совместно обсуждать программу 1 класса. Учителя начального образования   будут знакомиться с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретённых детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года), наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах. Педагогам дошкольного образования  необходимо проводить наблюдение за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу 1 класса, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов. А также проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе и совместные обсуждения  педагогических новинок.

       В результате таких контактов  педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требование школы, задачи подготовки детей к учёбе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают  в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.

      Таким образом, установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

-2-

Тема: «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе».

                         Учитель начальных классов

    Кадурина Н.А.

                                            Москва

                                              2010 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе ». Учитель начальных классов Кадурина Н.А.

Слайд 4

Виды деятельности : - учебная; - трудовая; - игровая.

Слайд 8

Педагоги начального обучения: посещение занятий в детском саду; наблюдение за дошкольниками; индивидуальные беседы; посещение педагогических совещаний.

Слайд 9

Педагоги дошкольного образования: наблюдение за воспитанниками в начале учебного года; посещение педагогических советов по итогам успеваемости в первом классе; проведение конференций по проблемам всесторонней готовности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»...

Новые образовательные стандарты в начальной школе.

С 1 сентября 2011 года наша школа №1098, так же как и многие другие, вступила в реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта....

Доклад «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов на начальной ступени»

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесс...

МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Представлен опыт работы образовательного учреждения в услояю и применение инновационных  технологий в работе учителя....

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание школьников через организацию внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, св...

Отличительные особенности Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) начального общего образования

В статье рассматривается вопросы по теме " Отличительные особенности Федерального государственного     образовательного стандарта(ФГОС) начального общего  образования", которы...

Методическое объединение по теме «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе».

Выступление на методическом объединении начальных классов по теме «Особенности ведущей деятельности детей и образовательных стандартов в начальной школе»....