МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
Представлен опыт работы образовательного учреждения в услояю и применение инновационных технологий в работе учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Шпагина Ольга Николаевна,
Учитель начальных классов,
Заведующий МО учителей начальных классов
МАОУ гимназии №76
МАОУ гимназия №76 с 2008 года участвует в эксперименте по досрочному введению ФГОС. В этом году мы приняли участие в экспертизе первых документов ФГОС. Это сразу позволило определить противоречия между основной образовательной программой начального общего образования и старой системой управления:
Старая модель управления | Требования ООП НОО |
Управление процессом | Управление результатами |
Управление через оплату всех видов деятельности учителя и тарификационной сеткой | Новая оплата труда, которая позволяет делать стимулирующие выплаты по результатам работы |
Разграничение управления основным и дополнительным образованием | Управление широкой сетью внеурочной деятельности, которая является продолжением урочной |
Закрытость образовательного учреждения | Общественно-государственное управление |
При выстраивании работы по внедрению ФГОС НОО мы обратили свое внимание, прежде всего на то, что принципиально отличает стандарты нового поколения. Принципиальным отличием является ориентация стандартов на результаты образования. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности (знать, уметь, применять). Обязательным является формирование системы универсальных учебных действий учащихся, а также сформированность коммуникативных и информационных умений. В стандарте появились новые формы проверочных работ - комплексные проверочные работы на базе источника. Именно такие работы уже используются в независимых экспертизах. В ФГОС НОО введена внеурочная деятельность, которая является органическим продолжением учебных занятий. Их особенность в том, что они имеют практическую направленность, конечный продукт своей деятельности. Все занятия строятся на основе деятельностного подхода. На каждом занятии учитель планирует активную деятельность учащихся.
Приоритетным стало воспитание. Программа духовно-нравственного воспитания и развития становится ориентиром формирования ценностей младших школьников. На основе этой программы разрабатываются образовательные программы внеурочной деятельности. Впервые в стандартах даны примерные результаты внеурочной деятельности и определены основные направления и виды. Содержание программ внеурочной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
С самого первого этапа внедрения ФГОС НОО в гимназии были определены и использованы следующие механизмы:
- создана рабочая группа по внедрению ФГОС, в которую вошли директор, заместитель директора по научно-методической работе, заместитель директора по учебной работе в начальной школе, ответственный за здоровьесбережение, педагог-психолог, учителя начальной школы. Все члены рабочей группы прошли профессиональную переподготовку по внедрению ФГОС по проблемам: «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях вариативных образовательных программ (Школа 2100)» (в условиях введения ФГОС), «Актуальные проблемы начального образования и воспитательные технологии развития личности младших школьников» (тьютор по ФГОС НОО), «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе информационно-образовательной среды»;
- все участники образовательного процесса информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС;
- проведён сравнительный анализ стандартов старого и нового поколений;
- разработана образовательная программа начального общего образования МАОУ гимназии № 76;
- обеспечено методическое сопровождение по построению учебных занятий на основе деятельностного подхода;
- осуществлён переход к практико-ориентируемым предметным заданиям, использование компетентностного подхода в содержании заданий.
Были определены подходы к развитию дополнительного образования. Самым сложным в дополнительном образовании является определение результата воспитательного процесса. Учителя начальной школы, используя методический конструктор, предложенный Григорьевым Д.В., разработали программы внеурочной деятельности по направлениям и видам внеурочной деятельности.
Очень важным и менее разработанным в нашем учебном учреждении оказался вопрос составления и использования практико-ориентированных заданий. Этой теме мы посвятили весь 2010-2011 учебный год. В рамках школьной методической недели, методическая служба провела работу со всеми учителями гимназии по выполнению заданий международного теста PISA. При анализе выполненных работ выяснилось, что необходима методическая помощь учителям при разработке практико-ориентированных заданий. Под руководством к.п.н. Титаренко Н.Н. были проведены методические занятия с педагогами по составлению таких заданий. Восемь учителей начальных классов прошли дистанционные курсы по предметным компетентностям. В декабре был объявлен смотр-конкурс на составление диагностических контрольных работ на основе практико-ориентированных заданий. Н.Н. Титаренко провела индивидуальные консультации, а на смотре методической работы был подведён итог проделанной работы. В конце 2010-2011 учебного года с учащимися четвёртых, восьмых, десятых классов были проведены диагностические контрольные работы, получена диагностика умений учащихся владения учебными компетентностями.
Изучение примерной программы по предмету повлекло за собой изучение, апробацию и применение инновационных технологий в работе учителя. Не меняя технологии работы, учитель просто не сможет реализовать стандарт! Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер обучения, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения. Педагогам гимназии были рекомендованы к применению технологии уровневой дифференциации, обучения на основе «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий, активных форм обучения (организация работы в группах). Для того чтобы стандарт был реализован, учителям необходимо было познакомиться с предлагаемыми формами контроля качества образования. Система оценки ФГОС включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы умения учиться, то есть умения организовать свою деятельность для решения учебных задач.
На следующем этапе работы администрация и рабочая группа должны были получить ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?» Для этого необходимо было определить, какие изменения требуется произвести: в образовательных целях; в условиях реализации образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и пр.); в учебном плане. Тщательное изучение материалов ФГОС, определил направления основных изменений:
- содержание учебных программ;
- программа внеурочной деятельности;
- образовательные технологии;
- способы и организационные механизмы контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
В 2011-2012 учебном году мы вышли на внедрение ФГОС НОО в полном объеме:
- разработана основная образовательная программа начального общего образования гимназии;
- приведена в соответствие нормативно–правовая база (локальные акты, рабочие программы учебных предметов, рабочие программы внеурочной деятельности);
- организовано повышение квалификации педагогов.
- разработана программа внеурочной деятельности гимназии. Главная роль в реализации данной программы отводится деятельности классного руководителя. Направления работы по организации внеурочной деятельности могут быть успешно реализованы только в условиях внедрения и апробации инновационных форм образовательной деятельности. К инновационным формам внеурочной деятельности относятся большинство личностно-ориентированных форм обучения. Главное условие выбора форм работы по внеурочной деятельности заключается в том, чтобы они способствовали развитию творческих способностей, ключевых и базовых компетенций обучающихся.
Кроме того в рамках внеурочной деятельности были разработаны рабочие программы формирования универсальных учебных действий у младших школьников: «Уроки нравственности» (реализует педагог-психолог), «Развитие познавательных способностей» (реализуют учителя начальных классов), «Осознанное чтение» (реализуют учителя начальных классов), программа «Культура речи» и др.
Особая роль отводится организации учебного процесса. При разработке рабочих программ учебных предметов мы учитывали требования стандартов. Поэтому в календарно-тематическое планирование рабочих программ учебных предметов были добавлены виды деятельности и предметные результаты:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Результаты освоения учебной программы | Оценка результатов деятельности ученика |
Раздел I. Числа от 1 до 20 | 29 | Сравнивать числа по классам и разрядам. Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Описывать явления и события с использованием чисел… | Ученик научится...
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20… |
При подготовке к учебному занятию учителя так же учитывают требования стандарта и прописывают для каждого этапа урока виды деятельности ученика и на формирование каких результатов направлены задания.
План урока (Математика, 3 класс)
Этап урока | Деятельность учителя | Основные виды учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Тема урока: Объём прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр. (Урок введения нового знания) | |||
Цели:
| |||
Актуализация знаний и постановка проблемы |
Перед классификацией ответ на вопрос: что общего у этих понятий?
Дополнительный вопрос: «Можно ли сказать, что объём одного параллелепипеда больше, а другого меньше?» | Моделировать изученные зависимости. Описывать свойства геометрических фигур. Устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами Оценивать «на глаз» объёмы. Обосновывать свои действия. Выделять и описывать элементы пространственных геометрических фигур: боковая поверхность, основание, грань… | (Пр.) Устанавливать зависимость между величинами. Распознавать, называть геометрические фигуры. Распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед. (Р.) Принимать и сохранять учебную задачу. (П.) Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. |
Педагоги гимназии составили рабочие программы по всем предметам учебного плана образовательной программы общего начального образования. Формируется банк сценариев учебных занятий в соответствии с требованиями стандарта.
Таким образом, в гимназии № 76 были созданы организационные, методические и технологические условия, которые обеспечивают процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования.
Нами разработана управления реализацией основной образовательной программы начального общего образования.
Данная модель содержит 5 компонентов:
- Функциональный;
- Целеполагающий;
- Организационный;
- Виды и формы работы;
- Диагностико-результативный.
На целеполагающем этапе формулируются цель и задачи управления.
После определения этапов и направлений управления разрабатываются виды и формы управленческой работы.
Особое значение в модели управления отводится диагностико-результативному компоненту, который направлен на диагностику результатов реализации ООП НОО и состоит из мониторинга учебной деятельности, мониторинга внеурочной деятельности (, мониторинга здоровья, психологического мониторинга.
Анализ результатов мониторингов позволяет корректировать все компоненты управления, что позволяет сохранять непрерывность процесса управления.
В процессе создания функционального компонента была приведена в соответствие с требованиями ФГОС и ООП НОО нормативно-правовая база. Функциональный компонент состоит из двух разделов: структуры и должностные лица. Для каждого специалиста скорректированы должностные инструкции. Важной составляющей функционального компонента модели управления являются структуры:
- Педагогический совет;
- Методическое объединение учителей начальных классов;
- Методическое объединение классных руководителей;
- Временные творческие группы педагогов, которые создаются для решения конкретной задачи, например, для создания рабочей программы по учебному предмету;
- Служба сопровождения:
- Психолог, отвечающий за психологический мониторинг, за реализацию программы формирования универсальных учебных действий;
- Ответственный за здоровьесбережение (реализация программы безопасного и здорового образа жизни, мониторинг здоровья);
- Логопед, отвечающий за коррекцию речи обучающихся.
Челябинск
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы
В течение пяти лет я работала над темой "ИКТ в начальной школе". Предлагаю Вашему вниманию описание своего скромного опыта....
Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»...
Работа по теме самообразования. "Внедрение ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальной школы"
Данный педагогический проект включает теоретическую основу процесса информатизации образования, общую характеристику информационных технологий, что представлено на основе анализа и сбора информа...
Тема самообразования "Внедрение ФГОС в практику работы в начальной школе"
Тема эта актуальна в наше время. Первый год самообразования я изучала УУД (универсальные учебные действия), как развивать их, что уже делалос...
Новые образовательные стандарты в начальной школе.
С 1 сентября 2011 года наша школа №1098, так же как и многие другие, вступила в реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта....
Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.
Материал содержит информацию о процедуре итоговой оценки младших школьников....
Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оценка в начальной школе.
Презентация к докладу....