Особенности изучения русского языка по УМК «ПНШ»
консультация на тему
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса УМК по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_izucheniya_russkogo_yazyka_po_umk.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности изучения русского языка по УМК «ПНШ»
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса УМК по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
- Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Например, проблема безударных гласных. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения произношения и написания, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.
- Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во – первых, с неправильным ударением, а во – вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введение в обиход орфоэпического словаря, к которому ученики постоянно отсылаются для решения конкретной орфоэпической задачи.
- Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Учитывая тот факт, что в русском языке господствует флексийный (через окончания) способ связи слов в предложении, совершенно ясной становится задача именно 2 класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и предложениях.
Постоянная работа с обратным словарем, в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении, также способствуют не только сознательному, но и подсознательному освоению системы языка.
- Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, - это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой – усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постоянно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей.
- Учет того, что ученик начальной школы - это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентировались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети – герои учебников, являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними. В комплект учебников заложен такой методический прием как интерактивная переписка.
- Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:
- Изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи; способны удержать внимание ребенка своей эмоционально – образной системой и поддерживать его интерес к рассматриваемой проблеме.
- Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений.
- Многократное возвращение к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения.
- Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая ученику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой книге».
- Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4–х лет обучения.
Особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка – хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает:
- Иллюстрации внешней интриги, которая позволяет школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге;
- Дидактические иллюстрации, которые носят образно – ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности;
- Иллюстрации к текущим стихотворным текстам.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».
В учебнике 2 класса не вводится понятий, в названиях которых присутствуют древнегреческие и латинские корни. Рассматривая понятия орфограммы и орфографического словаря, синонимов, омонимов и др., мы заменяем эти названия русскими аналогами. Это соответствует и общей логике знакомства со словами в этимологическом словаре (Словарь происхождения слов): во 2 классе рассматриваются только слова старославянского и древнерусского происхождения. Это важно в связи с проблемой поиска «дальних родственников» при рассмотрении родственных слов, поскольку школьникам приоткрывается еще один способ проверки правильных написаний: сИрень – поскольку сИний, стОлица – стОл, снЕгирь – снЕг ит.д.
Только в 3 классе школьники знакомятся со словами греческого, латинского и более позднего европейского происхождения. Одновременно с этим вводятся и рассматриваются с точки зрения их происхождения и все названия понятий, принятые в науке (орфограмма, синонимы, антонимы, омонимы, суффиксы и пр.).
Главная инструментальная проблема курса 2 класса – учить работать со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим) для решения практических задач правописания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности учебника " Русский язык" А.В. Поляковой для 1 класса
Данный материал раскрывает особенности учебника " Русский язык" А.В.Поляковой для 1 класса. Автор статьи на протяжение многих лет работала по этому учебнику, ею накоплен огромный материал, проведен тщ...
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"
Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"...
Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного.
Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного....
Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"
Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"...
Урок – путешествие с использованием игровых технологий. Обобщение и систематизация изученного . Введение в курс изучения русского языка .
Урок – путешествие с использованием игровых технологий. Обобщение и систематизация изученного . Введение в курс изучения русского языка ....