Особенности изучения русского языка по УМК «ПНШ»
консультация на тему

Боголепова Ирина Александровна

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса УМК по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_izucheniya_russkogo_yazyka_po_umk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности изучения русского языка по УМК «ПНШ»

        Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса УМК по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

  1. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. Например, проблема безударных гласных. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения произношения и написания, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.  
  2. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во – первых, с неправильным ударением, а во – вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введение в обиход орфоэпического словаря, к которому ученики постоянно отсылаются для решения конкретной орфоэпической задачи.
  3. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Учитывая тот факт, что в русском языке господствует флексийный (через окончания) способ связи слов в предложении, совершенно ясной становится задача именно 2 класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и предложениях.

Постоянная работа с обратным словарем, в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении, также способствуют не только сознательному, но и подсознательному освоению системы языка.

  1. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, - это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой – усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постоянно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей.
  2. Учет того, что ученик начальной школы - это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентировались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети – герои учебников, являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними. В комплект учебников заложен такой методический прием как интерактивная переписка.
  3. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:
  1. Изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи; способны удержать внимание ребенка своей эмоционально – образной системой и поддерживать его интерес к рассматриваемой проблеме.
  2. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений.
  3. Многократное возвращение к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения.
  1. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2 класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая ученику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой книге».
  2.  Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4–х лет обучения.

Особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка – хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает:

  1. Иллюстрации внешней интриги, которая позволяет школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге;
  2. Дидактические иллюстрации, которые носят образно – ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности;
  3. Иллюстрации к текущим стихотворным текстам.

Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».  

        В учебнике 2 класса не вводится понятий, в названиях которых присутствуют древнегреческие и латинские корни. Рассматривая понятия орфограммы и орфографического словаря, синонимов, омонимов и др., мы заменяем эти названия русскими аналогами. Это соответствует и общей логике знакомства со словами в этимологическом словаре (Словарь происхождения слов): во 2 классе рассматриваются только слова старославянского и древнерусского происхождения. Это важно в связи с проблемой поиска «дальних родственников» при рассмотрении родственных слов, поскольку школьникам приоткрывается еще один способ проверки правильных написаний: сИрень – поскольку сИний, стОлица – стОл, снЕгирь – снЕг ит.д.

        Только в 3 классе школьники знакомятся со словами греческого, латинского и более позднего европейского происхождения. Одновременно с этим вводятся и рассматриваются с точки зрения их происхождения и все названия понятий, принятые в науке (орфограмма, синонимы, антонимы, омонимы, суффиксы и пр.).

        Главная инструментальная проблема курса 2 класса – учить работать со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим) для решения практических задач правописания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности учебника " Русский язык" А.В. Поляковой для 1 класса

Данный материал раскрывает особенности учебника " Русский язык" А.В.Поляковой для 1 класса. Автор статьи на протяжение многих лет работала по этому учебнику, ею накоплен огромный материал, проведен тщ...

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка "Секреты русского языка"...

Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного.

Современные технологии обучения грамоте младших школьников в курсе русского языка.Особенности освоения русского языка как неродного....

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"

Рабочая программа по углубленному изучению русского языка в начальных классах "Секреты русского языка"...

Урок – путешествие с использованием игровых технологий. Обобщение и систематизация изученного . Введение в курс изучения русского языка .

Урок – путешествие с использованием игровых технологий. Обобщение и систематизация изученного . Введение в курс изучения русского языка ....