Доклад по предмету
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г.Усть-Илимска
Доклад: Роль методического сопровождения по предмету «Счет» в развитии математических представлений.
Подготовила и провела
Волкова Н.А.
г.Усть-Илимск, 2012
Изучение математического материала для учащихся с умеренной умственной отсталостью представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.
Исследования по функциональной ассиметрии полушарий головного мозга позволили лучше понять объективные причины и механизмы, лежащие в основе нарушений и отклонений в познавательной сфере детей . Дефицит функции правого полушария проявляется в нарушении целостного характера восприятия, в нарушении зрительно-пространственного восприятия. Наряду с этим характерным является трудность установления вербальных связей и вербального опосредования, что отражает нарушение левополушарных функций. Нарушение межполушарного взаимодействия при умственной отсталости проявляется и в ограниченности познавательной деятельности. Знания, приобретённые в словесной форме, не оказывают существенного влияния на умственно отсталого ребёнка, вследствие того, что чувственное познание и практическая деятельность недостаточно осмысляются и оформляются в слове. Поэтому при объяснении или закреплении материала целесообразнее будет применять не вербальные средства подачи материала, а практические.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Слабая активность восприятия приводит к тому, что учащиеся не узнают знакомые геометрические фигуры, если они даются в непривычном положении, в другом цвете или их нужно выделить в предметах, найти в окружающей обстановке.
Если числовые данные в задаче выделены не цифрами, а словами, то найти их в тексте для учащихся составляет большую проблему. Особую сложность представляет выделить вопрос в задаче, если он стоит не в конце, а в начале или в середине задачи.
Несовершенство зрительного восприятия отражается при написании цифр. У детей с умеренной умственной отсталостью нередко наблюдается зеркальное письмо цифр: 3,1,2,7,5. Не запоминают с какого элемента надо писать цифру. При письме путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5.
Несовершенство слухового восприятия является причиной слабого различения на слух слов семь-восемь.
Затруднённость письма у некоторых учащихся усугубляется тремором (дрожанием) рук, параличами. Нарушение координации движений нередко служит причиной очень сильного нажима при письме и наоборот.
Трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся не видят строки и не понимают её значения. Они могут начинать писать в левом верхнем углу тетради, а закончить в правом нижнем углу, располагая текст по диагонали, не соблюдают высоту цифр, интервалы.
У умственно отсталых школьников снижена способность к обобщению. Это проявляется в трудностях формирования математических понятий, усвоения законов и правил.
Например: умея пересчитывать палочки, ученик не может пересчитать шишки или другие объекты. Затрудняет счёт в непривычно расположенных предметов (вертикально, вразброс, рядами). Это свидетельствует о том, что ребёнок заучил названия числительных по порядку, однако навыки счёта у него не сформированы.
Непонимание значения слов, бедность словаря, слабая техника чтения создают трудности в обучении решению задач. Нередко учащиеся не решают задачу потому, что не понимают значения слов, выражений, предметной ситуации задачи, а также той математической «нагрузки», которую несут такие слова, как другой, второй, оба, каждый, столько же.
Учащиеся испытывают трудности в переносе знаний в новую ситуацию, а также в практическую деятельность.
Ппланируя свою деятельность учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения его во фронтальную работу класса с учётом его психофизических особенностей, степени дефекта. Это даст возможность правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, наметить пути коррекционной работы, сделать обучение успешным и востребованным.
Коррекционная работа, проводимая на уроках счета, должна формировать у учащихся умение самостоятельно планировать предложенные задания и контролировать себя в ходе выполнения работы. Специальную коррекционную работу необходимо направить на исправление недостатков учащихся, опираясь на имеющиеся у них сохранные возможности.
Предлагаемая система работы учитывает общие и специфические закономерности речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью.
Тематическая тетрадь по счету для 5-6 года обучения представляет собой сборник заданий по всем темам, предусмотренным программой по счету для специальных(коррекционных) школ VIII вида.
Все задания составлены таким образом, чтобы их выполнение было посильно и доступно для учеников с нарушениями интеллекта.
Данный тематический сборник имеет коррекцинно - развивающую направленность, которая заключается в следующем:
- Выполнение заданий способствует развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием;
- Предоставляется возможность работать в индивидуальном темпе, осуществлять выбор заданий в соответствии с познавательными возможностями учащихся;
- Проводится работа по коррекции зрительно – пространственного гнозиса;
- Происходит формирование понятий, складываясь в определенную систему, в ходе активной умственной работы;
Предоставляется возможным сформировать у учащихся специальной (коррекционной) школы понимание наиболее простых связей и закономерностей.
В тетради предусмотрены задания на ранее изученные темы, что обеспечивает достаточную повторяемость пройденного материала и приведение в систему знаний и навыков
Вопросы и задания рабочей тетради рассчитаны на применение на различных типах и этапах урока: при опросе, по ходу изложения нового материала, при первичном усвоении знаний. Вопросы и задания объединены между собой соответственно темам программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "«Формирование духовно-нравственного воспитания в ходе преподавания школьных предметов»
Нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душе ребёнка сейчас, появится позднее, станет его и нашей...
Доклад "ФГОС и роль предмета "Иностранный язык" в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения"
Доклад "ФГОС и роль предмета "Иностранный язык" в формировании современных ценностных ориентаций на начальной ступени обучения"...
Методический доклад по предмету "Слушание музыки"
На уроках по предмету "Слушание музыки" для 1 класса можно рассказать музыкальную сказку. В этой сказке в стихах рассказывается о нотах, длительностях, жанрах музыки, о музыкальных знаках, о музыкальн...
Нетрадиционные формы организации уроков, как средство повышения интереса к изучаемому предмету. Доклад на МО, учитель начальных классов, Рахимова Фарзана Фаритовна.
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя нач...
Доклад:Зачем в школе вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики?»
Доклад:Зачем в школе вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики?»...
Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "
Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...
Доклад: «Рабочие программы учебных курсов, предметов, СИПР»
С 1 сентября 2016 года вступил в силу Специальный федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС), целью которых является введение в образовательное пространство всех детей с ...