Методический доклад по предмету "Слушание музыки"
статья по музыке (1 класс) на тему
На уроках по предмету "Слушание музыки" для 1 класса можно рассказать музыкальную сказку. В этой сказке в стихах рассказывается о нотах, длительностях, жанрах музыки, о музыкальных знаках, о музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._doklad_muz_korolevstvo.docx | 40.22 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Методический доклад по сборнику М.Ф. Червоная
«Музыкальное королевство»
Есть на сказочной планете
Королевство дивное!
Музыкальное оно,
Сказочно красивое!
Этими словами начинается книга «Музыкальное королевство», которое послужит прекрасным дополнением к занятиям по сольфеджио и слушание музыки. На первой странице, которой в стихах рассказывается о музыкальной грамоте, темы, которые проходят на уроках сольфеджио уже с первого класса. Книга написана в жанре сказки, действующие лица которой – музыкальные знаки и инструменты. Автор стремится раскрыть тайны удивительного мира музыки и делает это легко, непринуждённо, изобретательно. Рассказывая в стихотворной форме о том, кто сочиняет музыку, и кто её исполняет, представляя все инструменты симфонического оркестра и основные жанры музыки – песню, танец, марш. Книга проиллюстрирована рисунками для раскрашивания, нотным материалом.
Автор книги открывает всем желающим путь к познанию Музыки. И делает это талантливо, мастерски, вдохновенно. Перед нами настоящее чудо творчества, где автор прекрасно знает, ЧТО и КАК сказать детям. Нас покоряют открытые, радостные эмоции. Что сродни детскому темпераменту, знания ребяческой фантазии и причудливого детского мышления. Мы слышим не просто голос рассказчика, но голос друга. С удивительной тонкостью сочетается в этой книги «Умная беседа» и фантазия. Автора вдохновляли три феи: музыка, воображение и интуиция. Музыканту и педагогу пригодилось умение говорить образно и кратко, а ещё – способность «Очеловечивать» любимые звуки и даже инструменты. Герои книги спорят, шутят, ворчат. Они прихорашиваются и наряжаются, «вопят в унисон» и посмеиваются.
Персонажи хвастаются друг перед дружкой, стараясь выяснить, кто из них важнее и нужнее, кто способен сочинить «Музыку чудесную». И тут оказалось, что обитатели королевства очень важны для музыки. И воцарился мир:
Только если мы все вместе,
Можно музыку писать.
Вместе с чудесной книгой радость ожидания чуда пришла и к нам. Только, собираясь на концерт, вспомните секрет, который открыл нам Маленький принц из сказки Экзюпери. «… он очень прост: зорко одно лишь
сердце. Самого главного глазами не увидишь». Давайте же и мы подготовим свои сердца для встречи с прекрасной Музыкой. Праздник продолжается.
КТО ЖИВЁТ В МУЗЫКАЛЬНОМ КОРОЛЕВСТВЕ
Есть на сказочной планете
Королевство дивное!
Музыкальное оно,
Сказочно-красивое!
Много жителей там разных
Чересчур забавных
И талантливых на редкость,
Очень музыкальных:
Нотный стан (линеек ряд)
И добавочных отряд;
Нотки (славные трещотки),
Штиль и хвостик возле нотки;
Три регистра - три министра,
Темп (то медленно, то быстро...);
Два ключа - дуэт отличный:
Ключ басовый, ключ скрипичный;
Три значка совсем особых,
Друг на дружку непохожих:
знак диез (звук повышает),
знак бемоль (звук понижает)
И бекар (всё отменяет
И на место возвращает);
Лига (всё соединяет)
И реприза (повторяет);
Точка (нотку удлиняет),
Пауз ряд (молчать заставит);
Бесконечная фермата
И черта в начале такта;
Лад мажорный (звонкий, шустрый),
Лад минорный (тихий, грустный);
При ключе размер живёт
(Всем известный счетовод).
А рассказчик - это я!
Так начнём читать, друзья!
Читая дальше стихи из книги на уроке слушание музыки в первом классе, я останавливаюсь в нужном месте и задаю вопросы учащимся, например:
В этом славном королевстве Сочинить они решили
Уж который год подряд Музыку чудесную,
Праздник музыки устроить Чтобы жизнь свою украсить,
Все хотят: и стар, и млад. Сделать интересную.
Вопрос: Кто сочиняет музыку? (Я показываю ноты)
Ответ: Композитор.
Вопрос: А что ему для сочинения музыки необходимо?
Продолжаю читать стихи:
Сразу НОТКИ оживились «Вот мы, нотки, нотки, нотки
И давай себя хвалить Звонкие, весёлые?
И друг дружкой восхищаться Точки, точки мы, кружочки
Про талант свой говорить Белые и чёрные!
На уроке мы пропеваем попевку (Андрей-Воробей, Скок-поскок). Ребята сразу замечают, что звуки бывают длинными и короткими. Так мы подходим к теме «Длительности». Далее прочитываются стихи:
Мы восьмушки, четвертушки И назвали нас красиво:
Половинки, целые … ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ
Мы подружки хохотушки, Чтоб названия запомнить.
Умные и смелые Нужно вслух произнести.
Когда выучили на слуг попевки, по теме «Музыкальные шаги», можно знакомиться с написанием их на нотном стане. Простые попевки мы поём уже по нотам. Стихи продолжаются:
Тут же хвостики и штили Вот я, ШТИЛЬ, стою при нотке -
В унисон давай вопить: Палочка прямая
Нотки, вы про нас забыли Обойдётся ль без меня
А без нас вам не прожить. Длительность какая
Только целая, пожалуй,
Может обходиться
Остальным же ноткам я
Должен пригодиться.
ХВОСТИК тоже встрепенулся « А я хвостик-шалунишка!
И напомнить всем решил, Без меня восьмушек нет
Как он важен, как он нужен, И шестнадцатых не встретишь …
Как изысканно красив: Есть во мне один секрет:
Справа я всегда от штиля
«Загибуленкой» пишусь.
Озорной я, симпатичный
И всегда собой горжусь!»
Вот в такой интересной игре мы подошли к понятию Ритм. С этим понятием учащиеся будут постоянно встречаться на всех уроках в музыкальной школе. Следующая тема «Знаки альтерации».
Похвалится захотелось «Я – ДИЕЗ! Хочу - повышу
Знакам альтерации Звук любой на полутон
Всех ДИЕЗ опередил Изменю ему звучание.
И давай-ка хвастаться: В повышенье я силён!
И БЕМОЛЬ со мною в паре.
Он понизить может звук.
Мы для нот необходимы!»
Тут БЕКАР воскликнул вдруг:
«Возмущён я! Как вы, знаки, Если будете и дальше
Про меня могли забыть? Также хвастаться друзья
Я – БЕКАР! И мне нетрудно Все диезы и бемоли
Хвастунишек проучить! Отменю мгновенно я!»
По слушанию музыки в первом классе мы проходим тему «Музыкальные интонации». Слушаем, например «Болезнь куклы» П.И. Чайковского. И определяем в мелодии интонации вздохов – это М.2, (полутон). И в нотной записи учащиеся знакомятся со знаками альтерации. Следующая тема – «Регистры»:
ТРИ РЕГИСТРА – три министра.
Стали важно говорить
«Надо срочно в королевстве
Нам порядок наводить
Нотки музыку решили
Непременно сочинить
Но сначала по регистрам
Нужно их распределить.
Ну-ка, ноты, разберитесь,
Для кого регистр какой!
Есть высокий, средний, низкий,
Но для каждой ноты – свой.
К своему регистру быстро
По порядку … становись!»
Нотки тут же подчинились
И вприпрыжку понеслись.
На уроках слушания музыки мы определяем регистры как одно из важных музыкально-выразительных средств. И слушаем в первом классе сначала простые примеры: медведь ходит – низкий регистр, мы поём в среднем регистре, птичка поёт – высокий регистр. А затем, прослушав «Марш Черномора», дети определяют сразу два регистра: низкий и высокий.
Далее в стихах упоминаются «Три сестрицы – Лига, Точка и Фермата – знаки музыкальные», которые изучают на уроках сольфеджио и по специальности. Следующая тема – «Размер»:
Тут размер сказал в сердцах:
«Как вы любите себя!
Дела нету никакого,
Всё одна лишь болтовня!
Вы пример с меня берите –
Я известный счетовод!
Одному лишь мне известно,
Сколько в каждом такте нот.
Кто стоит в начале пьесы
В виде дроби? Это я!
Ни одно произведенье
Не начнётся без меня!
Кто помощник дирижёра? Так что, ноты мой совет вам:
Без кого он как без рук? Обо мне не забывать!
Без меня, друзья, представьте! А иначе откажусь я
Я его ближайший друг. В каждом такте вас считать!»
По слушанию музыки уже в первой четверти даётся понятие размера в связи с прослушиванием танцев: «Полька веселая» 2/4, вальс плавный 3/4, чёткий марш 2/4 или 4/4. И тут же я читаю стихи и превращая их в загадки:
Наконец настало время
Композитора встречать.
(Ждал Маэстро вдохновенья,
Чтобы музыку писать.)
В музыкальном королевстве
Очень рады мы ему.
Он окинул взглядом знаки:
«А ладов нет почему?
Мы должны мажор с минором
Непременно пригласить.
Без ладов таких прекрасных
Нам, друзья, не обойтись.
А пока мажор с минором
Будем вместе ожидать,
О ладах бы мне хотелось
Вам немножко рассказать.
Лад мажорный – светлый, звонкий,
А минор – печаль, тоска.
Рядом в музыке повсюду
Симпатичных два дружка».
На уроках слушание музыки с первого класса мы определяем лад в музыке, характер, жанр.
А теперь друзья давайте В детстве каждому ребёнку
Мы решим, что сочинять: «Баю-баюшки» поют.
Песню, марш. А может танец! Эту ласковую песню
Что хотите услыхать? Колыбельною зовут.
На уроках мы много говорим о русской народной песни, и о колыбельной тоже, как о виде русской народной песни, и как о спокойном характере музыки. Мы слушаем колыбельную, поём со словами и сольфеджио на терцовый мотив. И сочиняем мелодию на заданные слова. Учащимся уже пригодятся знания о написании нот, размера, длительностей, тактах, тактовых чертах, а в дальнейшем музыкальных фразах и куплетах. Читая дальше стихи, я молчу на словах «Колыбельная» и жду, что ребята сами догадаются и произнесут это слово. Получается такая занимательная игра.
«Колыбельную запишем, –
Композитор так решил. –
Песня ласковая очень.
Как красив её мотив!
Вот когда помочь должны мне
Нотки, хвостики, ключи,
Штили, чёрточки, репризы
И регистры-силачи.
Лиги, точки и ферматы,
Темп, размер и пауз ряд,
И диезы, и бемоли,
И линейки все подряд!»
Напевая тихо песню,
Композитор записал
Ноты, темп, размер, нюансы
И торжественно сказал:
«Что ж, мелодия готова,
А стихов красивых нет.
Надо чтоб для колыбельной (дети говорят хором)
Написал слова поэт».
И поэта попросили
Чтоб стихи он сочинил,
Чтоб они красивы были
И ложились на мотив.
А пока для колыбельной (хором)
Сочинял стихи поэт,
Композитор наш придумал
К песне аккомпанемент.
Вот и песня получилась!
Как слова в ней хороши!
Знаменитую певицу
Пригласить теперь должны.
Затем мы на уроках слушания музыки поём и слушаем колыбельную (по выбору педагога) и показываем плавными движениями рук характер музыки. Так же и проходит знакомство и с полькой.
Вы представьте светлый праздник
Веселятся все вокруг,
Песни звонко распевают
И для танца встали в круг.
Как легко танцуют пары,
Каблучками в такт стучат.
Это – полька, славный танец
Для девчонок и ребят!
А теперь решил и польку
Композитор записать.
"Знаки, я на вас надеюсь,
Вы должны мне помогать!
Здесь коротким ноткам место,
В польке очень много их.
До мажор – тональность польки,
Нет в ней знаков ключевых".
Тут диезы и бемоли,
Услыхав про До мажор,
Возмутились, разозлились
И вступили в разговор:
"Нам не очень-то приятно
В стороне от всех стоять.
Мы участие хотели б
В польке тоже принимать".
Их Маэстро успокоил:
«Не волнуйтесь вы, друзья!
И для вас найдётся дело –
Обойтись без вас нельзя.
Вам случайными придётся
Возле ноток постоять,
И в том такте, где вас встретим,
Обещаем исполнять".
И диезы и бемоли
Улыбнулись от души:
"Как прекрасно быть всем вместе!
Как же встречи хороши!"
Так же и проходит знакомство и с вальсом. Я читаю следующие строки:
Вспоминается мне часто
Зал роскошный, светский бал
Вальс, изящный, лёгкий, плавный
При свечах оркестр играл
Изумительные вальсы
Миру Штраус подарил
А Шопен, Чайковский, Шуберт
Имена их знает мир
Учащиеся слушают различные вальсы и узнают, что есть просто жанр вальса, а есть жанр вальс – песня. А также в музыке могут проявляются черты танцевальности. На уроках учащиеся узнают, что вальсы звучат в опере и балете. Мы слушаем Вальс из оперы «Евгений Онегин», «Вальс цветов» и «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
На следующем уроке я прочитываю стихи в виде загадки:
«А сейчас мы вальс запишем.
Он особенный такой:
Ностальгический и грустный,
Будоражащий покой.
Композитор сел к роялю.
Все послушать собрались
Как задумчиво и нежно
Звуки вальса полились.
Следующая тема – Марш. На уроках мы слушаем марши , определяем размер , характер, узнаём виды маршей – где и какие марши звучат.
… я хотел бы рассказать
Вам о марше, под который
Так легко всегда шагать.
Вот под марш идут солдаты
Вот спортсменов целый ряд
Это марш им помогает,
Что бы все шагали в такт»
На следующем уроке мы играем в игру, я прочитываю следующие строки:
Вот теперь приступим к маршу
В нём особенность одна:
Ритм пунктирный, очень чёткий –
Нота с точкой мне нужна
Темп не быстрый, чтобы в ногу
Вместе все могли шагать
Марш торжественный и бодрый
Запишу его в тетрадь.
На уроке я играю и пою со словами, пьесу «Марш», который находится в этом сборнике. Следующая тема – «Композитор, Музыкант, Поэт».
Время быстро пролетело
Композитор сочинил
Марш весёлый, вальс и песню
Польку тоже не забыл.
Что ж, мелодия готова,
А стихов красивых нет.
Надо, чтоб для колыбельной
Написал слова поэт.
КТО БУДЕТ ИСПОЛНЯТЬ МУЗЫКУ НА ПРАЗДНИКЕ.
Читая следующие строки, мы вслушиваемся, какие гимны песни и поэмы звучат в честь героев симфонического оркестра! Мы словно слышим и пение скрипки, и мягкий сочный голос виолончели, и мощные аккорды рояля, и утончённое звучание красавицы-арфы. С предельной точностью автор «Обрисовывает» внешний вид каждого инструмента и повествует о его исполнительских возможностях. Трудно представить, как такая обширная информация умещается на нескольких страницах поэтического текста. Сколько, например, приводится названия инструментов, родственных гобою и известных в разных странах! Как прелестны истории флейты и кларнета? А какие эмоционально яркие описания тембров каждого инструмента, сколько примеров использования их разными музыкантами! Автор словно приподнимает занавес и раскрывает тайны музыки времён «Давно минувших» и наших дней. Вместе с героями мы то танцуем на балу, то шагаем вместе с военным оркестром, то в концертном зале восхищаемся малым барабаном – главным исполнителем «Болеро» Равеля.
Инструменты получили
Приглашенье на концерт.
Тут же выяснить решили,
Все поедут или нет.
И возник меж ними спор,
Кто же музыкальнее,
Кто талантливей, достойней
И оригинальнее.
В спор вступили духовые.
Голос ФЛЕЙТЫ зазвучал:
«Я волшебная такая,
Сам Бог Пан меня создал!
Как любил играть на флейте
Покровитель пастухов
И охотников отважных,
Бог лесов, полей, лугов!
На уроке учащиеся слушают легенду «Состязание Аполлона и Пана».
Богом природы, лесов и пастбищ был Пан. По преданию, он родился с козлиными ножками, и мать, взглянув на младенца, в ужасе обратилась в бегство. Но отец обрадовался рождению сына и отнёс его на светлый Олимп. Боги-олимпийцы громко смеялись, глядя на Пана. Пан не захотел оставаться на Олимпе и ушёл в тенистые зелёные леса. Там он пас стада и играл на свирели. Как гласит легенда, именно он изобрёл свирель, выреза её из тростника.
Изображение Пана в скульптуре и живописи сохраняют нам облик козлоногого бога со свирелью в руке (её называют флейтой Пана). Старец некрасив, но он добродушно улыбается. Пан и страшен, и смешон. (Люди, видевшие Пана, спасались от него бегством. Отсюда и родилось слово «паника», то есть безумный страх.)
… Пан так гордился своей игрой на свирели, что вызвал на состязание самого Аполлона. В пурпурном плаще, с золотой кифарой, увенчанный лавровым венком, явился златокудрый Аполлон.
Начал состязание Пан. Раздался весёлый и простой пастушный наигрыш, такой же простодушный, как и сам Пан. Затем Аполлон ударил по струнам своей золотой кифары, и полились величавые звуки гимна. Затихло всё, смолкли птицы, замерли люди, слушая дивную мелодию. Отзвучал величавый гимн, но никто не смел нарушить священную тишину…
Все признали победу Аполлона в этом состязании.
Далее в сборнике рассказывается обо всех инструментах симфонического оркестра. И заканчивается эта удивительная сказка очень празднично:
Всем на праздник музыкальный
Очень хочется попасть,
Чтобы музыку услышать,
Насладиться ею всласть.
Сколько славных музыкантов
Можно будет услыхать!
Восхищаясь исполненьем,
Станет зал рукоплескать!
Дирижёр в концертном фраке
Ловко палочкой взмахнёт
И весёлым, бодрым маршем
Праздник музыки начнёт!
И звучаньем восторгаясь,
Затаит дыханье зал…
Каждый житель королевства
О таком всю жизнь мечтал!
Будет вечером гулянье
В старом парке над рекой.
Будут танцы, песни, шутки,
Фейерверк, салют цветной!
Всё для праздника готово.
Зажигать пора огни!..
Королевство предвкушает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад: Школьные праздники - фольклорные праздники
Наша задача, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен. Дети любят играть в народные ...
Методический доклад: Масленица
На уроках "Слушание музыки" мы беседум с детьми о празднике, поём масленичные песни в хороводе или с движениями, с шумовыми детскими инструментами. Во втором и третьем классе ребята ещё и записывают н...
Методический доклад: Масленица
На уроках "Слушание музыки" мы беседум с детьми о празднике, поём масленичные песни в хороводе или с движениями, с шумовыми детскими инструментами. Во втором и третьем классе ребята ещё и записывают н...
Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"
Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"...
Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи"
Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи". Урок по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в теме: "О России петь-что стремиться в храм"...
Методический доклад на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»
Младший школьный возраст - возраст спокойного и равномерного физического развития...
Методическая разработка к уроку музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"
Данная презентация предназначена для использования в ходе урока музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"...