семинар для учителей "Как открыть новое знание"
учебно-методический материал по теме
Лекционно-практическое заняти подойдёт как для учителей начальной школы.ютак и для учителей основной школы, внедряющих ФГОС в системно-деятельностном подходе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar_kak_otkryt_novoe_znanie.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего - одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».
Ж.- Ж. Руссо (Французский философ, писатель, композитор. 1712-1778)
«В затруднении содержится возможность».
А. Эйнштейн (Немецко-швейцарско-американский физик; один из основателей современной физической теории; создатель Специальной и Общей теорий относительности; лауреат Нобелевской премии по физике 1879 — 1955)
Притча: Урок бабочки
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
Я неслучайно начала наше общение с этой притчи. Как часто мы, стремясь помочь нашим ученикам, делаем самую сложную, с нашей точки зрения работу, за них. Этим самым подчас лишая их стремления к развитию и получению нового знания. А потом удивляемся, куда же исчезло желание учиться? Правильнее было бы задать вопрос: всё ли мы сделали для того, чтобы это желание не ушло?
Мотивация. Слайд
- Прочитайте высказывание: «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего - одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями».
Ж.- Ж. Руссо (Французский философ, писатель, композитор. 1712-1778)
- Почему я выделила именно эти строчки?
- Именно «приобретение знаний с затруднениями» лежит в основе структуры учебной деятельности при системно-деятельностном подходе к образованию.
Актуализация
- На слайде «Системно-деятельностный подход – обучение в деятельности». Согласны ли вы с утверждением? О чьей деятельности идёт речь?
- Какова тогда роль учителя на уроке? /организация и помощь/
- Самым трудным является именно организовать « приобретение знаний в затруднении». Как учитель должен построить эту часть урока? С чего начать?
Слайд.
- Посмотрите на слайд. Установите последовательность этапов.
Традиционный урок |
Организационный момент Закрепление Объяснение нового материала. Повторение изученного материала |
- Легко было установить порядок? Почему?
Пробное действие
- Установить последовательность этапов в структуре деятельностного урока. Сразу отмечу, что здесь не все этапы.
Урок в ДМ |
Пробное действие Мотивация (самоопределение) Цель Затруднение |
- Сравните с верным вариантом. У кого нет верного варианта. Что возникло? Почему? Какую цель вы поставить перед собой?
- У кого ответ верный?
- Кто может объяснить, почему именно такая последовательность? /затруднение/
/ мотивация – самоопределение ученика предполагает осознанный переход из жизнедеятельности к учебной деятельности:
«надо» (требования со стороны учебной деятельности) – «могу» (тематические рамки) – «хочу» (внутренняя потребность включения в учебную деятельность);
Пробное действие: подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия по новой теме;
Затруднение и его преодоление (метод рефлексии): остановиться и подумать, как выполнял действие и в каком месте возникло затруднение (исследование), причина ( критика),
Поставить перед собой ЦЕЛЬ,
выбрать способ действий и построить ПРОЕКТ,
затем его РЕАЛИЗОВАТЬ./
Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вам нужно было выполнить? В каком месте возникло затруднение? То есть, где вы ошиблись? Что не смогли сделать?
- Почему возникло затруднение? Чего вы не знаете? / что лежит в основе подобного построения урока; методологическая основа системно-деятельностного подхода/
Построение проекта выхода из затруднения.
- Какая цель нашего сегодняшнего занятия? Какая тема нашего общения?
- Какими методами нужно будет воспользоваться? / метод уточнения, метод дополнения/
- Далее вы можете составить свой индивидуальный план, по которому вы будете преодолевать затруднение.
Реализация проекта ( условная)
- Работа в группах. Расположите в правильном порядке. Даются разрезные карточки.
1. самоопределение ученика предполагает осознанный переход из жизнедеятельности к учебной деятельности:
«надо» (требования со стороны учебной деятельности) – «могу» (тематические рамки) – «хочу» (внутренняя потребность включения в учебную деятельность);
2. подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия по новой теме;
3. остановиться и подумать, как выполнял действие и в каком месте возникло затруднение (исследование), причина ( критика),
4. Поставить перед собой ЦЕЛЬ,
выбрать способ действий и построить ПРОЕКТ,
затем его РЕАЛИЗОВАТЬ./
Первичное закрепление.
- Определить, к какому этапу относиться ситуация.
Ситуация 1:
На доске вывешены схемы к изученным видам простых задач (Д-1).
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Схемы к задачам.)
- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению задач.)
- Верно. Все ли схемы на доске вам знакомы, нет ли среди них новой? (Все схемы нам знакомы.)
- Тогда пора двигаться дальше при изучении задач.
Учитель открывает тему урока «Решение задач».
- Давайте вспомним, как вы узнаете новое? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы не знаем, и самим открыть способ.)
- Ребята, я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Я вам желаю, также работать на протяжении всего урока. Пожелайте друг другу удачи!
Ситуация 2:
Учитель раздает детям карточки с заданием № 3 (Р-2).
- Какое задание я предлагаю вам выполнить? (Решить уравнение.)
- Что такое «уравнение»? (Это равенство, в котором один компонент неизвестен.)
- Какой компонент неизвестен в данном уравнении? (Неизвестно слагаемое (часть).)
- Что вам поможет решить это уравнение? (Эталон.)
Учитель фиксирует на доске эталон решения уравнения с неизвестным слагаемым Д-6.
- Решите это уравнение.
Один учащийся работает у доски с комментированием.
- Что вы повторили? (Мы повторили правила нахождения «части и целого», состав чисел 1-9, что называют уравнением, потренировались решать уравнения с неизвестным слагаемым.)
4) Пробное действие.
- Достаньте карточку для пробного действия.
Учащиеся достают карточку с заданием для пробного действия Р-3.
- Что такое пробное задание?
- Что необходимо выполнить? (Необходимо решить это уравнение.)
- Что нового в этом уравнении? (Мы решали уравнения на действие сложения, а это уравнение на вычитание.)
- Решите это уравнение.
Ситуация 3:
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Что вы должны сделать? (Надо остановиться и разобраться, в чем затруднение.)
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти сумму чисел 35 и 23.)
- Чем это задание отличается от предыдущих? (Числа не являются разрядными слагаемыми какого-то числа и это сложение не в пределах двадцати.)
- Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа сложения двузначных чисел.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ сложения двузначных чисел.)
- Вспомните, что вы использовали при открытии правила сравнения двузначных чисел? (Графические модели.)
- Может ли вам в этом случае это помочь? Почему? (Да, так как мы умеем складывать числа, записанные с помощью укрупненных единиц счета.)
- Составьте план ваших действий. (Мы запишем числа с помощью графических моделей, выполним действие, запишем результат в виде числа и сделаем вывод.)
Учитель может план зафиксировать на доске.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Соотнесите фразу с этапом урока
Самоопределение (мотивация) | Актуализация и пробное действие | Выявление места и причины затруднения |
Ребята, я вижу, что вы готовы к работе на уроке. Я вам желаю, также работать на протяжении всего урока. Пожелайте друг другу удачи! | Чем это задание отличается от предыдущих? |
|
- Следующий этап называется включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия
Восстанови структуру урока в ДМ
1.Актуализация и пробное действие 2.Выявление места и причины затруднения 3.Мотивация 4.Рефлексия 5.Включение в систему знаний и повторение 6.Самостоятельная работа 7.Первичное закрепление 8.Построение проекта выхода из затруднения 9.Реализация построенного проекта | 1.Мотивация 2.Актуализация и пробное действие 3.Выявление места и причины затруднения 4.Построение проекта выхода из затруднения 5.Реализация построенного проекта 6.Первичное закрепление 7.Самостоятельная работа 8.Включение в систему знаний и повторение 9.Рефлексия |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Приложение 1.
Памятка по проблемно-диалогической технологии. Другой файл.
«Саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать»
П.Ф. Каптерев, ΧΙΧ век.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар в начальной школе «Новые образовательные стандарты: первые итоги реализации»
План семинара для заместителей директоров....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.Поглазовой
Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.ПоглазовойНазвание УМК: «Гармония» Предмет: Окружающий мир Класс: 3Тема у...
Выступление на городском семинаре "Макбук - наш друг. Новые возможности, которые открывает интернет - пространство".
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МАКБУК – НАШ ДРУГ. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, КОТОРЫЕ ОТКРЫВАЕТ ИНТЕРНЕТ - ПРОСТРАНСТВО (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДАРБИНЯН Ш.Ш.)....
Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс
Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...
«Расширение и закрепление новых знаний. Самостоятельное открытие нового знания. Выход за рамки урока». Фрагмент урока "Символы Магадана"
Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не расс...
Буклет. Методические приёмы на этапе "Открытие" нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Методические приёмы на этапе "Открытие" нового знания, первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала в виде буклета....
Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс
Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...