Контроль и оценка в условиях введения ФГОС НОО
статья по теме

Белова Лариса Александровна

 

Автор: Чипышева Людмила Николаевна, доцент кафедры начального образования, к.п.н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1341-990.doc532 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль и оценка в условиях введения ФГОС НОО

С первого сентября 2011 года реализовывается ФГОС НОО. Проведена курсовая подготовка учителей начальных классов, разработаны основные образовательные программы, внесены изменения в локальные акты. Но остается много вопросов, которые ответы на которые еще не найдены, одним из самых сложных является система оценки.

Самым сложным компонентом является комплексный подход, так как традиционно предметом проверки были только предметные результаты, поэтому сейчас важнее всего определить критерии, процедуры и формы представления по метапредметным результатом. При этом важно органично вписать систему оценки метапредметных результатов в существующую систему оценки предметных результатов, модернизируя прежние подходы.

При построении системы оценки важно видеть единую логику планируемый результат – типовая задача (способ достижения результата) – оценка.

Изучите представленные материалы, оцените их с точки зрения использования в повседневной практике учителя, с помощью справочных материалов заполните свободные ячейки в таблицах и разработку заданий.

Мы предлагаем структурировать метапредметные и личностные результаты, используя фундаментальное ядро содержания общего образования, в котором определяются виды универсальных учебных действий и их составляющие. Форма представления планируемых результатов (на примере регулятивных УУД) приведена в таблице 1, в которой выделены полужирным шрифтом формулировки планируемых результатов, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Таблица 1

Метапредметные планируемые результаты

Вид УУД / составляющие

Планируемые результаты

Уровень описания «Выпускник научится»

Уровень описания «Выпускник получит возможность научиться»

Регулятивные:

  • целеполагание
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно в сотрудничестве с учителем;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную.
  • планирование
  • планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
  • определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
  • составлять план и определять последовательности действий.

  • прогнозирование
  • предвосхищать результат выполнения отдельного задания.
  • предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, временных характеристик его усвоения.
  • учебные действия
  • использовать речь для регуляции своего действия;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
  • контроль
  • контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • различать способ и результат действия.
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
  • коррекция
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • на основе самостоятельного адекватного оценивания вносить необходимые коррективы в исполнение учебного действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
  • оценка
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
  • саморегуляция
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизировать эмоционального состояния для решения различных задач.
  • мобилизация сил и энергии для волевого усилия (выбора в ситуации мотивационного конфликта) и для преодоления препятствий.

Коммуникативные:

  • Инициативное сотрудничество и взаимодействие
  • Управление коммуникацией

Справочные материалы:  

ФГОС НОО

1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

2) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3) определение общей цели и путей ее достижения;

4) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

5) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное, поведение и поведение окружающих;

6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Фундаментальное ядро содержания общего образования

7) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

8) постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

9) разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

10) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

11) владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые результаты начального общего образования

12) ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

13) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

14) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

15) строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

16) задавать вопросы;

17) использовать речь для регуляции своего действия;

18) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Данная структура метапредметных результатов позволяет в этой же логике выстроить систему типовых задач в программе формирования универсальных учебных действий. Единого определения понятия «типовая задача» сегодня не существует. В пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» приведены типовые задачи диагностики. В авторских образовательных программах чаще всего представлен перечень заданий из учебников, которые не дают целостного представления о способах формирования УУД и не определяют необходимые изменения в деятельности учителя. Поэтому в рамках повышения квалификации мы предлагаем слушателям проанализировать планируемые результаты по каждой составляющей, выявить методы, приемы, технологии, систематическое применение которых позволит достичь результата. Выявленные способы достижения результата должны использоваться на всех без исключения предметах, но следует отметить, что для каждого предмета характерно преобладание определенных способов. В этой связи целесообразно выявить предметы, на которых типовая задача будет использоваться систематически, и предметы, на которых использование данной типовой задачи будет фрагментарно (в таблице предметы, на которых типовые задачи используются систематически выделены полужирным шрифтом). Для практической деятельности учителя будет полезно определить тип урока, позволяющий использовать типовую задачу (в таблице используется типология уроков А. К. Дусавицкого). В таблице 2 представлены типовые задачи, обеспечивающие формирование регулятивных универсальных учебных действий, которые могут быть дополнены с учетом особенностей реализуемой авторской программы и опыта учителя.

Таблица 2

Особенности типовых задач в зависимости от типа урока

Вид УУД / составляющие

Типовые задачи

Тип урока

Связь с учебными предметами

Регулятивные:

  • целеполагание

Постановка учебной задачи (выход учащихся в коллективно-распределенной деятельности на новый способ действия через «интеллектуальный конфликт»).

Индивидуальное целеполагание на этапе контроля и работы над причинами ошибок.

Урок постановки учебной задачи

Урок контроля и оценки

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Окружающий мир

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

  • планирование

Решение учебной задачи (составление совместно с учителем алгоритма или плана действий).

Работа с алгоритмами, памятками и технологическими картами.

Планирование развернутого речевого высказывания.

Урок решения учебной задачи

Урок решения частных задач с применением открытого общего способа действий

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Окружающий мир

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

  • прогнозирование

Приём «Прогностическая самооценка»

Урок решения частных задач с применением открытого общего способа действий

Урок контроля и оценки

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Окружающий мир

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

  • учебные действия

Создание условий, позволяющих интериоризировать новое действие (мотивационная основа действия – схема ориентировочной основы действия – формирование действия в материальной (материализированной) форме – действие во внешней речи, действие во внешней речи «про себя» – скрытая речь).

Урок постановки учебной задачи

Урок решения учебной задачи

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Окружающий мир

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

  • контроль

Включение младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность (технология безотметочного оценивания).

Урок постановки учебной задачи

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Урок контроля и оценки

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Окружающий мир

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

  • коррекция

Включение младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность (технология безотметочного оценивания).

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Урок контроля и оценки

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Окружающий мир

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

  • оценка

Включение младшего школьника в контрольно-оценочную деятельность (технология безотметочного оценивания).

Урок постановки учебной задачи

Урок решения частных задач с применением открытого способа

Урок контроля и оценки

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Окружающий мир

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

  • саморегуляция

Система правил поведения.

Игровые технологии (игра «Школьник-дошкольник» и т.п.)

Все типы учебных занятий

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Окружающий мир

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

Коммуникативные:

  • Инициативное сотрудничество и взаимодействие

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Окружающий мир

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

  • Управление коммуникацией

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика

Окружающий мир

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

Справочные материалы:  

Типовые задачи

1) Задания-«ловушки»:

1.1) задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя

1.2) задания, различающие понятийную и житейскую (или формальную) логику;

1.3) задачи, не имеющие решения;

1.4) задачи с недостающими данными;

1.5) ситуации открытого незнания.

2) Совместная выработка правил, инсценировки, позволяющие обыграть выбор ребенка (действовать по правилу или нарушать его).

3) Игровые ситуации (например, «Дошкольник – школьник»).

4) Внешние опоры – средства соблюдения правил.

5) Задания, требующие определение общей цели и способов ее достижения, распределения функций (ролей), планирования.

6) Взаимоконтроль.

Данная таблица поможет учителю в проектировании урока.

Образовательное учреждение, учитывая материалы по системе итоговой оценки, формирует систему текущей оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО на основе комплексного подхода. При этом система оценки должна «позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся» [Стандарт, с. 24]. Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО может осуществляться в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо модернизировать существующую систему оценки с учетом комплексного подхода, например, описать процедуры, обеспечивающие комплексный подход к оценке предметных и метапредметных результатов, видоизменяя традиционные формы контроля:

Процедуры оценивания планируемых результатов

(метапредметных и предметных по русскому языку)

  1. Диктант и организация индивидуальной работы над причинами ошибок.
  2. Словарный диктант с самоконтролем, самооценкой.
  3. Тестовые задания (типы заданий: выбор ответа, краткий ответ, развёрнутый ответ) – все задания позволяют проверить предметные и метапредметные результаты.
  4. Списывание с использованием алгоритма и т.п.

Во-вторых, возможно использование различных карт наблюдения, позволяющих проследить динамику формирования универсальных учебных действий. Примерный вариант карты наблюдения за ходом освоения регулятивных универсальных учебных действий представлен в таблице 4.

Таблица 4 

Карта освоения регулятивных УУД

Вид УУД /

составляющие

Уровень

(Н/Б, Б, П)

Методы диагностики

  • целеполагание

Н/Б

Наблюдение (уроки постановки учебной задачи)

  • планирование

Б

Результаты выполнения заданий комплексного характера (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

  • прогнозирование

Н/Б

Наблюдение (уроки решения частных задач с применением открытого общего способа действий, уроки и контроля и оценки)

  • учебные действия

Б

Наблюдение

  • контроль

П

Результаты выполнения заданий, требующих осуществления самоконтроля (взаимоконтроля)

(разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

  • коррекция

Б

Результаты выполнения заданий, направленных на работу над причинами ошибок (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

  • оценка

П

Результаты выполнения заданий, требующих осуществления самооценки (взаимооценки) (разрабатываются по аналогии с заданиями по итоговой оценке)

  • саморегуляция

Б

Наблюдение

Общая оценка

Б

Методика разработки заданий для итоговой (текущей) оценки

Оценка метапредметных результатов (регулятивных УУД)

ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ: планирование, контроль, оценка.

Общее описание «хорошего» задания: задание наделяет учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы.

Эти требования могут быть реализованы, если выполнение задания достаточно объемно: рассчитано на относительно длительный срок (не менее недели) и предусматривает ряд этапов. Формирование умения распределять между собой обязанности возможно только при выполнении коллективного задания. Формированию умения контролировать качество выполнения работы способствует заблаговременное предъявление учителем требований к качеству создаваемого продукта, например, подробных критериев оценки результатов выполнения задания.

«Хорошее» задание, как правило, – это долгосрочный проект, с заранее известными требованиями, предъявляемыми к качеству работы, или критериями ее оценки; в ходе выполнения задания контролирующие функции учителя сведены к минимуму. (Схема 1)

Технология разработки учебных заданий

План работы:

  • определите, какие результаты будете проверять (комплекс – метапредметный (ые) и предметный (ые));
  • сформулируйте ответ, который хотите получить от учащегося;
  • сформулируйте задание;
  • оцените его по заданным параметрам, если необходимо внесите коррективы.

Например, тема «Парные согласные на конце слова».

Предметный результат: владение алгоритмом проверки парных согласных на конце слова.

Метапредметные результаты: учитывать правило в планировании и контроле способа решения; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Правильный ответ: алгоритм проверки парных согласных в конце слова, правильная запись слов с использованием алгоритма, самооценка (взаимооценка).

Задание

Работа в паре. Восстановите алгоритм проверки парных согласных на конце слова. Используя алгоритм, запишите под рисунками слова, если необходимо записывайте поверочные и выделяйте орфограмму. Сравните с образцом на доске, оцените свой ответ. Сравните полученный балл и максимальный балл, подумайте, при выполнении, каких заданий вам нужна помощь.

Определи, есть ли на конце слова глухой парный согласный.

Поставь ударение.

Вставь нужную букву.

Если глухой парный на конце слова, то измени слово или подбери однокоренное так, чтобы за этим звуком был гласный или звуки [н, р, л, м, й, в, н, р, л, м, в].

                                                                                

_______________________________________________________________________________

Образец

1. Определи, есть ли на конце слова глухой парный согласный.

2. Если глухой парный на конце слова, то измени слово или подбери однокоренное так, чтобы за этим звуком был гласный или звуки [н, р, л, м, й, в, н, р, л, м, в].

3. Вставь нужную букву.

4 балла

Грибы (грибник) – гриб                         Коты (котик) – кот                 Нет парного согласного

1 балл                                                1 балл                                2 балл

Максимальный балл – 8


ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ: планирование, контроль, оценка.

Схема 1


УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ: КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Общее описание «хорошего» задания: задание требует совместной работы учащихся хотя бы на одном из этапов и предполагает координацию усилий и разделение ответственности за конечный результат (например, модель, макет, текст, схема, продукт, идея, ответ на сложный составной вопрос и т.п.).

Учащиеся могут выполнять задание в парах и группах с распределением ролей/функций внутри группы.

«Хорошее» задание, как правило, требует (1) личного вклада от каждого ученика и (2) зависимости как результата работы (конечного продукта), так и процесса ее выполнения каждым участником группы от вклада других участников.

ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ: коммуникативные УУД


Единая структура представления планируемых результатов, типовых задач, содержания оценочной деятельности объединяет отдельные разделы ООП НОО в целостный документ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС

Описаны проблемы оценивания детей при работе в условиях апробации и введения новых ФГОС....

Оценка знаний учащихся в условиях введения ФГОС

    В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, и его собственная оценочная деятельность не...

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.

Статья по теме  Оценка личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС.Я считаю ,что личностные результаты самые важные в воспитании детей.Хотелось бы уделить внимание технологиям оце...

«Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС»

Доклад содержит информацию об актуальных вопросах системы оценивания в условиях ввендения ФГОС....