Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС
материал по теме

Савельева Надежда Борисовна

 Описаны проблемы оценивания детей при работе в условиях апробации и введения новых ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_saveleva.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы контрольно-оценочной
деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО

    Сегодня мы рассмотрим изменения, которые проиcходят в контрольно-оценочной деятельности в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 года.

 В главе

II. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования
        

Пункт 9.

Сказано:

 Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Мы в своей работе используем промежуточную аттестацию  обучающихся и итоговую.

В  главе II. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования

Пункт 13 указано, что

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

        В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

В  главе III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования указано, что

19.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:

     1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

        2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;        

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

      4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;

5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

                В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Приоритетная цель создания и функционирования системы контроля и оценки – повышение качества образования в целом и уровня образовательных достижений каждого ученика.

      В   Концепции общероссийской системы оценки качества образования сказано, что

«Качество образования – характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям»      

Основные особенности системы оценки

Планируемые результаты – содержательная и критериальная основа обучения и оценки

 Индивидуальная оценка предметных и метапредметных результатов

 Оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

 Использование  стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.)

 Проектная деятельность как элемент итоговой оценки

 Оценка динамики учебных достижений

 Введение мониторинговых исследований на разных уровнях  (сбор контекстной информации, использование неперсонифицированных данных и др.

Слайд

 устные и письменные;

 для проектной деятельности;

 для стандартизированных итоговых работ и для текущей (накопленной) оценки

 для индивидуального, парного или коллективного выполнения;

 комплексного характера, позволяющие оценить все умения характеризующие достижение данного результата;

 комплексного характера, позволяющие в зависимости от уровня выполнения оценить достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне;

 допускающие возможность адаптации к особенностям образовательной программы; региональным особенностям; к индивидуальным особенностям ребенка;

 допускающие возможность использования справочной литературы.

Основания для создания измерительных материалов для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

Раздел II. «Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования»
        

Пункт 12.         Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

12.1. Филология. Русский язык. Родной язык.

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Основания для создания измерительных материалов для оценки образовательных достижений учащихся начальной школы по русскому языку

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования

Раздел II. «Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования»
        

Пункт 12.         Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования

12.1. Филология. Русский язык. Родной язык.

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

Итоговая работа по русскому языку состоит из двух частей:

1) диктант; 2) проверочная работа

Пример итоговой проверочной работы

Цель проверочной работы – оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку. Особенностью данной проверочной работы является её ориентация не только на предметные результаты, но и на уровень овладения учащимися способами действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие

Работа содержит две группы заданий.

                Первая группа – базовые задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени.

                Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых нет явного указания на способ выполнения, основную сложность при выполнении этих заданий представляет выбор способа решения из тех, которыми они владеют.

Правительством разрабатывается инструментарий оценки качества образования.

Проект Министерства образования и науки

«ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ»
2011 – 2013

Участники проекта  

Цели и задачи проекта

Цель проекта - доработка, апробация и внедрение процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Задачи проекта

1. Описание имеющихся подходов к проведению процедур оценки качества начального образования в РФ.

2. Разработка модели проведения процедур оценки качества начального образования.

3. Апробация модели проведения процедур оценки качества начального образования.

1. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального образования  в образовательном учреждении с целью получения достоверной информации об индивидуальных достижениях выпускников начальной школы образовательного учреждения для широкого круга задач (аккредитации ОУ, аттестации педагогических кадров, получения информации об обеспечении гарантий граждан по обеспечению равного доступа всех обучающихся в данном образовательном учреждении к качественному образованию и др.).

2. Проведение внешней (независимой) оценки качества начального образования на различных уровнях (муниципальном, региональном, национальном) с  целью получения достоверной информации о состоянии системы начального образования и тенденциях ее изменения, а также факторах, влияющих на качество начального образования для управления качеством образования (мониторинговые исследования).

- Разработка стандартизированных измерительных и инструктивно-методических материалов для оценки индивидуальных достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС (2  комплекта)

        - Организационное и технологическое обеспечение проведения процедур ОКО;

        - Проведение обследований в образовательных учреждениях;

        - Обеспечение достоверности получаемой информации об индивидуальных достижениях выпускников начальной школы;

        - Подготовка специалистов для проведения процедур ОКО;

        - Обработка и анализ результатов ОКО;

        - Формирование базы данных результатов ОКО;

- Информационное обеспечение процедур ОКО;

        - Представление результатов ОКО для возможного их использования различными пользователями;

- Организация обсуждений результатов  ОКО с представителями различных групп пользователей

Слайд

Пользователи системы оценки

Обучающиеся и их родители (законные представители);

 Органы законодательной и исполнительной власти;

 Ведомства (федерального и регионального подчинения), осуществляющие контрольные функции;

 Муниципальные органы управления образованием;

 Учредители образовательных учреждений;

 Образовательные и научные учреждения;

 Работодатели и их объединения;

Общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования;

Средства массовой информации;

 Иные лица, заинтересованные в оценке качества образования.

Показатели качества образования

Группа 1: распределение обучающихся по уровням освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике, русскому языку, окружающему миру и метапредметным результатам (для всех обучающихся и отдельных групп);

Группа 2: распределение обучающихся по качеству (структуре) освоения основной образовательной программы начального общего образования (профили обучающихся по выделенным планируемым результатам, элементам содержания, способам действий или компетенциям для всех обучающихся и отдельных групп);

Группа 3: распределение обучающихся по уровням сформированности  учебной мотивации по отдельным предметам (для всех обучающихся и отдельных групп);

Группа 4: распределение обучающихся по уровням готовности к обучению в основной школе (для всех обучающихся и отдельных групп).

Особенность работы по русскому языку

В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».

Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи.

Результаты выполнения учащимся работы дают возможность зафиксировать достижение четвероклассником планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне, что позволяет охарактеризовать состояние базовой подготовки учащегося и осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки

. Большое количество заданий с развернутым открытым ответом.

2. Большое количество заданий, предполагающих работу с таблицей.

3. Наличие заданий, предполагающих работу с текстом.

4. Наличие заданий, оценивающих коммуникативную компетентность.

5. Наличие разнообразных по форме заданий.

Основные показатели, по которым представляются предметные результаты

Успешность освоения учебной программы (общий балл за выполнение всей работы по предмету по 100 балльной шкале).

 Достижение базового уровня – балл за выполнение заданий базового уровня.        

Критерий 1 – критическое значение достижения базового уровня (выполнено 50% заданий базового уровня или более);

Критерий 2 – перспективное значение достижения базового уровня, которое может использоваться после успешного введения стандартов второго поколения (выполнено 65% заданий базового уровня или более).

3. Уровни достижений: базовый, повышенный, высокий, пониженный, недостаточный        

Базовый уровень достижений - точка отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.

Успешность образовательной миссии учителя (условное название) - соотношение освоения раздела планируемых результатов начального образования «Выпускник научится» и раздела «Выпускник получит возможность научиться». Данный показатель дает возможность оценить степень освоения обязательной для всех учащихся части программы (раздел «Выпускник научится») по сравнению с частью программы (раздел «Выпускник получит возможность научиться»), обязательной для преподавания и направленной на расширение и развитие интереса к изучению данного предмета, пропедевтику обучения, углубленное изучение предмета для наиболее одаренных детей.

При подведении итогов начального курса обучения мы должны иметь

Перечень статистических форм, полученных  образовательными учреждениями

По каждому образовательному учреждению (классу)

1. Результаты выполнения итоговой работы по каждому предмету по классу (форма Ф-ОИД-1 или форма ОКО-1);

2. Результаты оценки индивидуальных достижений по каждому предмету (форма Ф-ОИД-2.) 

3. Результаты выполнения итоговой работы по каждому предмету по отдельным заданиям (форма Ф-ОИД-3. или Ф-ОКО-2 ).

Ф-ОИД-1: Ф – форма, ОИД – оценка индивидуальных достижений

Ф-ОКО-1: Ф – форма, ОКО – оценка качества образования.

Результаты апробации инструментария для получения контекстной информации с целью оценки качества образования и объяснения полученных результатов

Результаты опроса родителей о качестве начального образования

слайд

Необходимые

дополнительные

данные/исслед.

Выборочное

обследование

работ учащихся

накопленная оценка

+

итоговая

оценка

три итоговые работы

математика

русский

чтение, УУД

мониторинг системы

образования 

аккредитация ОУ

аттестация кадров

Внешняя оценка:

государственные службы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ; НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)

МОДЕЛЬ И АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С КЕЙСОМ ПРОЕКТОВ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОУ (НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ)...

Приемы развития внимания в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей учащихся в условиях введения новых ФГОС.

Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и учителей....

Доклад на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового ФГОС"

Доклад на заседание методического объединения. Знакомство с опытом работы по здоровьесбережению....

«Актуальные вопросы системы оценки в условиях введения новых ФГОС»

Доклад содержит информацию об актуальных вопросах системы оценивания в условиях ввендения ФГОС....

Доклад по теме: «Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»

Доклад по теме:«Развитие способностей учащихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС»...

Доклад на тему " Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности на уроках математики в условиях введения новых ФГОС"

Развитие способностей обучающихся в процессе игровой деятельности  на уроках математики в условиях введения новых ФГОС...