Технология разработки образовательных программ.
статья по теме

Шагивалеева Асия Габдрахмановна

Методические рекомендации для учителей по составлению спецкурсов, программ дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razrabotki_obrazovatelnyh_programm_obnovl.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технология разработки образовательных программ.

 

                                                  Для людей самое сложное –

                                                     не признать новые идеи, а позабыть старые

 Мейнард Кейнг.

 1. Общие положения

          В целях совершенствования образовательной деятельности и развития учреждения  дополнительного образования детей, в условиях социально-экономических преобразований, развития рыночной экономики, появления альтернативных образовательных учреждений возрастает спрос на городские программы, спецкурсы. Анализ практики показал, что этот вид деятельности имеет тенденцию к развитию, является неотъемлемой частью организационной деятельности образовательных учреждений по реализации приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения:

1. Эколого-биологического

2. технического

3. спортивно-туристического

4. научно-познавательного

5. художественно-эстетического

6. гражданско-патриотического

7. социально-нравственного

8. историко-познавательного

9. общественно-политического

2. Цели и задачи.

           Программа спецкурсов, городских программ преследуют цели и задачи по удовлетворению интересов, развитию творческих, физических и  (или) интеллектуальных способностей детей,

Классификация программ дополнительного образования детей

По уровню освоения программ

общеразвивающие

специализированные

профессионально-ориентированные

По степени авторства

типовая

адаптированная (модифицированная)

авторская

По форме организации содержания

комплексная

интегрированная

сквозная

Оформите титульный лист с необходимыми реквизитами:

1)        вышестоящие органы управления образования;

2)        образовательное учреждение, реализующее программу;

3)        ответственный работник, утвердивший программу;

4)        № протокола педагогического совета, утвердившего программу;

5)        название программы;

6)        возраст детей, на которых рассчитана программа;

7)        срок реализации программы;

8)        автор программы;

9)        согласование с рецензентом;

10) населенный пункт;

11) год создания программы.

В пояснительной записке отметьте:

1)        что не устраивает Вас в современном образовании и в преподавании Вашего предмета, почему Вы решили создать авторскую разработку;

2)        чем отличается Ваша программа от типовой, в чем ее новизна, авторство, оригинальность;

3)        есть ли необходимость в такой программе в Вашем учреждении;

4)        каким будет результат реализации программы;

5)        особенности коллектива:

•        статус, вид группы (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская);

•        состав группы (постоянный, переменный);

•        особенности набора детей (свободный, по конкурсу, по тестам);

•        форма занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные);

•        год обучения, время существования объединения;

•        количество обучающихся (общее, по годам обучения), если меньше 15-ти – обосновать;

•        возраст учащихся (психолого-педагогические особенности);

•        количество занятий и учебных часов в неделю (на группу);

•        количество учебных часов за год;

•        место проведения занятий.

6)        перечислите людей, занятых в реализации программы, образование и условия работы каждого; обоснуйте необходимость их участия в программе; должностные обязанности и степень вовлеченности  в программу; укажите критерии отбора.

7)        каковы творческие достижения детей.

Определите цель Вашей программы, т.е. решение реально существующей проблемы:

1)        повышение занятости детей в свободное время;

2)        организация полноценного досуга;

3)        развитие определенных качеств личности;

4)        выявление и развитие разнообразных видов одаренности ребенка;

5)        адаптация в обществе детей с ограниченными возможностями;

6)        физическое развитие и оздоровление детей;

7)        ранняя профессиональная ориентация и т. п.        

При формировании задач воспользуйтесь следующей классификацией

(по С.В. Тетерскому):

1)        познавательная:

•        развитие познавательного интереса;

•        включенность в познавательную деятельность

2)        развивающая:

•        навыки коммуникативного общения;

•        самостоятельность;

•        развитие личной активности;

3)        мотивационная:

•        создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность;

•        создание комфортной обстановки, ситуации успеха;

4)        социально-педагогическая:

•        формирование общественной активности;

•        реализация в социуме и др.;

5)        обучающая :

•        формирование специальных знаний, умений;

•        удовлетворение образовательных потребностей;

6)        эстетическая:

•        аккуратность, опрятность;

•         культура поведения;

•         умение ценить красоту и др.

7)        оздоровительная:

•        формирование здорового образа жизни и др.        

Тематический план оформите в виде таблицы:

Если программа рассчитана более, чем на год обучения, то тематический план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими.

 При нагрузке 4 часа в неделю - в год 144 часа; 6 часов в неделю - в год 216 часов.        п/п

п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

                

В содержании программы, отдельного раздела, темы (этапа образовательного процесса) можете отразить:

•        основные сведения, общие понятия, закономерности, теории, правила, изучаемые учащимися;

•        формируемые умения и навыки;

•        проблемные вопросы теоретического характера;

•        виды задач, упражнений, заданий.

В конкретную образовательную программу могут быть включены как все, так и лишь некоторые из названных выше элементов учебно-познавательной деятельности.        

При оценке результативности деятельности программы указываются способы подведения итогов работы по образовательной программе:

•        выставки;

•        конкурсы;

•        соревнования;

•        творческие отчеты;

•        тестовые задания;

•        контрольные работы.

Следует указать основные критерии оценки работ обучающихся (какие знания, умения, навыки должны быть сформированы).

Какие методики применяются для выяснения меры удовлетворенности учащихся учебным процессом и его результатами и выявления влияния всего процесса на развитие учащихся (если применяются):

•        социологические (какие?);

•        психологические (какие?).        

В учебно-материальной базе укажите, что необходимо для реализации данной образовательной программы:

•        учебные пособия;

•        научно-методическое и дидактическое оснащение;

•        необходимое оборудование;

•        необходимость в кадрах.        

Порядок утверждения программ:

Программы, предлагаемые в качестве городских, сдаются до первого мая в городской временный методический совет, создаваемый при ИМЦ, в ИНПО. Совет рассматривает предложенные программы на предмет соответствия общим  требованиям к образовательным, досуговым и познавательным программам и путем голосования определяют лучшие, рекомендуя их к реализации. Подписанные и утвержденные городским управлением образования программы авторы предлагают участникам.

Список литературы составьте в алфавитном порядке, со всеми необходимыми выходными данными. Для педагогов и детей список составляется отдельно.        

 

Использованная литература:

1.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»...

Участие в разработке образовательной программы по русскому языку

Участие в   разработке  образовательной программы  по русскому языку...

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования» на 2года...

Приказ о создании рабочей группы по разработке образовательных программ и рабочих программ по предметам

Приказ о создании рабочей группы по разработке образовательных программ и рабочих программ по предметам...

Участие в разработке образовательной программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру.

Участие в разработке образовательной программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру....