Технология разработки образовательных программ.
статья по теме
Методические рекомендации для учителей по составлению спецкурсов, программ дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razrabotki_obrazovatelnyh_programm_obnovl.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология разработки образовательных программ.
Для людей самое сложное –
не признать новые идеи, а позабыть старые
Мейнард Кейнг.
1. Общие положения
В целях совершенствования образовательной деятельности и развития учреждения дополнительного образования детей, в условиях социально-экономических преобразований, развития рыночной экономики, появления альтернативных образовательных учреждений возрастает спрос на городские программы, спецкурсы. Анализ практики показал, что этот вид деятельности имеет тенденцию к развитию, является неотъемлемой частью организационной деятельности образовательных учреждений по реализации приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения:
1. Эколого-биологического
2. технического
3. спортивно-туристического
4. научно-познавательного
5. художественно-эстетического
6. гражданско-патриотического
7. социально-нравственного
8. историко-познавательного
9. общественно-политического
2. Цели и задачи.
Программа спецкурсов, городских программ преследуют цели и задачи по удовлетворению интересов, развитию творческих, физических и (или) интеллектуальных способностей детей,
Классификация программ дополнительного образования детей | ||
По уровню освоения программ | ||
общеразвивающие | специализированные | профессионально-ориентированные |
По степени авторства | ||
типовая | адаптированная (модифицированная) | авторская |
По форме организации содержания | ||
комплексная | интегрированная | сквозная |
Оформите титульный лист с необходимыми реквизитами:
1) вышестоящие органы управления образования;
2) образовательное учреждение, реализующее программу;
3) ответственный работник, утвердивший программу;
4) № протокола педагогического совета, утвердившего программу;
5) название программы;
6) возраст детей, на которых рассчитана программа;
7) срок реализации программы;
8) автор программы;
9) согласование с рецензентом;
10) населенный пункт;
11) год создания программы.
В пояснительной записке отметьте:
1) что не устраивает Вас в современном образовании и в преподавании Вашего предмета, почему Вы решили создать авторскую разработку;
2) чем отличается Ваша программа от типовой, в чем ее новизна, авторство, оригинальность;
3) есть ли необходимость в такой программе в Вашем учреждении;
4) каким будет результат реализации программы;
5) особенности коллектива:
• статус, вид группы (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская);
• состав группы (постоянный, переменный);
• особенности набора детей (свободный, по конкурсу, по тестам);
• форма занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные);
• год обучения, время существования объединения;
• количество обучающихся (общее, по годам обучения), если меньше 15-ти – обосновать;
• возраст учащихся (психолого-педагогические особенности);
• количество занятий и учебных часов в неделю (на группу);
• количество учебных часов за год;
• место проведения занятий.
6) перечислите людей, занятых в реализации программы, образование и условия работы каждого; обоснуйте необходимость их участия в программе; должностные обязанности и степень вовлеченности в программу; укажите критерии отбора.
7) каковы творческие достижения детей.
Определите цель Вашей программы, т.е. решение реально существующей проблемы:
1) повышение занятости детей в свободное время;
2) организация полноценного досуга;
3) развитие определенных качеств личности;
4) выявление и развитие разнообразных видов одаренности ребенка;
5) адаптация в обществе детей с ограниченными возможностями;
6) физическое развитие и оздоровление детей;
7) ранняя профессиональная ориентация и т. п.
При формировании задач воспользуйтесь следующей классификацией
(по С.В. Тетерскому):
1) познавательная:
• развитие познавательного интереса;
• включенность в познавательную деятельность
2) развивающая:
• навыки коммуникативного общения;
• самостоятельность;
• развитие личной активности;
3) мотивационная:
• создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность;
• создание комфортной обстановки, ситуации успеха;
4) социально-педагогическая:
• формирование общественной активности;
• реализация в социуме и др.;
5) обучающая :
• формирование специальных знаний, умений;
• удовлетворение образовательных потребностей;
6) эстетическая:
• аккуратность, опрятность;
• культура поведения;
• умение ценить красоту и др.
7) оздоровительная:
• формирование здорового образа жизни и др.
Тематический план оформите в виде таблицы:
Если программа рассчитана более, чем на год обучения, то тематический план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими.
При нагрузке 4 часа в неделю - в год 144 часа; 6 часов в неделю - в год 216 часов. п/п
№ № п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика |
В содержании программы, отдельного раздела, темы (этапа образовательного процесса) можете отразить:
• основные сведения, общие понятия, закономерности, теории, правила, изучаемые учащимися;
• формируемые умения и навыки;
• проблемные вопросы теоретического характера;
• виды задач, упражнений, заданий.
В конкретную образовательную программу могут быть включены как все, так и лишь некоторые из названных выше элементов учебно-познавательной деятельности.
При оценке результативности деятельности программы указываются способы подведения итогов работы по образовательной программе:
• выставки;
• конкурсы;
• соревнования;
• творческие отчеты;
• тестовые задания;
• контрольные работы.
Следует указать основные критерии оценки работ обучающихся (какие знания, умения, навыки должны быть сформированы).
Какие методики применяются для выяснения меры удовлетворенности учащихся учебным процессом и его результатами и выявления влияния всего процесса на развитие учащихся (если применяются):
• социологические (какие?);
• психологические (какие?).
В учебно-материальной базе укажите, что необходимо для реализации данной образовательной программы:
• учебные пособия;
• научно-методическое и дидактическое оснащение;
• необходимое оборудование;
• необходимость в кадрах.
Порядок утверждения программ:
Программы, предлагаемые в качестве городских, сдаются до первого мая в городской временный методический совет, создаваемый при ИМЦ, в ИНПО. Совет рассматривает предложенные программы на предмет соответствия общим требованиям к образовательным, досуговым и познавательным программам и путем голосования определяют лучшие, рекомендуя их к реализации. Подписанные и утвержденные городским управлением образования программы авторы предлагают участникам.
Список литературы составьте в алфавитном порядке, со всеми необходимыми выходными данными. Для педагогов и детей список составляется отдельно.
Использованная литература:
1.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
2. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»...
Участие в разработке образовательной программы по русскому языку
Участие в разработке образовательной программы по русскому языку...
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»
Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования» на 2года...
Приказ о создании рабочей группы по разработке образовательных программ и рабочих программ по предметам
Приказ о создании рабочей группы по разработке образовательных программ и рабочих программ по предметам...
Разработка образовательной программы с учётом инклюзивного и интегрированного образования
Образовательный проект...
Участие в разработке образовательной программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру.
Участие в разработке образовательной программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру....