Двигательная активность младших школьников
статья по теме
Как правильно организовать двигательную активность младших школьников во время образовательного процесса. Рекомендации объёмов различных видов двигательной активности младших школьников, разработанные с учётом интенсивности и характера соответствующихвидов деятельности.
Как использовать зоны рекреаций для проведения подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigatelnaya_aktivnost_mladshih_shkolnikov.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
"Производство" современного школьника - его парта, класс, учебные принадлежности, деятельность - учёба. Задача всего педагогического коллектива - по возможности защитить физическое и психическое здоровье ребёнка в школе от воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно. Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, путь в школу, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице приведены рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся начальных классов, разработанные с учетом интенсивности и характера соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 общего времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных, хореографических) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.
Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, реально снижает утомляемость детей на уроке.
Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, нахождение в транспорте - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Организм человека в процессе эволюции не приспособился к такой низкой физической активности. Синдром гиподинамии является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более - подростков и младших школьников Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать малую подвижность и в то же время не приводить к их переутомлению. Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов приведен в таблице.
Класс | 1класс | 2класс | 3класс | 4класс |
Ежедневный объём времени | ||||
Культурно-оздоровительные мероприятия | 2 часа | 2 часа | 2 часа | 2 часа |
Гимнастика до учебных занятий | 5-6 мин. | 5-6 мин. | 5-6 мин. | 5-6мин. |
Физкультминутка на уроках | 5мин. | 5мин. | 5мин. | 5мин. |
Подвижные перемены | 15 – 20 мин. | 15–20 мин. | 15-20 мин. | 15-20 мин. |
Спортивный час в продленном дне | 1час | 1час | 1час | 1час |
Тем не менее, существуют дети явно возбудимые и явно заторможенные, энергичные и пассивные, самоуверенные и робкие, выносливые. Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. Младшие школьники отличаются повышенной сенситивностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастных особенностей. Эмоционально-поведенческие проявления школьников на переменах - также важный элемент организации учебной деятельности. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики - использовать.
Для этого необходимо правильно использовать зоны рекреации. Большое количество детей на относительно малой площади не перемене. Разные интересы и поведенческие установки. Помещения рекреации нельзя оборудовать стационарно . Учителя не готовы к организации подобной деятельности, требуется разработка комплексов упражнений и игр, обучение педагогического коллектива. МО учителей начальных классов разработан график дежурства на этаже и проведения подвижных игр на переменах.
Задачи, решаемые во время проведения игр: переключение внимания, снятие умственного напряжения, активизация двигательных центров, включить малозадействованные (мелкие "позные") мышцы, разгрузить позвоночник (статичная поза, связанная с длительным сидением).
Дети проявляют не абсолютные физические качества (только отчасти), а соревнуются в движениях на точность, ловкость, координацию по сумме многоборья. В нашей школе учащиеся с огромным удовольствием активно отдыхают на перемена, получая оптимальную физическую нагрузку. Первые результаты были заметны уже через несколько недель . Улучшилась дисциплина на переменах . Ученики перестали бегать на переменах. Ученики становятся более организованными. Уменьшилась утомляемость во время учебного процесса
Все направления здоровьсбережения дают возможность ребёнку чувствовать себя уверенно и комфортно, а самое главное сохранить физическое и психическое здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Игра как педагогический феномен двигательной активности младшего школьника в процессе обучения и воспитания.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются обучающиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические зада...
«Подвижные игры как основа развития двигательной активности младших школьников"
Дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями средствами умений и знаний народных подвижных игр....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Родительское собрание "Двигательная активность младших школьников"
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность....
Игры-эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.
Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с д...
Двигательная активность младших школьников
Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминают слова одного классика о том, что «здоровье — это не всё, но всё без здоровья — ничто». В последние годы появилось достаточно ёмкое по соде...
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК...