ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ
статья по теме

Гроздева Ирина Владимировна

Человек в системе образования – это главное состояние человека XXI века, поэтому ориентация на самосовершенствование в течение всей жизни – важнейшее условие эффективной профессиональной жизни педагога. Желание познать окружающий мир ребёнок ощущает каждый день. Он ищет, стремится, постигает, радуется. И помощником в этом должен стать учитель – творческий человек, интеллектуальный, высококвалифицированный специалист, тот, кто готов, развивая детей, развиваться сам. Он, как ученик, ищет, постигает, совершенствует свои знания. Он не может работать из года в год по шаблону.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoe_samoobrazovanie_uchitelya_grozdeva_i.v.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ

Гроздева Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ лицей № 64, город Краснодар

Аннотация

Человек в системе образования – это главное состояние человека XXI века, поэтому ориентация на самосовершенствование в течение всей жизни – важнейшее условие эффективной профессиональной жизни педагога. Желание познать окружающий мир ребёнок ощущает каждый день. Он ищет, стремится, постигает, радуется. И помощником в этом должен стать учитель – творческий человек, интеллектуальный, высококвалифицированный специалист, тот, кто готов, развивая детей, развиваться сам. Он, как ученик, ищет, постигает, совершенствует свои знания. Он не может работать из года в год по шаблону.

Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!

Ф.А. Дистервег

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Специфика профессиональной педагогической деятельности проявляется в том, что учитель постоянно рефлексирует относительно усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, профессиональных норм поведения. Педагогическая позиция по отношению к себе проявляется в готовности и способности к личностному росту в течение всей жизни. Непрерывное образование учителя включает в себя обучение в учебных заведениях и самообразование.

По определению Г.М. Коджаспировой: «Под самообразованием следует понимать специально организованную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью».

Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями учителя и вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Табл.1. Основные составляющие самообразования

Источник самообразования

Деятельность по самообразованию

Результаты

научно-популярная, методическая, художественная литература;

периодическая печать, СМИ;

Интернет;

телевидение;

профессиональные конференции и т.п.

знакомство с актуальными и важными публикациями;

знакомство с мнениями ведущих ученых;

углубление знаний в интересующей области;

участие в конференциях, семинарах выставках

осведомленность о важнейших научных достижениях, открытиях;

информирован-

ность

исследовательская деятельность

написание доклада, статьи, методического пособия;

конкурсные проекты;

работа в научных обществах

упорядоченность знаний;

индивидуальный педагогический стиль деятельности;

знакомство с миром ученых

обучение на курсах

освоение дополнительных умений (владение компьютером, иностранным языком, ораторским искусством и др.)

личностный рост;

профессиональная компетентность;

ответственность;

самоорганизация

опыт педагогов-мастеров, новаторов

совершенствование методики обучения, воспитания

рост профессионального мастерства

работа по сопутствующим специальностям

работа вожатым, воспитателем, педагогом доп. образования и др.

самопознание;

самореализация;

самосовершенст-

вование

хобби

занятия в театре, хореографическом кружке;

туризм, путешествия, фото- и кинодело и др.

способность «блистать» в сфере деятельности, не связанной с профессией;

контакты с широким кругом людей

В основе самообразования лежит интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала. Но как правильно организовать этот процесс?

Предлагаем примерный план работы по теме самообразования:

  1. Проблема, над которой работает образовательное учреждение.
  2. Индивидуальная тема самообразования.
  3. Начало и предполагаемый срок окончания работы над темой.
  4. Цели и задачи самообразования по теме.
  5. Основные вопросы, намеченные для изучения в текущем году.
  6. Этапы переработки материала.
  7. Литература, которую необходимо изучить.
  8. Творческое сотрудничество по теме самообразования.
  9. Собственная опытно-экспериментальная новаторская работа.
  10.  Практические выходы после проработки темы или ее отдельных вопросов (тезисы, доклады, статьи, методические разработки).
  11.  Перечень наиболее интересных работ, с которыми познакомился в процессе самообразования.
  12.  Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы коллег.
  13.  Изучение передового опыта на семинарах, конференциях, учительских совещаниях.
  14.  Чей и какой опыт был заимствован и использован в практической работе, какие результаты достигнуты.
  15.  Исследовательская работа по теме самообразования (какие идеи и научные рекомендации были апробированы, какие результаты получены).
  16.  Где и когда выступал с собственным опытом работы.
  17.  Самооценка: что дало самообразование по теме для повышения теоретического уровня; для совершенствования методического мастерства.
  18.  Выводы по окончанию работы над темой.

Учитель должен учиться всему постоянно, потому что, перед ним каждый год сменяются временные этапы, меняются представления об окружающем мире. Не хочется выглядеть глупо в глазах своих учеников, быть «несовременным» человеком. Не хочется попасть в категорию «плохих» учителей.

Самообразование педагога реализует стремление быть состоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью. Создание своего имиджа и его поддержание – это процесс и результат непрерывной работы учителя над собой. Главное – желание творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом.

Литература

  1. Николенко Л.В. Самообразование учителя. http://pedsovet.org/forum/topic302.html
  1. Самообразование и самовоспитание в системе непрерывного профессионального образования педагога. http://www.bspu.unibel.by/pages/fizzkaf/res/obshoshovy/topic3.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

План профессионального самообразования учителя начальных классов

План профессионального самообразования учителя начальных классов на 2013-2017 гг...

План профессионального самообразования учителя начальных классов Голонягиной Любови Петровны

Тема школы «Использование в учебно-воспитательном процессе современных педагогических технологий как фактор формирования креативной личности педагога и обучающегося в новом образовательном пространств...

Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов

Общешкольная тема: Совершенствование компетентностного  подхода в обучении и воспитании учащихся и непрерывный процесс развития педагогических работников как необходимое условие повышение к...

Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов

Индивидуальный план профессионального самообразования содержит пояснительную записку ,разработку программно-методического обеспечения образовательного процесса, обобщение собственного опыта педагогиче...

Индивидуальный маршрут профессионального самообразования учителя начальных классов Хафизовой Миляуши Фаязовны на 2014-2019 учебные годы

"Учитель"- это не только профессия,  призвание, но и стиль жизни человека. Наша профессия подразумевает постоянное стремление к получению новых знаний.В нашей работе не всегда удаётся найти для э...