ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ
статья по теме
Человек в системе образования – это главное состояние человека XXI века, поэтому ориентация на самосовершенствование в течение всей жизни – важнейшее условие эффективной профессиональной жизни педагога. Желание познать окружающий мир ребёнок ощущает каждый день. Он ищет, стремится, постигает, радуется. И помощником в этом должен стать учитель – творческий человек, интеллектуальный, высококвалифицированный специалист, тот, кто готов, развивая детей, развиваться сам. Он, как ученик, ищет, постигает, совершенствует свои знания. Он не может работать из года в год по шаблону.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoobrazovanie_uchitelya_grozdeva_i.v.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ
Гроздева Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ лицей № 64, город Краснодар
Аннотация
Человек в системе образования – это главное состояние человека XXI века, поэтому ориентация на самосовершенствование в течение всей жизни – важнейшее условие эффективной профессиональной жизни педагога. Желание познать окружающий мир ребёнок ощущает каждый день. Он ищет, стремится, постигает, радуется. И помощником в этом должен стать учитель – творческий человек, интеллектуальный, высококвалифицированный специалист, тот, кто готов, развивая детей, развиваться сам. Он, как ученик, ищет, постигает, совершенствует свои знания. Он не может работать из года в год по шаблону.
Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!
Ф.А. Дистервег
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Специфика профессиональной педагогической деятельности проявляется в том, что учитель постоянно рефлексирует относительно усвоенных образцов деятельности, ценностных эталонов, профессиональных норм поведения. Педагогическая позиция по отношению к себе проявляется в готовности и способности к личностному росту в течение всей жизни. Непрерывное образование учителя включает в себя обучение в учебных заведениях и самообразование.
По определению Г.М. Коджаспировой: «Под самообразованием следует понимать специально организованную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью».
Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями учителя и вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Табл.1. Основные составляющие самообразования
Источник самообразования | Деятельность по самообразованию | Результаты |
научно-популярная, методическая, художественная литература; периодическая печать, СМИ; Интернет; телевидение; профессиональные конференции и т.п. | знакомство с актуальными и важными публикациями; знакомство с мнениями ведущих ученых; углубление знаний в интересующей области; участие в конференциях, семинарах выставках | осведомленность о важнейших научных достижениях, открытиях; информирован- ность |
исследовательская деятельность | написание доклада, статьи, методического пособия; конкурсные проекты; работа в научных обществах | упорядоченность знаний; индивидуальный педагогический стиль деятельности; знакомство с миром ученых |
обучение на курсах | освоение дополнительных умений (владение компьютером, иностранным языком, ораторским искусством и др.) | личностный рост; профессиональная компетентность; ответственность; самоорганизация |
опыт педагогов-мастеров, новаторов | совершенствование методики обучения, воспитания | рост профессионального мастерства |
работа по сопутствующим специальностям | работа вожатым, воспитателем, педагогом доп. образования и др. | самопознание; самореализация; самосовершенст- вование |
хобби | занятия в театре, хореографическом кружке; туризм, путешествия, фото- и кинодело и др. | способность «блистать» в сфере деятельности, не связанной с профессией; контакты с широким кругом людей |
В основе самообразования лежит интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала. Но как правильно организовать этот процесс?
Предлагаем примерный план работы по теме самообразования:
- Проблема, над которой работает образовательное учреждение.
- Индивидуальная тема самообразования.
- Начало и предполагаемый срок окончания работы над темой.
- Цели и задачи самообразования по теме.
- Основные вопросы, намеченные для изучения в текущем году.
- Этапы переработки материала.
- Литература, которую необходимо изучить.
- Творческое сотрудничество по теме самообразования.
- Собственная опытно-экспериментальная новаторская работа.
- Практические выходы после проработки темы или ее отдельных вопросов (тезисы, доклады, статьи, методические разработки).
- Перечень наиболее интересных работ, с которыми познакомился в процессе самообразования.
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы коллег.
- Изучение передового опыта на семинарах, конференциях, учительских совещаниях.
- Чей и какой опыт был заимствован и использован в практической работе, какие результаты достигнуты.
- Исследовательская работа по теме самообразования (какие идеи и научные рекомендации были апробированы, какие результаты получены).
- Где и когда выступал с собственным опытом работы.
- Самооценка: что дало самообразование по теме для повышения теоретического уровня; для совершенствования методического мастерства.
- Выводы по окончанию работы над темой.
Учитель должен учиться всему постоянно, потому что, перед ним каждый год сменяются временные этапы, меняются представления об окружающем мире. Не хочется выглядеть глупо в глазах своих учеников, быть «несовременным» человеком. Не хочется попасть в категорию «плохих» учителей.
Самообразование педагога реализует стремление быть состоятельной, независимой, конкурентоспособной личностью. Создание своего имиджа и его поддержание – это процесс и результат непрерывной работы учителя над собой. Главное – желание творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом.
Литература
- Николенко Л.В. Самообразование учителя. http://pedsovet.org/forum/topic302.html
- Самообразование и самовоспитание в системе непрерывного профессионального образования педагога. http://www.bspu.unibel.by/pages/fizzkaf/res/obshoshovy/topic3.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
План профессионального самообразования учителя начальных классов
План профессионального самообразования учителя начальных классов на 2013-2017 гг...
План профессионального самообразования учителя начальных классов Голонягиной Любови Петровны
Тема школы «Использование в учебно-воспитательном процессе современных педагогических технологий как фактор формирования креативной личности педагога и обучающегося в новом образовательном пространств...
Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов
Общешкольная тема: Совершенствование компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся и непрерывный процесс развития педагогических работников как необходимое условие повышение к...
Индивидуальный план профессионального самообразования учителя начальных классов
Индивидуальный план профессионального самообразования содержит пояснительную записку ,разработку программно-методического обеспечения образовательного процесса, обобщение собственного опыта педагогиче...
Индивидуальный маршрут профессионального самообразования учителя начальных классов Хафизовой Миляуши Фаязовны на 2014-2019 учебные годы
"Учитель"- это не только профессия, призвание, но и стиль жизни человека. Наша профессия подразумевает постоянное стремление к получению новых знаний.В нашей работе не всегда удаётся найти для э...
План профессионального самообразования учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» Галкиной Аллы Николаевны
Данный материал является кратким отчетом работы учителя по теме самообразования....