Песни на уроках риторики.
статья по теме

Махачкова Зубайдат Гаджиевна

В данной статье говорится о том, что музыка и песни могут быть помощниками в сложной работе по развитию речи учеников, не заменяя собой при этом традиционные средства обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesni_na_urokah_ritoriki_2.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Песни на уроках риторики.

                                                                                                                       

                                                                                                                        Махачкова З.Г.

                                                                                                                        учитель начальных классов.

«С малой удачи начинается большой успех».

Звучит гимн «Риторика». (№1).

В современном мире большое внимание уделяется развитию когнитивных или познавательных функций, а эмоциональная сфера остаётся в стороне. Для эмоциональной настройки можно использовать песни, с целью обогащения внутреннего мира ребёнка, для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребёнка. Актуализация эмоционального состояния в различных ситуациях способствует всестороннему  гармоничному  развитию  личности.  Как сказал классик педагогической науки В.Чернышов, необходимо «открыть уста детей» ключом искусства волшебных звуков, ведь в их власти передать многообразие окружающего нас мира во всех его красках. Этот непростой мир с его улыбками, слёзами, с его красотами, тайнами, воплощённый в звучащих художественных образах, пробуждает фантазию детей, помогает им осознать своё место в этом мире и вызывает желание выразить музыкальные впечатления в форме высказывания, поделиться своими чувствами и мыслями.

Выдающиеся риторы древности придавали  огромное значение искусству звуков – музыке. Музыка и песни могут быть помощниками в сложной работе по развитию речи учеников, не заменяя собой при этом традиционные средства обучения.  Мудрец ни говорит ничего по-новому, а только по-новому расставляет акценты (интонирует).  Интонация и пауза сами по себе помимо слов обладают силой эмоционального воздействия на слушателя. Мы в словесном общении с другими, сначала видим внутренним взором то, о чём идёт речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем  ухом, что нам говорят, а потом видим глазом – услышанное.

Огромное внимание уделяется  голосу. От того, в каком состоянии голос говорящего, как он звучит, насколько он гибок, благозвучен, силен, во многом зависит восприятие высказывания. Голос  даёт  множество различных сведений -  это эмоциональное состояние, отношение к собеседнику, к предмету речи, информирует о характере, привычках говорящего. Умелое владение голосом сделает более эффективной речь. Звучание голоса во многом зависит от правильного дыхания.  Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Источником образования звуков  речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.  Речь – озвученный выдох воздуха. Упражнение «Выдох через соломинку» способствует формированию правильного речевого дыхания. Представьте себе, что выдыхаете воздух через тонкую соломинку: губы собираем «хоботком» и выдыхаем, продолжая выдыхать «через соломинку» напойте свою любимую мелодию, например «В лесу родилась ёлочка». (Предлагаю потренировать своё речевое дыхание): 1) «Выдох через соломинку». В учебнике риторики 2 класса приведены ноты и текст песен «Ехала деревня»,  «Ива», которые авторы предлагают использовать на речевой разминке. (Трек №6, №11) послушайте.  Смысл этих упражнений сделать – более подвижными речевые механизмы, управляющие интонацией, приучить детей к быстрой смене темпа, тона, громкости, что так важно в речевом общении.

 Учитель на уроках риторики формирует не только правильное речевое дыхание, но и способствует развитию у учащихся других средств  выразительности устной речи – сила (громкость), слабость звучания; основная тональность общения, логическое ударение (голосовой нажим), тембральные краски.  

Особое внимание уделяется артикуляции, отчётливости произношения, которые во многом обеспечивают хорошее звучание голоса. На основе артикуляционной работы  развивается дикция, то есть произношение, степень отчётливости в произношении слов, слогов, звуков речи. Работать над дикцией значит добиваться ясного, чистого, отчётливого звучания речи учащихся. Это важно для выразительного чтения, для формирования орфографического навыка, для орфоэпии. Хорошая дикция зависит от гибкости артикуляционного аппарата. Для его развития необходимо включать в речевую разминку дикционные упражнения, например, произнесение гласных звуков на мотив известных песен.(«В лесу родилась ёлочка», «Улыбка», «Песенка друзей»).  А также можно включать в речевую разминку и чтение скороговорок на заданный темп. Успех обеспечивается хорошим владением текста, значит, он должен заучиваться наизусть. (Поставить скороговорки, текст раздать).№13,№14.

Музыка и песни могут быть помощниками не только в речевой разминке учащихся, но и на других этапах урока. Проиллюстрирую, сказанное на примерах и покажу возможность использования песен на основных этапах урока. Организационный момент урока можно начать с гимна, который создаёт положительный эмоциональный фон, раскрепощает мышление учащихся, помогает настроиться  на коллективную работу.

На этапе  сообщения темы можно подобрать песню и предложить учащимся назвать тему урока.  (Послушайте, пожалуйста, песню (№8 или №12)?) Какие ассоциации возникли при прослушивании песни. Попробуйте назвать тему урока.

Следующий музыкальный фрагмент можно предложить как задание аналитического характера. 3 класс тема «Твои речевые роли» стр.14 – 18. На примере норвежской песенки «Молчаливые тролли» учитель с учащимися делает вывод о том, что в русском языке много слов,  с помощью которых даётся речевая характеристика человека. (Включаю трек №10). 3 класс 2 часть тема «Правила сравнения» стр.106 -109. Учитель вводит правила сравнения на основе стихотворения А.Барто «Я у мальчиков спросила…» трек №4. (Послушайте).Тема «Улыбнись улыбкою своей» 4 класс 1 часть можно включить песню «Улыбка». Тема  «Поздравляю тебя… вас»  3 класс 2 часть стр. 69-82. Используем песни «Каравай», «С днём рождения», «Мамина песенка», «Улыбка», «Песенка крокодила Гены», «Пусть всегда будет солнце» и другие. Тема «Громко – тихо, быстро – медленно» изучается на протяжении четырёх лет в начальной школе, тем самым  знания по данной теме обогащаются  и углубляются из года в год. Для иллюстрации  можно использовать классическую музыку и провести параллели между устной и музыкальной речью. На основе этого можно построить и провести интегрированный урок риторики и музыки. Кроме того музыку и песни мы  используем как фон для эмоционального восприятия текста.

Завершить урок можно песней. Примером служит открытое занятие на тему: «Похвала» (комплимент) с использованием песни «Давайте говорить друг другу комплименты». Анализ речевой ситуации провести на основе песни. Использование песен создаёт интерес к учению, стимулирует активность и самостоятельность в учебной работе. Песни способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала, активизации познавательной деятельности учащихся.

Подводя итог всему сказанному  можно сделать вывод о том, что практически к любой теме можно подобрать музыкальный отрывок, куплет из песни, который по времени может занимать несколько минут.  Песня является не только средством организации урока,  но и содержанием для анализа речевых  ситуаций.  Использование песен повышает мотивацию изучения риторики, вызывает интерес у учащихся, повышает уровень общей культуры. Песни можно использовать для физических пауз. Замечательным примером такой работы была физическая минутка, показанная Зоей Ивановной на открытом занятии.  

Закончить своё выступление хочу словами известного ритора Цицерона: «Красноречие есть нечто такое, что даётся труднее, чем кажется, и рождается из очень  многих знаний и стараний». Хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики в 4 классе "Напиши мне письмо"

Задачи данного урока: Познакомить учащихся со значением переписки в современной жизни людей;оказать учащимся, что письмо – это разновидность текста, имеющего свою структуру и стилистические особеннос...

Урок риторики по теме "Роль речи в организации совместной деятельности"

Конспект урока риторики в 1 классе по теме "Роль речи в организации совместной деятельности" с использованием игровой  технологии и исследовательских методов обучения....

Уроки риторики во 2 классе

Презентация  задумана как проводник по урокам риторики. Она ненавязчиво поддерживает  общую линию урока....

Урок риторики в 4 классе на тему "Знаки вокруг нас"

На этом уроке ребята познакомятся с дорожными, товарными, денежными, языковыми знаками, знаками почтовой оплаты, знаками различия и отличия, а также со знаками зодиаков и жестов....

Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока "Речевые жанры. Рассказ."

Цель; Познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.Формирование умения строить текст, правильно выделять части в текксте.Развитие речи. эстетического вкуса, художественных способностей.Воспитан...

Урок риторики. 2 класс Тема урока: "Общение". ________________________________________

Цели: познакомить учащихся со словесными и несловесными средствами общения;показать значение общения в жизни людей;закрепить положительны отношения в общении друг с другом;формировать дружеские взаимо...