- Если вы внимательно слушали сказку Р.Киплинга, то запомнили, какие письменные принадлежности использовала Таффи? (кора берёзы и акулий зуб) - На доске зашифрованы названия принадлежностей, которые использовали и используют люди для написания писем. - Давайте попробуем их разгадать.
АМАУБГ (БУМАГА) МАНПЕГТЕР (ПЕРГАМЕНТ) РАПСИУП (ПАПИРУС) | РЕОП (ПЕРО) КУРАЧ (РУЧКА) НИЛАРЕЧ (ЧЕРНИЛА) |
(Дети рассказывают факты из истории изобретения бумаги, показывают папирус)
БУМАГА. 1. Сейчас, даже трудно представить, что раньше бумаги не было вовсе. Люди использовали много разных материалов, прежде чем была изобретена бумага. В древнем Пергаме научились выделывать кожу животных так, чтобы на ней можно было писать. Она была эластичной, её можно было сгибать, но это был очень дорогостоящий материал, и он не мог быть использован для массового употребления. В школах писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Египтяне создали для письма особый материал – папирус. Папирус – это высокая осока, растущая на болотах Верхнего Нила. Волокна его стеблей разрезались, склеивались и прессовались. Готовые листы подклеивали один к другому, и получался свиток, на котором писали. Чтобы удобнее было хранить написанное, его сворачивали в трубочку. Папирус был дёшев, и поэтому его использовали довольно часто. Но люди не останавливались на достигнутом. В конце концов они додумались и до бумаги. К сожалению, нельзя точно сказать, когда это было, и кто её изобрёл. Предполагают, что она родом из Китая. Сначала тонкие листы изготавливали из волокон тутового дерева, а потом из хлопчатобумажных и льняных тряпок. Лучшая писчая бумага изготавливается из тряпичного сырья и в наши дни. И вот на берегах рек стали строить большие бумажные мельницы, похожие на мукомольные. В 1564 году появилась и в России первая бумажная фабрика. Существует много разных сортов бумаги: и тонкая, и толстая, и шершавая, и гладкая.
- Какую бумагу вы будете использовать для написания письма?
Правило 1 Бумага должна быть безупречно чистой. Неряшливо выглядят письма на листках, вырванных из тетради. Если письмо занимает несколько отдельных листков, их следует пронумеровать.
РУЧКИ И ЧЕРНИЛА. 2. (У каждого ребёнка на столе текст)
«…Раньше, как известно письма писали перьями, взятыми у птиц. В основном использовали гусиные, но и встречались и перья воронов и павлинов. Чтобы подготовить перо к письму, его сначала очищали в раскалённом песке, затем обрезали под определённым углом и затачивали. Причём от того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. При этом следует учесть, что в дело годились не любые перья из крыла, а всего два-три. Какие же стаи гусей надо было разводить? Потом все стали писать металлическими перьями. Делали их из стали, серебра и даже из золота. Стоили они дорого, и обладатели таких перьев нередко вставляли их в палочку, украшенную алмазами. Знатные люди украшали именные перья своими гербами. Только к началу 20 века стальное перо перекочевало в школьный портфель. Долгие годы школьники на уроках чистописания, окуная ручку в чернила, выводили с нажимом. Но вскоре у перьевой ручки появился мощный конкурент – шариковая ручка. Считается, что её изобрёл венгерский химик Биро. Он имел странную привычку записывать результаты своих опытов на чём попало: на доске, на столе, стенке вытяжного шкафа, спичечном коробке. Потом он с трудом разбирался в своих записях: ведь не все материалы хорошо воспринимают грифель карандаша. Тогда химик начал экспериментировать и … изобрёл шариковую ручку с густой пастой. Это произошло в 1938 году. Всевозможных ручек придумано бесчисленное множество: с календарём, электронными часами и даже с миниатюрной вычислительной машиной…»
- Сегодня у вас появится возможность попробовать написать пером. Уверяю, что это не просто. Почему? (чернила долго сохнут, можно поставить кляксу, перепачкаться и т.д.) - Нелёгкое дело – писать пером. Недаром говорится: «Что написано пером, не вырубишь топором».
Правило 2 Любое письмо должно быть написано чисто и аккуратно. В тексте не допускаются подчистки и исправления.
СТРУКТУРА ПИСЬМА. Учащимся предлагается схема текста письма.
Возможные части текста письма. |
Примеры.
| 1. Обращение. | Мои дорогие друзья! Любимая моя мамочка! Уважаемый… | 2.Начальная фраза о состоянии переписки. | Получила твоё письмо… Давно не было от тебя письма… Решила Вам написать… | 3.Основное содержание письма, сообщение о новостях. | У нас много новостей… Я хочу рассказать Вам… Опишу тебе, как идёт моя жизнь в школе и дома… | 4. Вопросы адресату. | Как ты живёшь? Как твоё здоровье? Какие у тебя новости? | 5. Благодарности. | Спасибо за внимание… Спасибо, что ты прислала… | 6. Просьбы. | Я прошу тебя ответить на моё письмо… Прошу писать мне… Жду ответа… | 7. Приветы. | Передай большой привет… | 8. Прощание. | До свидания… До скорой встречи… | 9. Подпись. Дата и место написания. | Крепко обнимаю… Помню и благодарю… 20 апреля 2006года Москва |
Работа в парах. - Герои книг Эдуарда Успенского часто писали письма. Предлагаю вам восстановить текст письма, которое написала одна из героинь, пользуясь предложенной схемой. (Учащимся предлагается деформированный текст письма из книги Эдуарда Успенского «Неприятности в Простоквашино»)
Твоя любимая тетя Тамара. Париж. Дорогой дядя Фёдор! Елисейские поля. Я нашла для тебя то, в чём ты больше всего нуждаешься – складную карманную огородную лопату. Она хороша тем, что умещается в нагрудном кармане пиджака. В любой момент за полчаса её можно собрать из разных частей и пустить в ход. И весит она совсем немного – всего три килограмма. Нахожусь в трудной и ответственной поездке во Франции. Решила тебе написать. Передавай привет Матроскину и Шарику. Желаю тебе хороших урожаев.
(Пронумеруйте части в нужном порядке.)
Правильный вариант: Дорогой дядя Фёдор! Нахожусь в трудной и ответственной поездке во Франции. Решила тебе написать. Я нашла для тебя то, в чём ты больше всего нуждаешься – складную карманную огородную лопату. Она хороша тем, что умещается в нагрудном кармане пиджака. В любой момент за полчаса её можно собрать из разных частей и пустить в ход. И весит она совсем немного – всего три килограмма. Желаю тебе хороших урожаев. Передавай привет Матроскину и Шарику. Твоя любимая тетя Тамара. Париж. Елисейские поля. -Догадались, кто прислал это письмо дяде Фёдору? (Тётя Тамара. Она была большим деятелем в Государственной Думе, ездила по разным странам и отовсюду по почте присылала дяде Фёдору семена и разные огородные сюрпризы.) И самому дяде Фёдору приходилось не раз писать письма. И не всегда это проходило без курьёзов. Посмотрим, как это было. (Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино» - как дядя Фёдор пишет письмо) -Какую главную ошибку допустили герои мультфильма?
Правило 3 Не торопись сразу отправлять письмо. Сначала перечитай и проверь его внимательно.
Проверка домашнего задания. - Дома вам предлагалось написать свои письма членам семьи, своему другу, учителю, президенту… Давайте их послушаем. (дети зачитывают свои письма) Вывод: у каждого письма своя история. |