Формирование социально-ориентированной личности, способной к самостоятельному преобразованию мира на высоких нравственных и гуманистических началах.
статья по теме
Статья подготовлена к выступлению на педагогическом совете на тему:
"Формирование социально-ориентированной личности,
способной к самостоятельному преобразованию мира
на высоких нравственных и гуманистических началах."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование социально-ориентированной личности,
способной к самостоятельному преобразованию мира
на высоких нравственных и гуманистических началах.
Богатство любого государства составляют не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, хотя они, несомненно, важны, а в первую очередь люди, его населяющие. Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением.
Как отмечают учёные: «Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяются уровнем интеллектуального и нравственного потенциала». Ребёнок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослому.
Школе доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно. Можно говорить о трёх видах здоровья: физическое, психическое и нравственное. Физическое – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определённом человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Чтобы овладеть азами нравственности, ребёнок должен мыслить альтернативно: добро и зло, хорошо или плохо – третьего не дано. Ребёнок, не усвоивший элементарных норм нравственности как безусловных, категорических императивов – едва ли станет нравственным человеком.
Формирование нравственной личности и соответствующего стиля морального поведения опирается на ряд автономных предпосылок:
- Определённый уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки.
- Эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию.
- Накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки.
- Влияние социальной среды, дающей ребёнку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе.
Моральное воспитание ребёнка начинается задолго до школы. Но только здесь он встречается с такой чёткой и развёрнутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении с товарищами на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице.
Главное предназначение школы состоит в гуманизации, одухотворении подрастающих поколений, в раскрытии подлинно человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям.
Многие ведущие педагоги настаивают на восстановлении роли духовно-нравственных ценностей в развитии образования, на возвращении в школу воспитания, а значит, на укреплении в самих истоках гуманистического предназначения учебных заведений.
В качестве фундамента в деле формирования социально-ориентированной личности, способной к самостоятельному преобразованию мира на высоких нравственных и гуманистических началах, можно принять мысль, высказанную классиком педагогики, великим римлянином Марком Фабием Квинтилианом, который стоит у истоков гуманного педагогического мышления и такого же направления педагогической практики: «Как только родиться сын, отец должен с того же самого времени возложить на него самые лучшие надежды. Это сделает его заботливым с самого начала».
Самые лучшие надежды, возложенные на ребёнка, рисуют воспитателю, учителю будущую жизнь ребёнка, которая, по всей вероятности, должна превосходить своей многогранностью и новизной жизнь их самих. Повышенная заботливость должна заставить их искать путь, чтобы самые лучшие надежды сбывались.
В социальной жизни у каждого ребёнка как у растущего организма существуют проблемные ситуации. На каждом этапе развития ребёнок и его окружение обнаруживают противоречия между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками, требованиями, предъявляемыми к ребёнку. Если своевременно не изменяются нормы оценки, не создаются соответствующие условия на пути становления ребёнка как субъекта социальной жизни, то возникают препятствия на пути самостоятельного решения жизненно важных задач, то есть «проблемная жизненная ситуация». Существует 3 пути становления ребёнка как субъекта социальной жизни:
- путь социальных инноваций;
- путь социальной адаптации;
- путь социальной интеграции.
На каждом из этих путей при решении определённой жизненно важной задачи могут возникнуть препятствия, которые сам ребёнок и его семья не смогут преодолеть.
На пути инноваций возникают проблемы свободы выбора и социального творчества – т. е. трудности на пути реализации ребёнком его интересов и потребностей в уже сложившихся нормах социальной жизни, трудности в создании новых норм социальных отношений на уровне собственной позиции ребёнка, то есть: проявление собственного отношения к людям, установление нового статуса, расширение масштабов влияния на окружающую среду.
Проблемы социальной адаптации и дезадаптации – трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни или трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребёнка.
Проблемы социальной интеграции и дезинтеграции – это трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребёнка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, это трудности в развитии, расширении социальных связей или трудности выхода из прежних, уже непродуктивных контактов и связей.
Проблема социальной жизни ребёнка – это главный объект внимания социального педагога. Цель социально-педагогической работы – решение проблем, то есть преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребёнка, находящегося в проблемной жизненной ситуации, а так же условий для создания благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды. Более точное определение цели СП работы в ОУ возможно лишь при внимательном изучении проблемного поля социальной жизни обучающихся и их социального окружения.
В нашем ОУ, т.е. в гимназии с благополучным социальным составом обучающихся – это в основном профилактика трудных жизненных ситуаций, конфликтов, девиантного поведения, всевозможных зависимостей и насилия.
Социальные педагоги используют различные средства для реализации профилактической функции СП работы. Но эти же средства могут использовать и классные руководители на уроках и во внеклассной деятельности:
- изучение условий развития ребёнка в школе, в семье, определение условий его личного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
- первичная профессиональная диагностика с применением методик определения профессиональной направленности, интересов ребёнка и семьи;
- включение элементов социального воспитания в предметы базового цикла;
- правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся;
- учебные и практические занятия.
Начальная школа должна стать фундаментом формирования социально-ориентированной личности, основываясь при этом на высоких нравственных и гуманистических началах. Существует возможность добиваться поставленных целей как на уроках, так и во внеклассной воспитательной работе. Остановлюсь на уроках.
Одним из таких уроков в моей работе стал урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне Сергея Алексеева, где наравне с общеучебными задачами обучения чтению обращалось внимание на воспитание личностных качеств, на развитие восприятия учащимися в качестве жизненных ценностей малой родины – города, в котором мы живём, на воспитание гражданственности и патриотизма. Не стану утомлять слушателей рассказами о формах работы над рассказом, над сведениями о писателе и его творчестве. Скажу только, что рассказ, взятый для работы на уроке, назывался «Генерал Федюнинский». Много внимания на уроке было уделено личности самого генерала, а особенно человеческим качествам и нравственным принципам, которыми обладали герои рассказа. В конце урока дети сами выбрали из предложенных человеческих качеств те, которые могли бы быть жизненными ориентирами для них самих. Конспект этого урока был предоставлен на Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и помещён на диск участников Фестиваля. А учитель получил диплом участника Фестиваля.
На Фестиваль был предоставлен другой урок, который был представлен и к 300-летию Петергофа, по естествознанию на тему «Водоёмы нашего города», имеющей целью воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину. Урок был проведён в форме путешествия по реке Каросте от её истока до устья.
Во внеклассной работе заложить основы гуманистической правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности помогает система правового образования учащихся, основанная на гуманистической этике, гуманистических принципах права и гуманистических традициях в педагогике. Существует несколько этапов правового образования. На каждом этапе оно ориентировано на достижение конкретных практических результатов цивилизованной интеграции учащихся в окружающий мир, социализации личности, помогая ей осмыслить свои социальные роли, овладеть необходимыми знаниями, умениями и опытом исполнения этих ролей в соответствии с нормами гуманистической этики и действующего права и для обеспечения безопасности её жизнедеятельности. Первый этап правового образования 1-4 класс «Я и мой мир».
Начинать можно 1 сентября с урока по теме «Мой родной город». Урок я провожу в форме путешествия по городу. Возможно по Ломоносову или Петергофу, а возможен урок «Страницы каменной книги», как путешествие по Санкт-Петербургу. Урок проводится с опорой на накопленный учащимися опыт и с использованием слайдов, иллюстраций, стихов. Целями таких уроков являются восприятие учащимися в качестве жизненных ценностей малой родины, города, в котором мы живём, с его историей, особенностями быта, традициями, воспитание гордости за свой город, пробуждение интереса к изучению истории родного края.
Для того, чтобы создать условия для размышления о ценности всего живого, о необходимости заботиться о живых существах, охранять их, возможно проведение классного часа по теме «Жизнь на Земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?» со знакомством с Красной книгой и её обитателями и последующим изготовлением листков Красной книги.
Вот только несколько примеров работы над формированием социально-ориентированной личности, способной к самостоятельному преобразованию мира на высоких нравственных и гуманистических началах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование духовного здоровья личности средством развития её творческих способностей»
Доклад на тему: «Формирование духовного здоровья личности средством развития её творческих способностей» (районная научно – практическая конференция, 25 марта 2009 года, учитель Гладких И.М.) ...
"Формирование саморазвивающейся личности путём развития самостоятельности, саморазвития, самоорганизации и самореализации."
Данная презентация раскрывает смысл формирования саморазвивающейся личности и помогает построить образовательный процесс , используя необходимые педагогические условия для самостоятельности, сам...
Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.
Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...
Презентация мастер-класса "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир "
Презентация мастер-класса "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органич...
Мастер-класс "Дидактическая конструкция уроков с применением межпредметной интеграции при формировании целостного социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве"
Мастер-класс построен на основе учебного курса "Литературного чтения" автора В.Лазаревой , представляющего собой синтез искусств....
Статья на тему; «Воспитательная работа во внеурочной деятельности, как средство формирования нравственно богатой гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.»
Цель данной статьи помочь учителю организовать воспитательную работу во внеурочной деятельности. Помочь сформировать личность способную к творчеству и самоопределению...
Статья на тему: "Воспитательная работа в группе продлённого дня, как средство формирования нравственно богатой гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению".
Воспитательная работа в ГПД - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Данная статья призвана помочь воспитателю органи...