Урок кубановедения "Мой родной край", 2 класс
методическая разработка (2 класс) по теме
Цели урока:
1.Знакомство с традициями народов, населяющих Кубань
2.Воспитание любви к малой Родине
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей, культурой, традициями народов, населяющих Кубань.
3. Развивать чувство толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kubanovedeniya_moy_rodnoy_kray_2_klass.doc | 476 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА ЛАБИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Урок кубановедения
«Мой родной край»
Подготовила : Радионова Г.Ф..
учитель начальных классов
2011г.
Тема: Мой родной край.
Цель:
1.Знакомство с традициями народов, населяющих Кубань
1.Воспитание любви к малой Родине
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей, культурой, традициями народов, населяющих Кубань.
3. Развивать чувство толерантности.
Оборудование: интерактивная доска, диск, фотографии.
Ход урока:
1.Организационный момент. Слайд 1
2. Вступительное слово учителя. Слайд 2
Родимый край, простор полей безбрежный,
Хлеба стеной кругом, куда ни глянь,
Мы землю эту преданно и нежно
Зовем певучим именем Кубань!
Кубань - многие народы прошли через эту землю
Всех жителей городов , станиц, посёлков Краснодарского края можно назвать одним словом -« кубанцы». А ещё все мы –Земляки . Так называют людей , у которых одна земля , общая малая родина.
Среди наших земляков-кубанцев –люди ста двадцати национальностей : русские , адыги, украинцы, греки, армяне, цыгане и многие другие …
У каждого народа -свои обычаи, праздники , свои песни и сказки. В них отражается душа народа : уклад его жизни , любовь к труду и земле , почитание отцов и дедов.
Каждому из нас необходимо знать и обычаи своего народа . Это наши корни , наши истоки.
Кубань, российская земля,
Сады, бескрайние поля…
Тебе родной, тебе одной,
Бьет русский сын поклон земной.
1-ученик: Слайд 3
Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.
Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».
Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.
Ученица:
Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.
«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой».
Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.
Ученица:
Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.
На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.
Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.
Ученик: Слайд 4
Армянин в поле вышел
Встал Кубань где бежит.
Нежно тронул руками лады.
И запела зурна
О великой любви
К той земле
Где живет армянин.
Армянский мужской костюм
Основными элементами армянского мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары). Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Материалом повсеместно служила хлопчатобумажная ткань, а западные армяне использовали шерсть ангорской козы. Разнообразны были виды верхней распашной одежды типа кафтанов. Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали армяне бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы, которые шили обычно из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого бухарского каракуля.
Ученица: Армянский женский костюм
Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кафтанчики и безрукавки. Шили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша. Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами стали надевать нарядные нарукавники, которые пришивались к рукаву с помощью шнуров. Художественная выразительность армянской женской национальной одежды далась многими способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных слоев населения - золотым и серебряным шитьем. Важнейшую роль в художественном строе армянского национального костюма играли удивительно многообразные женские украшения. Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Женщины в восточных армянских областях под длинной красной рубашкой (красный цвет считался оберегом, символом женского начала, плодородия) носили длинные красные штаны, нижняя часть которых шилась из более дорогой, орнаментированной вышивкой ткани. Сверху надевали плечевую одежду (архалух), подпоясанную серебряным поясом либо длинным шарфом. Прорези рукавов этой одежды застегивались на серебряные пуговицы, трубочки либо цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток магии плодородия). Иногда поверх носили платье с нагрудником. Женщины из богатых семей надевали бархатную шубку, отделанную куньим мехом. Сложным был головной убор. Женское платье западной Армении мало отличалось по фасону, но разнилось в деталях: рубаха была белого цвета, широко использовалась вышивка, обязательно присутствовал фартук. Особенно красивы были подвенечные фартуки из бархата или сукна, расшитые золотыми нитями. Среди украшений можно назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с подвесками.
Пища
Показательно, что до середины XIX века в пище армяней преобладали мясные и молочные продукты. Готовили кислое молоко, масло, разные виды сыров, творог и др.
Они равным образом употребляли в пищу баранину, говядину, конину. Мясо обычно варилось, а на зиму коптилось. К столу подавали различные соусы с кислым молоком, чесноком, бульоном и т.д. Готовили молочные супы на кукурузной или пшеничной муке, хлеба употребляли сравнительно мало, вместо него обычно готовили пасту (пастэ) – густую просяную кашу, подавая ее со всеми блюдами.
Стали в большем количестве и чаще употреблять кукурузные и пшеничные лепешки маджодж. Любимыми блюдами были четлыпш (курятина с пшеничным и чесночным соусом) и лелепш (баранина с чесночным острым соусом). Довольно разнообразными были сладости. Из них особенно принято было печь губыд, который готовился на низких круглых столиках. Готовили также фабе-халюв – густо сваренную крупную лапшу, поджаренную прежде на подсолнечном масле и смешанную с медом. Из пшеничной муки делали шушук-курабье и адыгы-курабье, первый с сахаром, второй – с медом.
Ученик: Слайд 5 Нэнька моя, Украина моя:
Хлебные нивы от края до края,
В даль убегают беленные хаты…
Мы на Кубань расселились когда-то,
Домом родным, этот край почитаем,
Земли Кубани, « Як матерь кохаем»!.
Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими
восточнославянскими - русским и белорусским. Основу мужской одежды
составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные
или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней
одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является
разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи
различаются - со стоячим, отложным воротником или без воротника. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя
подол ее в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения
рубахи поверх штанов у русских и белоруссов, что объясняется
заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов.
Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання,
портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур,
гачник), - его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны
казаков, отличались очень большой шириной.
Ученица:
Основу украинского женского костюма составляет рубашка - кошуля, сорочка.
Она длиннее мужской и состоит их двух частей - нижняя часть (пiдтичка)
шьется из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков
кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и
цельные рубахи (додiльнi) - именно они считаются у женщин нарядными и
праздничными.
Отличительная особенность украинской женской рубахи - обычай украшения
подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под
верхней одежды.
Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из
драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами - "монисто",
"дукачи".
Ученица: Слайд 6
Есть на Кубани народы- славяне,
Одних белорусы зовут.
Лицом и душою красивые люди,
В согласье и дружбе живут.
Белорусская национальность. Традиционные занятия
Традиционные занятия белорусов — земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах — яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.)..
В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. По всей территории Белоруссии распространено овцеводство. Коневодство наиболее развито на северо-востоке. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу.
Промыслы и ремёсла
Получили развитие промыслы и ремёсла — изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.
В конце XIX — середине XX веков сформировались и бытовали традиционные строи одежды.
Мужской
Состоял из рубахи, ноговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь — лапти, кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы — соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.
Ученица:
Женский
Белоруска в национальном народном наряде
Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом). Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами.
Головной убор девушек — узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь — лапти, праздничная — постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сермяга, бурка, латушка) и дублёной (казачина) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.
Кухня
Включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов — сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения — щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи — каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные — солодуха, кваша, кулага и неквашеные — калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки — кисели, жур, толокно.
Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками — картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки — сковородники, преснаки, коржи; в праздники — пироги.
Традиционная еда белорусов — блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов — овощи. Горох и бобы тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь — парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда — ботвинья, холодник, борщ. Со второй половины XIX века прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля — печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана — в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы.
Ученик: Слайд 7 Как ты дорог нам, край
Гор и синих долин,
Как чудесны в цветенье сады.
Славны люди твои,
Счастьем полнят они
Землю ту, где родился адыг!
Адыгейская национальность Основное занятие адыгов — отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот… до принятия ислама разводили также свиней), садоводство, виноградарство. Особое место занимало разведение лошадей. Традиционное ремесло было в основном связано с обработкой скотоводческих продуктов: выделка сукна, изготовление одежды, бурок и т. п. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат, примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.
Пища
В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем. Выпекали также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Излюбленным блюдом остаётся курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Баранину и говядину подают к столу варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью. После варёного мяса подавали бульон, после жареного — кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовили махсыма — национальный слабоалкогольный напиток. По праздникам делали халву, пекли пышки, пирожки и пироги
Одежда
Традиционный мужской костюм - черкеска (цей) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. С обеих сторон груди нашивались газырницы для патронов. Черкеска строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом - белого или красного цвета у князей (пщи), коричневого у дворян (уорк) и серый или чёрный у крестьян. Бешмет по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны с широким шагом к низу сужались. Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у черкесов имели большое распространение в быту войлочные шляпы. Башлык шили из тонкого домашнего сукна или покупного материала, украшался басонными изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета но бытовали и тёмных оттенков. Бурка - длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Обувь - чувяки шились из сафьяна красного света как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили из сыромятной кожи или из войлока. Ноговицы - из тонкой кожи или сафьяна, украшенные галунами с подвязками под коленом с серебряными пряжками. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал - рукоять и ножны богато украшались серебром как и рукоять шашки, но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом.
Женская одежда была разнообразна и богата украшена. В костюм женщины входило платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви. Платье - длинное, распашное с открытой грудью, рукава узкие или широкие до кисти или короткие до локтя. Праздничные платья шили из дорогих, покупных тканей: шёлк, бархат, тафта… Цветовая гамма женской одежды была также сдержанна, редко использовали синий, зелёный и яркие пёстрые тона, предпочтение было белым, красным, чёрным, коричневым оттенкам. Края платья и швы закрывались и обшивались галуном и тесьмой из золотых и серебряных ниток, края подола, рукава украшали золотым шитьём. Зимой носили бархатные или из плотного шёлка платья, простёганные на вате или шерсти, редко ворот и подол с рукавами такого платья обшивался мехом. Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребёнка носили шапочки на твёрдой, кожаной основе украшенные по околышу галунами или вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. По верх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль или накосное украшение которое тонким шнуром крепилось к верхушке шапочки и в виде двух длинных лент спускалось вниз, сзади каждой ленты были шнурки под которые протягивали косы, такие накосники украшали золотым шитьём и басонными изделиями. К шапочке так же крепились височные подвески в виде басонных изделий или из серебра весьма крупных размеров, но изящных и легких по форме. Обувь - как и мужская шилась из кожи или делали из тонкого войлока. Богатые девушки носили красные, сафьяновые чувяки, украшенные вышивкой и тесьмой, на праздничные выходы поверх чувяк надевали высокие деревянные ходули в виде скамеечек, обтянутые бархатом и украшенные серебром. Из украшений девушки носили кольца, серебряные подвески которые крепились на груди, вдоль выреза платья в виде вытянутых миндалин, цепочки с подвесками, кулонами. Бусы и браслеты были не очень популярны у черкешенок.
Ученик Слайд 8 В краю кубанском без невзгод
Греческий живет народ.
И, говорят, его судьба.
В сиртаки вся отражена.
Культура греков
Этнический состав страны однороден: 96% населения составляют греки, чей язык принадлежит к индоевропейской семье. Древнейшая культура Греции отражает жизнь страны в течение многих эпох и сохраняет своеобразие традиций, складывавшихся со времен античности. Например, еще в Древней Греции возник обычай возводить дома с внутренним двориком. По внешнему облику, характеру застройки, типу домов и по укладу жизни провинциальные городки и села имеют много общего. Для тех и других характерна центральная площадь с водоемом, тут же расположены церковь, кофейни, небольшие лавочки. В большинстве гористых районов сохранились традиционные каменные двухэтажные постройки, в которых внизу держат скот, а наверху живут люди. Для равнинных районов типичны одноэтажные жилища.
При всем региональном разнообразии народного костюма его основой и у мужчин, и у женщин является рубаха с прямыми, не имеющими проймы рукавами. Непременный элемент женского костюма — фартук, очень нарядный, украшенный вытканными и вышитыми узорами. На голове носят платок. Характерны металлические украшения и вышивки, широкие пояса с серебряными пряжками. Один из вариантов мужского костюма до сих пор бытует у гвардейцев, охраняющих парламент. Это расшитые золотом красные куртки, широкие белые юбочки, белые узкие штаны.
Пища греков главным образом растительная. Излюбленные блюда — фасоль, голубцы, овощные рагу, маринованные маслины. Из молочных продуктов употребляют сыр и кислое молоко.
Самые большие праздники — Пасха и Георгиев день. Церкви на Пасху убирают венками из цветов, зажигают свечи, совершают богослужения. Начиная с полуночи воскресенья на улицах селений и городов царит оживление, звонят колокола, звучит музыка. День святого Георгия (6 мая) считается границей между зимним и летним сезонами и служит началом многих работ. Особенное значение он имеет для скотоводов: в этот день начинается выгон скота на летние пастбища. До сих пор сохранился обычай приносить в жертву белого ягненка и устраивать коллективную трапезу для всех, без исключения, прибывающих на праздник.
Торжества сопровождаются красочными обрядами, карнавалами, танцами, прежде всего хороводными. В состав современных оркестров входят народные музыкальные инструменты: лютня, лира, тростниковая флейта, волынка, мандолина. Интересны струнные бузуки. В наше время возродилась старинная традиция натягивать на них шелковые струны, придающие инструменту неповторимое звучание.
Самые старинные среди разнообразных народных песен — обрядовые. Это каланды, которые распевают в ночь под Новый год, обходя дома и желая их обитателям благополучия, а также песни, прославляющие приход весны. В народе говорят, что ее приносит ласточка.
Греция имеет высокую профессиональную культуру. Здесь пять университетов, самый старый из которых основан в Афинах в XIX в. В 1834 г. был обнародован закон об обязательном начальном образовании. Ныне имеются школы трех ступеней: обязательные шестилетние, трехлетние гимназии и трехлетние лицеи.
Ученик : Слайд 9 На славной Кубани живут и цыгане
Сыны плодородной земли
Веселые песни, горячие танцы
Они на Кубань принесли.
Фольклор
Цыганский фольклор очень разнообразен, на него оказал и оказывает культурное влияние фольклор окружающих народов. Тем не менее, у большинства цыган это влияние не привело к потере уникальности фольклора.
Музыкальный фольклор цыган разнообразнее литературного, он оказал влияние на музыку, в том числе народную, многих народов мира. Наиболее известна музыка русских, балканских, карпатских, венгерских и испанских цыган.
Литературный фольклор цыган состоит из песен (их текстовой составляющей), баек, до которых цыгане очень охочи, мифов, в том числе нерелигиозного содержания, семейных легенд, к которым цыгане относятся с большим почтением и очень стараются сохранить, пословиц и поговорок, а также сказок.
Самый популярный вид цыганских сказок — страшилки. Обычными персонажами таких страшилок являются ожившие мертвецы и упыри, что, похоже, является отзвуком фольклора индийских предков, а также мелкие духи вроде леших и домовых, многие имеют печальное окончание. Есть также и поучительные сказки, и сказки-анекдоты. Цыганский национальный костюм
Есть несколько цыганских национальных костюмов. Их общая особенность — непременно закрытая область бёдер и колен.
Кэлдэрарский женский костюм состоит из непременных юбки и блузки. Блузка, как правило, с глубоким вырезом или запахом, без воротника; рукава могут быть разнообразных фасонов. Юбка, в зависимости от кэлдэрарской моды, может быть длиной «в пол», до щиколотки или до середины икры. В любом случае, по её низу традиционно проходит широкая, в четверть или треть длины юбки, оборка. Ткани традиционно берутся ярких, насыщенных цветов. У взрослой женщины костюм дополняется очень широким и длинным фартуком и головным платком. Для национального мужского кэлдэрарского костюма характерны шляпа, жилет или пиджак с крупными серебряными пуговицами, сапоги, рубашка и брюки покроев, принятых в Румынии в городах в XIX веке; мужской костюм сейчас уже не носится.
В национальный костюм взрослой цыганки входят разнообразно повязываемый головной платок и фартук заметно меньше, чем у котлярок. Мужской традиционный костюм состоит из рубашки русского покроя ярких цветов, короткого жилета, свободных брюк, сапог и картуза, иными словами, практически совпадает с костюмом русских купцов XIX века, в среде которых русские цыгане, будучи торговцами лошадьми, много вращались. В настоящее время национальный костюм практически не используется, хотя вариации на его тему можно увидеть на артистах.
Из украшений, у цыган популярны сделанные из золота перстни, у цыганок также браслеты и серьги, чаще всего без камней или с небольшими камнями. Женские серьги обычно с большим количеством свисающих деталей. У восточноевропейских цыган в большой моде наборы из восьми перстней примерно одной толщины, по перстню на каждый палец руки, кроме больших, обязательно различающихся узором.
Цыганская кухня
Кухня цыган-рома довольно проста. Чаще всего цыгане употребляют курицу, баранину, свинину. Особенно любят супы из свеклы, квашеной капусты. Им также нравятся блюда из картофеля.
Как и каждый народ, цыгане имеют и свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому они питались на охоте пойманными зверями — зайчатиной, кабаниной и др.
Особенное национальное блюдо цыган — ёж (жареный или тушёный). Это блюдо цыган-синти, польских и прибалтийских цыган, связанное с длительной вынужденной жизнью в лесах во времена гонений на цыган в Европе.
Цыгане любят острую пищу.
Учитель : К сожалению, наше путешествие подошло к концу.
Вот они-последние страницы,-
и вся Кубань встает перед тобой.
Ты видишь, как пшеница золотится,
ты слышишь, как о берег бьет прибой...
И если даже родом ты не здешний,
однажды побывав у нас, поймешь,
какой природой славен край наш вешний,
какой красой особенно хорош.
Богат наш край садами и хлебами.
Цемент и нефть он Родине дает...
Но самый ценный капитал Кубани-
простой и скромный труженик-народ.
3. Итог урока
- Почему Кубань называют многонациональным краем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение к уроку "Почвы родного края"
Данный материал окажет помощь учителю в разработке своего урока с использованием регионального компонента. Единицы изучения: 1. Состав почвы; 2. орудия обработки почвы;3. плодородие почвы;. 4. разруше...
Урок по родному краю Наша гордость- Кремль Астраханский
Урок.посвященный Астраханскому кремлю, для2-4 классов. с названиями всех башен кремляи возможными презентациями...
Разработка урока "Наш родной край - Тыва"
Тема: «Наш родной край – Тыва» Цели:* Обучающие: познакомить с произведением С. Козловой «Наш родной край- Тыва», совершенствовать навыки ч...
Презентации к уроку «Красота родного края»
Презентация к уроку кубановедения на тему «Красота родного края» в трёх частях....
Конспект урока "Животные родного края"
В данном конспекте представлен материал, который поможет младшим школьникам познакомится с животными родного края - Московской области....
Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.
laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ рассказов о природе родного края. Изобразительны...