Формирование УУД как способ реализации новых ФГОС.
статья (1 класс) по теме
Цель современного образоваия с требованиями ФГОС. Реализация УУД на современных уроках. Результаты реализации ФГОС в портрете выпускника начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование УУД как способ реализации новых ФГОС. | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование УУД как способ реализации новых ФГОС.
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
С 1 сентября 2011 года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.
Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Научить – учиться – лозунг стандартов IIпоколения.
Функция школы – корректирующая.
Учитель – направляющая сила для ребенка.
Главными факторами для построения вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУН. Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.
Требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра стандарта являются УУД. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД включают в себя:
личностные (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению),
коммуникативные (участие в диалоге),
познавательные (отвечать на простые вопросы учителя), регулятивные (работа по инструкции, которую сами выработали) сферы.
Уже в 1 классе на уроках мы учим детей самостоятельно ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке формируя на этих этапах регулятивные УУД. В условиях без отметочного обучения предлагаю детям оценить свою работу с помощью «смайликов», ими они отмечают качество своей работы.
Таким образом современный ученик на основе системно – деятельностного подхода должен учиться учить и оценивать самого себя.
Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Как наиболее эффективный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
В 1 классе наряду с традиционным письмом наши первоклассники осваивают клавиатурный набор текста. И у них это очень даже неплохо получается.
В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.
Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {o}, буквыО, о.
Идет работа над словом «осень».
Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».
На уроке ИЗО – рисуем осень.
На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.
В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.
Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах, широко применяю в своей практике.
Проекты различны по форме, теме, содержанию.
В 1 классе – это рисунки, поделки
2 классе- предполагаются мини-сочинения, книжки-малышки
В 3-4 классах – кроссворды, рефераты, дидактические игры, презентации, поделки.
В этом учебном году мои первоклассники представляли свои проекты в форме устных выступлений на тему: «Кто я?», «Какой я?», «Я и моя семья».
В форме рисунков и фотографий на тему: «Режим дня», «Школа будущего», «Моя семья», «Мои друзья».
Работаем над коллективным проектом «Город Алфавитинск».
В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике.
Работая в рамках этой темы, пользуюсь принципом «Минимакса». Согласно ему даю возможность детям узнать максимум, но стараюсь довести до его сознания минимум.
Максимум – может узнать
Минимум – должен освоить
Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся.
Я постараюсь это показать на практике:
Фрагмент урока: Звук и буква Э.
- - произнесите слова и прислушайтесь Эмма, Элла, Эдик, Эдуард.
Что общего в этих словах?
- назовите мне этот звук (Э)
- чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать?
- для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный)
- что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук?
- как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.
- какой карточкой в схеме обозначим этот звук.
Это минимум. Дальше максимум.
- Словарно-логическое упражнение
- что еще общего заметили в этих словах?
- это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.
- сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия рекламы и т.д.
- на какие 2 группы можно разделить эти слова?
- 2 слога - 3 слога
- начинается с ударного - начинается с безударн
- имена девочек - имена мальчиков
- с удвоенной согласной - без нее
При реализации принципа минимакса формируются познавательные, личностные и коммуникативные УУД.
Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств развития в первую очередь познавательных УУД, а также достижения нового результата образования.
В своей работе мы должны уделять этому вопросу большое внимание.
Никогда не давать знания в готовом виде. Учить сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумывать систему заданий. Не задать мелких вопросов.
Например: - Перечислите отличие растения от животного?
Я ставлю вопрос по-другому:
Например: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?»
Или:
Можно сказать: Определите площадь?
Я стараюсь задать этот вопрос по-другому:
- «Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет их?» Такой вид работы проводится в парах или в группах и формирует все виды УУД.
Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, нужно делать акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.
На уроках окружающего мира нужно нацеливать детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Пример такого урока на котором также прослеживаются межпредметные связи с уроками русского языка и музыки.
– Давайте послушаем, как идёт дождь.
- Как называется дождь, который льёт как из ведра?
- Какой дождь называется ситничек?
- Что за дождь косохлёст?
- Какой дождь мы называем грибной?
На доску прикрепляется название дождей. Начинается работа в группах. Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождик нарисован на вашей картинке?
К слову дожди подберите родственное слово. И вновь работа в группах. Задание: составьте предложение с новым словом дождевик. Все выполненные работы помещаются на доску.
Перед детьми возникает новая проблема:
- Знаете ли вы, почему дождь бывает косой?
- Откуда появляется ветер?
- Почему он дует?
Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов. Проводится физминутка «Ветер дует нам в лицо…»
- Что вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом?
Ребята сделали вывод о том, что ветер – это движущийся воздух.
Свой вывод учащиеся сравнили с выводом, данным в учебнике.
Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.
Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.
Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов и реализация всех видов УУД на практике – это урок, на котором так организована деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
Каковы же согласно новым ФГОСам основные результаты начального образования?
Как должен выглядеть портрет выпускника начальной школы?
- Инициативный
- Искренний, доброжелательно настроенный к миру, к людям
- Умеет использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях
- Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее
- Любознательный
- Умеет организовывать свои дела, решая различные проблемы
- Умеет результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней
- Может оценивать свои и чужие поступки, занимать свою позицию
- Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делать что-то сообща
Хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация новых ФГОС в начальных школах: рекомендации экспертов.
Основная задача, стоящая перед начальной школой в настоящее время – сформировать у ученика такие черты, как гибкость, конструктивизм, способность к самообучению для успешной адаптации в дальнейш...
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время как основное требование реализации новых ФГОС НОО
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить ...
Доля самостоятельной работы на уроках в начальной школе в рамках реализации новых ФГОС.
Из опыта работы учителя. В помощь учителям, работающим по новым ФГОС....
Социализация личности школьников средствами театрального искусства как способ реализации требований ФГОС
Театральная деятельность в начальной школе помогает учителю в быстрой и успешной адаптации первоклассников,сплочении детского коллектива,психологически помочь замкнутым детям,развивать память,речь,воо...
Внеурочная деятельность по английскому языку в начальной школе в условиях реализации новых ФГОС
Учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС...
Учебно-методическое обеспечение реализации новых ФГОС образования
Учебно-методическое обеспечение реализации новых ФГОС образования...
Статья "Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов в рамках реализации нового ФГОС НОО"
Статья отражает понятие "функциональная грамотность" в рамках нового ФГОС НОО, а таже способах и методах формирования этого понятия....