"Активизация познавательной мотивации на уроках чтения."
статья по теме

Мурашкина Эльвира Наильевна

Выступление на педсовете по теме

"Активизация познавательной мотивации на уроках чтения."

 

                                                                                                                     Чтение должно стать для ребенка очень тонким                            

                                                                                  инструментом овладения знаниями и вместе

                                                                                 с    тем источником богатой духовной жизни.

                                                                                                                                               ( В.А. Сухомлинский)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной мотивации на уроках чтения

в начальной школе

                                                                                      Чтение должно стать для ребенка очень тонким                            

                                                                                           инструментом овладения знаниями и вместе

                                                                                           с    тем источником богатой духовной жизни.

                                                                                                                                               ( В.А. Сухомлинский)

      Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении личности младшего школьника, его образовании, развитии. К огромному сожалению, сегодня львиную долю информации дети получают в "готовом" виде из другого источника - телевидения. Ребенок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие компьютерные игры завлекают больше, чем литературное произведение, обогащенное эмоциями, "красками" авторского слова, построением сюжета, ролью действующих героев. При этом замечу, что К.Д. Ушинский предпочитал название "основательное чтение" для определения значимости данного предмета.

       Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, "необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное - организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития" (Л.А. Музыка)

         Как важно, чтобы читательский "круг" не ограничивался только теми текстами, которые предлагаются в учебнике, чтобы ребенок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию нового через знакомство с книгой. "Творческим чтением движет любознательность" (Л.А. Музыка).

         Какова же при этом роль учителя? Как добиться, чтобы дети любили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению постоянно возрастал?

         "Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным" (Л.А. Музыка).

       Интерес рождает стремление к познанию, поэтому я стараюсь разнообразить учебную деятельность на уроках литературного чтения познавательным,  занимательным и "затруднительным" материалом, а в дальнейшем, привлечением самих учащихся к подбору материалов для урока: загадки, ребусы, кроссворды, этнография слов, головоломки, самостоятельные произведения, которые получили название "проба пера".

       Я с огромным удовлетворением отметила рост читательской активности моих учеников, стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и быстрота чтения. Дети любят уроки литературного чтения, ведут поиск произведений авторов, изучаемых на уроках, но не входящих в программный материал, делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном.

       Многие мои ученики посещают школьную и городскую библиотеки, умело ведут поиск необходимой информации в международной сети Интернет, находят разнообразную дополнительную информацию к другим предметам: биографии художников, композиторов, развивающий и энциклопедический материал к предмету окружающий мир, "слово о словах" на уроки русского языка, информацию о народных промыслах к урокам изобразительного искусства.

             Привлечение пословиц и поговорок обогащает учебный процесс. Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными событиями, если они доступны учащимся, расширяют кругозор. Дети сделали для себя открытие, что пословицы и поговорки удачно применимы не только на уроках чтения, но и на других уроках.

           Большая работа уделяется интонационным средствам выразительности устной речи, к которым относятся громкость и темп, жесты и мимика. Умелому использованию интонационно-звуковых и неязыковых средств выразительности нужно учить, систематически используя их на межпредметном уровне. Что "позволяет осознать детям зависимость выбора тех или иных средств выразительности от содержания и основной мысли высказывания, способствует формированию умения самостоятельно подбирать подходящие к данному высказыванию тон, громкость, темп, выразительность" (А.И. Шпунтов).

           Данная работа успешно применяется мной на уроках литературного чтения  через форму "живого спектакля", где актеры – дети,    так и на уроках окружающего мира.   Очень любят ребята такой вид деятельности на уроке, как инсценировка жизненных ситуаций, , связанных с правилами дорожного движения, этикета, поведением дома, в театре и т.д.  обязательным составляющим компонентом является анализ и решение коммуникативных и ситуативных задач, обогащение активного словаря учащихся формулами речевого этикета, обучение развертыванию сложившихся речевых формул, их правильному употреблению через ролевую игру.

         На этапе первичного обучения чтению (при работе с азбукой) уже  идет знакомство с литературным жанрами – сказка, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки.  (пересказ по иллюстрациям, если знакома сказка, если незнакома, сначала чтение учителем или хорошо читающими детьми, в дальнейшем, чтение по ролям,  беседа по произведению, пересказ, затем  инсценировка сказки  или отдельных эпизодов.) Дети очень любят такой вид деятельности! А перед этим идет кропотливый разбор каждой роли: характер ,голос, жесты, мимика.  

       Интерес к чтению прививается через развитие не только устной речи, но и письмен-ной :

-сочинение сказки о животных,

-придумай сказку по началу, (или начало сказки по концу);

-сочиняем сказку по картине, по опорным славам;

-нарисуй сказку,

-сочиняем и рисуем загадки,

-составляют кроссворды по прочитанным произведениям.

  -литературные викторины.

       Например,      в прошлом году  классом были поставлены сказки: русская народная  сказка «Каша из топора»,  сказка А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», пьеса Е.Шварца «Красная шапочка».Дети самостоятельно распределяют роли, разучивают. Выбираются артисты, у которых роль получается лучше (основной состав), репетиции, совместное обсуждение костюмов, изготовление декораций. Каждый выполняет какую-нибудь работу. Работает над своими недочетами. Последняя сказка была показана не только в школе , но и малышам в детском саду.  

                Дан открытый урок для 1-2 классов «Охрана животных .Красная книга». Прошли викторины по сказкам А.С.Пушкина, и Г.Х. Андерсена, проведению которых предшествовало чтение произведений  этих писателей, изучение биографий.

На продленных осенних  каникулах дети самостоятельно читали мифы Древней Греции и древнеславянские мифы, составляли кроссворды по мифам, которые потом разгадывали всем классам, проверяя свои знания о мифических героях.

              Межпредметные связи с чтением прослеживаются на всех предметах: на изо – иллюстрации к прочитанным произведениям, на уроке  математики – соедини цифры в порядке убывания, отгадай сказочного героя. реши примеры (уравнения). Расставь ответы в порядке возрастания (убывания) , отгадай название сказки (автора), загадку и т. д.

          Уроки чтения - особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают важные в нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему земному.     Использование различных занимательных, познавательных, творческих видов работы  способствует развитию мышления, памяти,  воображения, речи, а собственное словотворчество пробуждает интерес к чтению. Многообразная работа по привитию учащимся навыков активного чтения не проходит бесследно, это отражается на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждений, общем умственном развитии.

       

Используемая литература

1. А.И. Шпунтов. Работа над средствами выразительности устной речи, М., 1989 г.

2. Л.А. Музыка. Журнал "Начальная школа" №6, 2007 г., "Интерес к чтению: как его пробудить?".

       

     

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира

Что необходимо школьникам для успешной жизни в современном мире? Необходимо уметь решать жизненные задачи, видеть и решать проблемы, определять приоритеты, осуществлять осознанный выбор, самосто...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Статья "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"

В данной статье отражается мнение учителя об использовании игр на уроках математики  в начальной школе....

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.   Именно на это  я направляю  усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...

статья Активизация познавательной деятельности на уроках чтения

Приемы , методы работы учителя на уроках чтения...

Активизация познавательной деятельности на уроках литературного чтения.

Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становленииТребования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную мысль, "необходим...

Тема: «Развитие критического мышления младших школьников через чтение и письмо как средство активизации познавательной активности на уроках в начальной школе »

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к образованию.    Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию....