Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов
материал по теме
в данной презентации раскрыты теоретические аспекты деятельностного подхода как условия развития у ребёнка познавательных процессов, показана реализация данного подхода на базе УМК "Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podhod_kak_uslovie_razvitiya_u_rebyonka.docx_tekst_vystupleniya_mo.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход как условие развития у ребёнка
Слайд 2
«…образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…».
Дьюи
В новых социально-экономических условиях всё более возрастает значение образования в формировании личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.
Федеральный государственный стандарт определил цель образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться, и базируется на системно-деятельностном подходе в обучении.
Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
Слайд 3
П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: «Для чего человек учится? И ответил: «Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы - узнать, как это надо делать»
Т.е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося, согласно этой теории, состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные.
Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность.
Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
При организации деятельностного подхода реализуются следующие дидактические принципы:
Слайд 4
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
Слайд 5
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Рассмотрим в качестве примера УМК «Начальная щкола 21 века » с точки зрения воплощения в нем деятельностного подхода к обучению.
Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.
В том, что сказано, скрыто первое условие деятельностного подхода к обучению, в том числе русскому языку: создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива, т. е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения о языке, которым мы непрерывно пользуемся. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.
Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)
Какие же способы мотивации деятельности детей я применяю? Вот наиболее распространённые:
Слайд 6
*вопросы, суждения, ошибки персонажей, введенных в учебник;
Слайд 7
*задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
*заголовки-вопросы;
*приём «Прогнозирование».
урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
*прием «Проблемная ситуация». На уроке математики при изучении единиц длины создаётся ситуация, когда дети понимаю, что изученных единиц мм и см недостаточно для измерения таких предметов как длина парты, доски, класса.
*приём «Яркое пятно» на уроке окружающего мира при изучении темы »Побег- сложный надземный орган растения» дети прослушивают сказку о девочке Маше, которая подслушала разговор растений и т.д.
Слайд 8
2. Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.
Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. В учебниках ученикам чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить кому-то из персонажей и т. п., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос ученикам предлагается узнать «решение учёных».
Слайд 9
3.Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выявлением и освоением учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.
Этап воспроизведения (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл:
углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся. Выполняя задание, ученик самостоятельно и по-своему выражает понятое на уроке знание и полученный продукт представляет классу.
В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.
Воспроизведение знаний должно носить творческий характер.
На уроках окружающего мира предлагаю выполнить следующие творческие задания:
- Нарисовать плакат «Охрана вод» и составить под ним обращение к ребятам на тему «Берегите воду!»
- Написать памятку «Правила поведения в лесу».
Освоение правильного выполнения способов действий реализую в системе заданий, а также в специальных алгоритмах и памятках, чтению по ролям, драматизации, словесному рисованию, творческому, выборочному и краткому пересказам.
Слайд 10
4. Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.
Главное внимание сосредотачивается на создании условий, в которых индивидуальный результат учебной деятельности каждый обучающийся видит сам и сам его оценивает в сравнении собой вчерашним, что дает возможность продемонстрировать успех в обучении, обеспечить эмоциональный комфорт в учебном процессе, стимулирующий на решение более сложных задач.
В процессе самоконтроля и самооценки предусматривается работа и общение в паре «ученик – ученик».
Развитию способности к самоконтролю способствует и работа с рубриками учебников «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др. В рабочих тетрадях «Учимся познавать мир» и «Мы дружим с математикой» эта рубрика дополнена оценочными критериями (суждениями). Анализируем ответы вместе с детьми. Это позволяет ученикам объективно оценивать свою работу.
Слайд 11
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.
Слайд 12
Пути реализации деятельностного подхода к обучению:
А) организация работы над понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи - к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний;
Б) целенаправленная организация речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.
Таким образом, деятельностный подход в обучении означает, что в этом процессе прежде всего ставится и решается основная задача образования - создание условий для развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности.
Слайд 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход, как условие развития способностей у детей
Доклад на тему: "Деятельностный подход, как условие развития способностей у детей". К докладу имеется презентация....
презентация"Деятельностный подход как условие развития у ребёнка познавательных процессов"
В данной презентации раскрыты дидактические принципы и условия реализации деятельностного подхода как условия развития познавательных процессов...
Системно-деятельностный подход, как условие развития у младших школьников умения применять правила на уроках русского языка.
Учащийся становится подленным субъектом обучения, если активно участвует в учебно-познавательной деятельности....
Тема самообразования Системно - деятельностный подход в условиях развития ФГОС НОО
Тема самообразования Системно - деятельностный подход в условиях развития ФГОС НОО...
Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе
Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....
Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе.
Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....
Развитие и коррекция познавательных процессов, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников младших классов.
Чтобы помочь ребёнку с нарушением интеллекта, организовать процесс обучения и воспитания, необходимы специальные приёмы коррекционной работы, направленные на преодоление и коррекцию имеющихся отклонен...