рабочие программы УМК "Гармония"
методическая разработка (3 класс) по теме

Солодкова Анна Анатольевна

Предлагаю Вашему вниманию рабочие программы для 3 класса по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_3_klass.rar216.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методик.

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего(полного)  общего образования , утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004. №1089.
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ от 22.12.2009. № 177785 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  3.  Согласно санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, от 29.12.10 №189)
  4. Закон РФ «Об образовании» (статья 7)
  5. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2012-2013 учебный годы
  6. Учебный план МОУ «Железногорская СОШ  №1» на 2012-2013 учебный год
  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75 -37-0541/11

8.         программа по внеклассному чтению для общеобразовательных учреждений УМК Посашковой Е.В. для 3 класса – Екатеринбург, 2010

Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях как основного, так и дополнительного образования.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

  1. совершенствование навыка чтения учащихся;
  2. развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  3. знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  4. формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  5. формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  6. формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  7. выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
  8. развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Общая характеристика предмета

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина).  Содержание литературного образования в третьем классе представлено шестью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров. В первый раздел «Все мы родом из детства...» включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника  «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день». Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных, сюда вошли как стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного), так и рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч», Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»). Раздел «Вверх ногами» знакомит третьеклассников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартное мышление и творческое воображение детей. Он представлен стихотворениями  классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийными» рассказами и сказками Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя Милоша Мацоурека.

– понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано.

Ожидаемые результаты

– работать с толковым словарем;

– использовать в речи средства интонационной выразительности;

– составлять образ слова по его элементам;

– овладевать способом чтения «по догадке»;

– делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

– определять тему и главную мысль произведения;

– соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором;

– озаглавливать иллюстрации и тексты;

– составлять простой план произведения;

– пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески;

– выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах;

– ставить вопросы к прочитанному;

– самостоятельно делать подборку книг на заданную тему;

  1. Произведения русского народного творчества, лучшие образцы русской и современной отечественной и зарубежной литературы.    
  2. Понятия: жанр, рассказ, сказка, стихотворение, басня, песня, лирика, лирический герой, зачин, концовка троекратный  повтор, пауза, темп, тон,  логическое ударение,  эмоциональная окраска голоса, настроение, олицетворение, эпитет, сравнение, построчные паузы, звукопись, словесный портрет.

должны уметь:

– выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;

– выделять художественные особенности сказок, их структуру;

– уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;

– освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины, произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутой драматизации;

– уметь подготовить творческий пересказ;

– уметь составить диафильм к небольшому тексту;

– принимать участие в конкурсе чтецов;

– составлять собственные высказывания на основе прочитанного.

  1. Читать: правильно.осознанно,выразительно,целыми словами, 70-80 слов в минуту к концу учебного года; овладевать способом чтения «по догадке».
  2. Понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений.                        
  3. Выявлять отношение автора и осознавать собственное отношение к прочитанному.
  4. Делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст.
  5. Определять тему и главную мысль произведения.                                    
  6. Озаглавливать иллюстрации и тексты
  7. Составлять простой план произведения.
  8. Пересказывать подробно, частично, выборочно, творчески(от другого лица и по измененному плану).
  9. Выделять главное и второстепенное в текстах.              
  10. Ставить вопросы к прочитанному
  11. Выделять языковые средства: сравнение, эпитет, олицетворение,  повтор, звукопись.
  12. Использовать в речи средства интонационной выразительности: логическое ударение, эмоциональная окраска голоса, темп, ритм, паузы.
  13. Отличать сказку от рассказа, выделять художественные особенности сказок, их структуру(зачин, троекратный повтор, концовка).
  14. Готовить графическую, музыкальную, словесную иллюстрацию; словесное рисование сюжетного и пейзажного фрагментов текста.


II Тематическое планирование

Тема

К-во ч

Основное понятие

«Все мы родом из детства...»

И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке» из сборника  «Рассказы  Люси Синицыной, ученицы 3 класса» С.Г.  Георгиев. «Ошейник»,«Дедушка».РассказыА.Г.Алексин.
«Самый счастливый день».
Рассказ

«Думают ли звери?..»

A. Барто,  И. Токмакова,  Н. Рубцов,  С. Чёрный. Стихи

B.П. Астафьев. «Белогрудка». Рассказ

Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». Рассказ

Ю.Д.  Дмитриев. «Соседи по планете». Энциклопедия.
«Таинственный ночной гость».  Рассказ

Вверх ногами

Тим Собакин.  Стихи.Савва Букин.  «Буква «Е». Рассказ

Н. Матвеева,  Б. Заходер,  В. Хотомская.  О. Григорьев, И. Иртеньев, И. Токмакова.
Стихи

Л. Петрушевская «Пуськи бятые»  Лингвистическая сказка

Ю.П. Мориц.  Стихи

М. Мацоурек.«Сюзанна и буковки»,
«О Катержинке и толстом красном свитере».
Сказки

«Школьные годы чудесные…»

Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть                                                                                          В.К. Железников.«История с азбукой». Рассказ

О. Пройслер.«Маленькая Баба-Яга». Сказка Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть

«Преданья старины глубокой…»

А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей». Энциклопедия«Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание «Сказание о Мамаевом побоище». Воинская повесть

Обыкновенное чудо

Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима». Сказки

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше». Повесть

Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы».

III Календарно-тематическое планирование

Тема

К-во ч

Содержание деятельности

Форма работы

Дата проведения

по плану

по факту

Вводное занятие.

 

1

И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке» из сборника  «Рассказы  Люси Синицыной, ученицы 3 класса»

Изучение содержания и структуры «Рабочей тетради». Беседа. Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги.

08.09

08.09

Странички дневника нашего детства

2

С.Г.  Георгиев.
«Ошейник»,
«Дедушка».
Рассказы

Тим Собакин.
Стихи.

Савва Букин.
«Буква «Е».
Рассказ

15.09

22.09

15.09

22.09

Наши самые близкие люди

1

А.Г. Алексин.
«Самый счастливый день».
Рассказ

Н. Матвеева,
Б. Заходер,
В. Хотомская.
О. Григорьев,
И. Иртеньев,
И. Токмакова.
Стихи

29.09

29.09

Что такое счастье?

1

А.Г. Алексин.
«Самый счастливый день».
Рассказ

Л. Петрушевская «Пуськи бятые»
Лингвистическая сказка

06.10

06.10

Думают ли звери?

1

A. Барто,
И. Токмакова,
Н. Рубцов,
С. Чёрный.

Стихи

М. Мацоурек.

«Сюзанна и

буковки»,
«О Катержинке
и толстом красном свитере».
Сказки 

13.10

13.10

Мы хозяева нашей земли

1

B.П. Астафьев. 

«Белогрудка». Рассказ

Творческое задание «Думают ли звери?», конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о писателя.
Антиципация, выразительное
чтение рассказа. Сравнительная характеристика персонажей. Проблемные вопросы.

20.10

20.10

Друзья моего детства

1

Г.А. Скребицкий.
«Кот Иваныч». Рассказ

Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. Выразительное чтение учителем авторского Предисловия. Самостоятельное чтение детьми рассказа. Беседа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка»

27.10

27.10

Наши соседи по планете

2

Ю.Д.  Дмитриев. 
«Соседи по планете».
Энциклопедия.
«Таинственный

ночной гость».
Рассказ

Защита творческих проектов «Происхождение домашних животных». Выставка детских рисунков. Выразительное чтение  фрагментов из книги «Соседи по планете». Игровые задания. Выставка книг писателя. Антиципация. Проблемная ситуация. Обсуждение образа писателя.

10.11

17.11

10.11

17.11

Все наоборот

1

Тим Собакин.
Стихи.

Савва Букин.
«Буква «Е».
Рассказ

Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. Литературные игры. Рассказ о писателе.

24.11

01.12

24.11

01.12

Веселые игры со

словами

2

Н. Матвеева,
Б. Заходер,
В. Хотомская.
О. Григорьев,
И. Иртеньев,
И. Токмакова.
Стихи

Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания.

08.12 15.12

08.12

15.12

Кто такие «пуськи

бятые»?

1

Л. Петрушевская «Пуськи бятые»
Лингвистическая сказка

Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания.

22.12

22.12

Хохотальная путаница

1

Ю.П. Мориц. 
Стихи

Выставка книг. Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца. Создание графических иллюстраций.

29.12

29.12

М. Мацоурек.

«Сюзанна и

буковки»,
«О Катержинке
и толстом красном свитере».
Сказки 

Выставка книг писателя. Просмотр мультфильма. Антиципация, прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа.

Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Учебная программа

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная литература

 Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Школа России»-: «Просвещение» , 2010

Факультативный курс « Планета – наш дом »  авторы: С.Н. Николаева, кандидат биологических наук, доцент;  Н.А. Рыжкова, доктор педагогических наук. допущенной Министерством образования Российской Федерации

 

 Внеклассная работа по экологии в школе (методические рекомендации) Белгород 2006

Дмитриев Ю.И. «Книга природы». – М.:дет.лит., 2007

Плешаков А.А. «Зеленые страницы».-М.:Просвещение,2007

Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2007

Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой и др. М., 2006.

Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.

Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2008.

Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа. М., 2006.

Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...