Программа коррекционной работы
рабочая программа на тему

Фаловская Евгения Олеговна

Программа коррекционной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_korrekcionnoy_raboty.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Программа коррекционной работы

Цель программы:

              Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на

 создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями

 здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего

 образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом

 развитии обучающихся,  их социальную адаптацию.

              Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных

условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные   потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные     формы получения образования, так и различные варианты специального   сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут   быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном   (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального    общего образования или по индивидуальной программе, с использованием    надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут   степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы  работы.

              Задачи программы

      Своевременное выявление детей с

     -трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями

       здоровья;

     - определение особых  образовательных потребностей детей с ограниченными  

       возможностями здоровья, детей-инвалидов;

      -определение особенностей организации образовательного процесса для  

      рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями  

      каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

                      Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние

      здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего      образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это   дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в   установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или  постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и   нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

              Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по

      характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или)

      психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых

      трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их

      возможностям индивидуальной программы обучения или использования

      специальных образовательных программ - создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными   возможностями здоровья  основной образовательной программы начального общего  образования и их  интеграции в образовательном учреждении;

-    осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической  

      помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей

     психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей

     (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

      - разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация

     индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в

     физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора

     образовательного учреждения;

      - обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным

     образовательным программам и получения дополнительных образовательных

     коррекционных услуг;

     - реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными

     возможностями здоровья;

     - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным

     представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским,

     социальным, правовым и другим вопросам.

             Содержание программы коррекционной работы определяют следующие

    принципы:

      - Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему  ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

      - Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,

      т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений

      детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний

      многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и

     согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе

     всех участников образовательного процесса.

      - Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным

     представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или

     определения подхода к её решению.

      - Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для  

      получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и  

     (или)    психическом  развитии.

      - Рекомендательный характер оказания помощи.  Принцип обеспечивает

      соблюдение гарантированных законодательством прав  родителей (законных

      представителей) детей с ограниченными возможностями  здоровья выбирать формы  

      получения детьми образования, образовательные   учреждения, защищать законные

      права и интересы детей, включая обязательное  согласование с родителями  

      (законными представителями) вопроса о  направлении (переводе) детей с

      ограниченными возможностями здоровья в  специальные (коррекционные)

      образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы

              Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования

      включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают

      её основное содержание:

      - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с

     ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования

     и   подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической

     помощи  в условиях образовательного учреждения;

     - коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную

     специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию

     недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными

     возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения;

     способствует  формированию универсальных учебных действий у обучающихся

     (личностных,  регулятивных, познавательных, коммуникативных);

     - консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения

     детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации

      дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,

      коррекции, развития и социализации обучающихся;

      - информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную

      деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса

      для  данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса –

     обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их

     родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

      Диагностическая работа включает:

      - своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

      - раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении)

      диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

      - комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации

       от  специалистов разного профиля;

      - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с

      ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

      - изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей

      обучающихся;

      - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

      - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с

      ограниченными возможностями здоровья;

      - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой

       развития ребёнка;

     -  анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

      - выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями

       здоровья

      Коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с

      его  особыми образовательными потребностями;

      -организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых    

      коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений

      развития и трудностей обучения;

      - системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике

     образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных

    действий и коррекцию отклонений в развитии;

      - коррекцию и развитие высших психических функций;

      - развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его  

      поведения;

      - социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при

     психотравмирующих  обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

      - выработку совместных  обоснованных рекомендаций по основным направлениям  

     работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех

      участников образовательного процесса;

      - консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-

     ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными  

     возможностями здоровья;

     - консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и

      приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями

      здоровья.

              Информационно-просветительская работа предусматривает:

     - различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,

      информационные стенды, печатные материалы),  направленные на разъяснение

      участникам образовательного процесса обучающимся (как имеющим, так и не  

       имеющим недостатки в развитии), их  родителям (законным представителям),

      педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного

      процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

      - проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по

      разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий

      детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы реализации программы

              Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их

      адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих

      факторов.

     - Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

      Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта

     особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных

     потребностей; оценка образовательной среды с соответствия требованиям

     программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы

     учреждения.

     - Этап планирования, организации, координации  (организационно-

     исполнительская  деятельность). Результатом работы является особым образом

     организованный  образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую

     направленность и  процесс специального сопровождения детей с ограниченными

     возможностями  здоровья при специально созданных (вариативных) условиях  

     обучения, воспитания, развития, социализации   рассматриваемой категории детей.

     - Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды

     (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация

     соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и

      образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

      - Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная

      деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в

      образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными

      возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и

      приёмов работы.

Механизм реализации программы

              Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является

      оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного

      учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными

      возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном

      процессе.

      Такое взаимодействие включает:

      - комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему

      квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

     - многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

     - составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции

     отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и    

     личностной сфер ребёнка.

              Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики,

      медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного

      психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать

      проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы

      организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это

      консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые

      предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным

      представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов,

      связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией

      детей с ограниченными возможностями здоровья.

              В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует

      обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное

      взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами

      (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими

      институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

      - сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам

     преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения

     детей с ограниченными возможностями здоровья;

      - сотрудничество со средствами массовой информации, а также с

      негосударственными  структурами, прежде всего с общественными объединениями

     инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями

     здоровья;

      - сотрудничество с родительской общественностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы

Коррекционная программа...

Программа коррекционной работы ФГОС

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...

Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

Программа коррекционной работы в рамках основной образовательной программы основного общего образования

Одной из важнейших задач основной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития в...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"

Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...