УУД и требования к уроку с точки зрения ФГОС НОО
методическая разработка на тему
В работе представлен текстовый документ и презентация освещающие УУД и требования к уроку с точки зрения ФГОС НОО. Материал был представлен на выстеплении в рамках МО учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_tochki_zreniya_fgos.docx | 53.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования. Уровень сформированности универсальных учебных действий находит отражение в Требованиях к результатам освоения содержания общего образования соответственно ступеням образовательного процесса. Развитие универсальных учебных действий составляет психологическую основу успешности усвоения учащимися предметного содержания учебных дисциплин.
УУД направлены на:
- освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин в сочетании с сознательным, активным присвоением ими нового социального опыта;
- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование при условии сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования общей культуры обучающихся, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Слайд 3
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Слайд 4
Функции УУД
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Слайд 5
Виды УУД
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий действия саморегуляции) ;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Слайд 6
Личностные УУД
Три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственноэтическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 7
Личностные УУД
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном ;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий
Слайд 8
Познавательные УУД
Познавательные универсальные действия включают в себя:
общеучебные умения
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение ;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
логические действия
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно - следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
постановку и решение проблемы
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Слайд 8
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Формирование УУД реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения:
- системы учебных предметов и дисциплин,
- в метапредметной деятельности,
- организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Универсальное учебное действие для всех предметов – моделирование, которое включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование.
Действия учителя при планировании УУД:
- Выбрать УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся.
- Выделить время для формирования УУД в границах учебного занятия или урока.
- Определить приёмы, методы, способы и формы организации деятельности учащихся для развития УУД.
- Спроектировать содержание деятельности учащихся для формирования УУД через использование системы разнообразных задач и средств их решения.
- Запланировать рефлексивные формы контроля и самоконтроля учащихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД.
- Для формирования универсальных учебных действий (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) использовать систему учебных задач и ситуаций.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания;
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
I. Планирование результатов по формированию коммуникативных учебных действий
Сформированность УУД у детей при поступлении в школу | Планируемые результаты на конец 1 класса | Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы |
Активно взаимодействует со сверст-никами и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. |
|
|
|
| |
Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений. |
|
|
Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим. |
|
а) выявляет, идентифицирует проблему, б) находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта, в)принимает решение и реализует его; |
Обсуждает в ходе совместной деятель-ности возникающие проблемы, правила. |
|
|
Поддержать разговор на интересную для него тему. |
|
|
II. Планирование результатов по формированию познавательных универсальных учебных действий
Сформированность УУД у детей при поступлении в школу | Планируемые результаты на конец 1 класса | Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы |
|
| |
|
| |
|
| |
| ||
|
| |
Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления. |
| |
|
| |
Умеет слушать, понимать и перес-казывать простые тексты. |
|
|
| ||
|
| |
| ||
| ||
| ||
|
| |
|
| |
Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобрази-тельными средствами увиденное и свое отношение к нему. |
| |
Умеет следовать образцу, правилу, инструкции. |
|
|
Умеет увидеть целое раньше его частей. |
|
|
| ||
|
| |
| ||
Задаёт вопросы: как?, почему?, зачем? (интересуется причинно-следственными связями). |
|
|
|
| |
|
| |
| ||
|
| |
|
|
III. Планирование результатов по формированию регулятивных универсальных учебных умений
Сформированность УУД у детей при поступлении в школу | Планируемые результаты на конец 1 класса | Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы |
Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности. | Принимает и сохраняет учебную задачу | Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила. Умеет выбирать себе род занятий. | Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале. |
Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Умеет планировать, т. е определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий | |
Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности. | Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную. | Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик. |
Осваивает правила планирования, контроля способа решения. | Умеет вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. | |
Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату. | Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном. | |
Проявляет умения произвольности предметного действия. | Овладевает способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Умеет вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. |
| Умеет выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения. | |
Владеет способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и умеет преодолевать препятствия. | ||
Умеет самостоятельно организовывать поиск информации. Умеет сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Результаты | Планируемые результаты (характеристики) ООП |
Личностные | Самоопределение:
|
Смыслообразование:
| |
Нравственно-этическая ориентация:
| |
Познавательные УУД | Общеучебные:
|
Знаково-символические:
| |
Информационные:
| |
Логические:
| |
Регулятивные УУД | Целеполагание:
|
Планирование:
| |
Учебные действия:
| |
Прогнозирование:
| |
Контроль:
| |
Коррекция:
| |
Оценка:
| |
Саморегуляция:
|
Коммуникативные УУД | Инициативное сотрудничество:
ставить вопросы,
|
Планирование учебного сотрудничества:
| |
Взаимодействие:
| |
Управление коммуникацией:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль"
Урок чтения для 2 класса "Точка зрения. Смотрим в лужу, в окно, в бинокль" (УМК "Перспективная начальная школа")...
Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....
Структура урока с точки зрения системно-деятельностного подхода
Выступление на педсовете на тему: "Современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода"...
Современный урок с точки зрения требований ФГОС
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Современный урок с точки зрения требований ФГОѻ данном выступлении отражены требования к современному ...
Проектирование и реализация урока с точки зрения требований новых ФГОС
Раскрываются особенности современного урока, определяется цель системно-деятельностного подхода. Дается алгоритм проектирования современного урока....
Экспериментальное исследование (проект) "Современный урок с точки зрения ФГОС".
Проект экспериментальное исследования "Современный урок с точкИ зрения ФГОС"....
«Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Пояснительная записка. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определил духовно-нравственное развитие школьников как задачу современного во...