Современный урок с точки зрения требований ФГОС
методическая разработка по теме
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Современный урок с точки зрения требований ФГОС»
В данном выступлении отражены требования к современному уроку, рассмотрены диагностические основы построения урока по ФГОС, что должно наблюдаться на каждом этапе урока, каким должен быть анализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_uroks_t._zr._fgos.docx | 49.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме:
«Современный урок с точки зрения
требований ФГОС»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Вакулко Татьяна Владимировна
Сафоново
декабрь 2013
Урок – основная единица учебного процесса, эффективность которого во многом зависит от качества подготовки к нему учителя.
Обновление урока в условиях реализации ФГОС
- Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД.
- Комплексный подход к планированию результатов урока.
- Обновление форм организации учебных занятий.
- Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные.
- Выбор деятельностного, исследовательского, проблемно-поискового метода обучения в качестве ведущего.
- Систематическое использование информационных технологий.
Требования к уроку
- Чёткость целеполагания и мотивация обучающихся к учебной деятельности.
- Соответствие типа, формы и содержания урока поставленным целям.
- Оптимальность структуры урока.
- Разнообразие форм учебной деятельности.
- Адекватность выбранных форм, методов и приёмов.
- Особенность дидактического оснащения урока.
- Направленность заданий на развитие УУД.
- Разнообразие форм контроля результатов обучения.
- Оценка результата совместной деятельности учителя и учеников.
- Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке.
Требования к технике проведения урока
- Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность.
- Темп и ритм должен быть оптимальным, действия завершенными.
- Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.
- Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения.
- Соблюдение единого орфографического режима.
- Обеспечение активного учения каждого школьника.
Особенности организации урока в условиях реализации ФГОС
- Изменение на уроке пизиции учителя.
- Индивидуализация учебного процесса.
- Активизация познавательной деятельности обучающихся.
- Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности.
- Организация различных видов самостоятельной работы обучающихся.
- Совместная интерактивная образовательная деятельность педагогов и специалистов различных областей знаний с целью повышения научного уровня урока.
- Использование интерактивных технологий.
Общая цель урока (триединая цель урока) конкретизируется в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;
Воспитательная – формирование личностных УУД через содержание учебного материала;
Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных(речи, понятийного аппарата), регулятивных (воли) УУД.
Триединая цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому триединая цель урока в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающие аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте. Иными словами цели современного урока могут быть представлены двумя видами: цели деятельности учителя, цели деятельности учащихся.
Цель урока по ФГОС – организовать деятельность по формированию учащимися цели урока, определению содержания и способов деятельности по её достижению, оценке результатов деятельности.
Диагностические основы построения урока
Традиционный урок | Изменения, внесенные ФГОС |
I.Элемент урока - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА | |
Цель: создать рабочую обстановку на уроке. Методы и приёмы:
| Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу; Методы и приёмы:
|
II.Элемент урока - СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА | |
Цель: сообщить тему и цель урока. Методы и приёмы:
| Цели: (эти 3 цели формируют регулятивные УУД) 1.Определить тему и цель урока с учащимися; 2.Нацелить каждого ученика на решение УЗ (учебной задачи) урока; 3.Составить план урока совместно с детьми; Методы и приёмы:
|
III.Элемент урока - АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ | |
Цель: повторить ранее изученный материал. | Цели: (формируются личностные, коммуникативные, познавательные УУД)
|
IV.Элемент урока - ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | |
Цель: формирование новых знаний и умений; Методы и приёмы:
| Цель: формирование новых способов решения УЗ. Методы и приёмы:
|
V. Элемент урока - ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА | |
Цель: закрепление нового материала. Методы и приёмы:
| Цель: подтверждение выдвинутых гипотез, убеждение в правильности вариантов решения поставленной УЗ. Методы и приёмы: Формированиее коммуникативных УУД:
Формирование регулятивных УУД:
Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД:
|
VI. Элемент урока - ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ | |
Цель: оценка работы каждого учащегося на уроке. Методы и приёмы:
| Цель:
(памятка для самооценки своих знаний) |
VII.Элемент - ИТОГ УРОКА | |
Цель: подведение итога урока Методы и приемы:
| Цель: сообщение результата решения УЗ урока . Методы и приёмы:
|
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА
Цель наблюдения - соответствие урока дидактическим требованиям в контексте ФГОС.
№ п/ п | ЭТАПЫ НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА | АСПЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЯ | ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ | Урок математики или русского языа ( смотря на какой пошли) |
1 | Организационный компонент | 1.1.Как осуществляется организационный момент урока. | 1.Организационный момент пропущен. 2.Осуществляется проверка готовности к уроку. 3.Осуществляется эмоциональный настрой на работу. 4.Осуществляется настрой детей на веру в себя, в свои знания и умения. | |
2 | Тематический компонент | 2.1. Как осуществляется работа по сообщению темы урока. | 1.Тема урока не сообщается. 2.Тема урока осуществляется самостоятельно. 3.Тема урока даётся в готовом виде. 4.Тема урока определена под | |
3 | Целевой компонент | 3.1. Как организуется работа по постановке цели урока. | 1.Цель урока не поставлена. 2.Цель урока предлагается детям в готовом виде учителем. 3. Цель урока определяется обучающимися исходя из целей урока и наводящих вопросов учителя. |
4.Цель урока определяется самостоятельно при разрешении проблемной ситуации. | ||||
4 | Содержательный компонент | 4.1.Каким образом 4.2.Каким образом | 1.Пройденный материал повторялся в процессе фронтального опроса; 2.Пройденный материал повторялся в процессе индивидуального опроса; 3. Пройденный материал повторялся в процессе практической работы включающей сравнение, обобщение, умозаключение. 4.При повторении пройденного материала учитель использует различные формы работы: индивидуальную, фронтальную, групповую, парную. 1.Новый материал объясняется учителем. 2.Новый материал изучается детьми самостоятельно путём работы по учебнику. 3.Новый материал осуществляется через создание проблемной ситуации и поиск путей её разрешения с использованием разных вариантов. 4. Осуществляется открытие новых знаний путём поиска решения поставленной УЗ. | |
5 | Оценочный компонент | 4.3.Каким образом осуществляется закрепление изученного материала. 5.1.Каким образом осуществляется оценка работы учащихся на уроке. | 1.Изученный материал закрепляется в процессе фронтального опроса. 2.Изученный материал закрепляется 3.Изученный материал закрепляется с использованием различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой. 4.Изученный материал закрепляется в процессе сопоставления вариантов УЗ с выдвинутой гипотезой. 5.Изученный материал закрепляется путём использования корректировки своих знаний. 1.Оценка деятельности обучающихся не осуществляется. 2.При оценке деятельности обучающегося выставляются отметки за работу на уроке. З.При оценке деятельности сообщаются и обосновываются результаты работы на уроке. 4.Осуществляется самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом (разово или систематически) | |
6 | Итоговый компонент | 6.1. Каким образом осуществляется итог урока. | 1.Итог урока проведен не был. 2. Был организован только фронтальный опрос по теме урока. З.При подведении итога урока сообщили результат решения цели урока; 4.Повторили план и цели урока; 5.Итог урока произведён детьми на | |
7 | Аналитический компонент | 7.1. Соответствует ли структура и содержание урока заявленным типу, форме проведения, теме и целям урока. 7.2.Какой характер отношений участников образовательного процесса. 7.3 Какие организационные формы преобладают на уроке. | 1.Не соответствуют. 2.Частично соответствует. 1.Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся по схеме «учитель - ученик». 2.Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся по схеме «ученик - ученик». 3.Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся по схеме «ученик - ученик», «учитель - ученик». 1.Преобладает фронтальная форма работы. 2.Преобладает индивидуальная форма работы. 3.Преобладает парная форма работы. | |
7.4 Осуществляется ли на уроке формирование УУД. | 4.Педагог на уроке использует различные формы работы с обучающимися: индивидуальные, фронтальные, групповые, парные. 1.Работа по формированию УУД не осуществляется. 2.Работа по формированию УУД осуществляется. |
Карта оценки (самооценки) урока
Критерии оценки урока | Макс балл |
А. Цель урока перед обучающимися ставит учитель. Б. Обучающиеся формулируют цель урока самостоятельно. | А - 1 балл, Б - 2 балла |
А. Цель урока личностно значима для ребенка и мотивирует его работу. Б. Цель урока личностно значима для ребенка и носит социально-направленный характер | А -1 балл, Б - 2 балла |
Цель урока является метапредметной | 1 балл |
Обучающиеся имеют возможность ознакомиться с планом урока | 1 балл |
Обучающиеся имеют возможность внести в план урока изменения | 2 балла |
Этапы урока продуманы и логически выстроены | 1 балл |
Этапы урока имеют - по окончании их проведения - определенный результат | 2 балла |
Продумано чередование видов работы, типов заданий для снижения утомляемости обучающихся и активизации их знаний | 1 балл |
Применение наглядных материалов, учитывающих специфику восприятия детей | 1 балл |
Использование учителем информационно-коммуникативных средств обучения | 1 балл |
Использование детьми ИКТ | 2 балла |
Использование детьми помимо учебника и тетрадей других источников информации | 1 балл |
Расположение мебели в классе способствует качеству индивидуальной работы обучающихся | 1 балл |
Расположение мебели в классе способствует качеству индивидуальной и/или парной работы обучающихся | 1 балл |
Расположение мебели в классе способствует качеству индивидуальной, парной и/или групповой работы обучающихся | 2 балла |
Расположение мебели в классе способствует качеству индивидуальной, парной и/или групповой коллективной работы обучающихся | 3 балла |
Использованы разные формы организации деятельности обучающихся (кроме фронтальной) | 2 балла |
Обучающимся предоставлена возможность выбора заданий | 1 балл |
Обучающимся предоставлена возможность выбора заданий и/или способов действий | 2 балла |
Задания носят частично-поисковый характер | 1 балл |
Задания носят исследовательский характер | 2 балла |
Задания носят творческий характер | 3 балла |
На уроке используется монологическая форма обучения | 0 |
На уроке используется диалогическая форма обучения | 1 балл |
На уроке используется полилогическая форма обучения | 2 бала |
Обучающимся представлена возможность использовать собственный опыт | 1 балл |
Обучающимся представлена возможность развивать навыки самоконтроля | 1 балл |
Обучающимся представлена возможность развивать навыки самоконтроля по образцу | 2 балла |
Обучающимся представлена возможность развивать навыки самоконтроля по заранее обговоренным критериям | 3 балла |
Обучающимся представлена возможность развивать навыки самоконтроля и/или самоанализа | 1 балл |
Домашнее задание носит творческий характер | 1 балл |
Домашнее задание дается на выбор обучающегося | 1 балл |
Домашнее задание дается с учетом индивидуальных особенностей обучающегося | 2 балла |
Предусмотрено использование учащимися технологических карт, опорных схем, алгоритмов, инструкций | 1 балл |
Список использованной литературы
- Болотова С.А. Элементы урока, основанные на дидактике. Дидактические требования к современному уроку. Выступление на комплексных курсах повышения квалификации учителей «Профессиональная компетентность начальных классов в условиях реализации требований ФГОС», 2013 г.
- Душинина, Т. В. Методический анализ урока с точки зрения требований ФГОС для начальной школы / Т. В. Душинина // Завуч начальной школы. - 2013. - № 3. - С. 36-43.
- Сабельникова, СИ. Организация конкурса профессионального мастерства педагогов "Сделай свой урок интересным" / СИ. Сабельникова // Управление начальной школой. - №9, 2011 - С.12-18
- Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.
- Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УУД и требования к уроку с точки зрения ФГОС НОО
В работе представлен текстовый документ и презентация освещающие УУД и требования к уроку с точки зрения ФГОС НОО. Материал был представлен на выстеплении в рамках МО учителей начальных классов....
Методический анализ урока с точки требований ФГОС для начальной школы
Методический анализ урока поможет учителям при разборе открытых уроков ....
Экспериментальное исследование (проект) "Современный урок с точки зрения ФГОС".
Проект экспериментальное исследования "Современный урок с точкИ зрения ФГОС"....
Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием современного подхода...
"«Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС»"
Технологическая карта урока...
«Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС»
Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения...
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"
В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...