Формирование вычислительных навыков при обучении математике младших школьников
статья по теме
Доклад на методическую тему самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_vychislitelnyh_navykov.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на методическую тему самообразования
"Формирование вычислительных навыков при обучении математике младших школьников
(в рамках программы Н.Б. Истоминой)".
Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Отечественная школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырех арифметический действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными.
При работе в традиционной системе обучения используется подход, при котором детям новые способы и приемы вычисления подаются в готовом виде, многократному повторению однотипных примеров, причем опора делается на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания. Такой подход обеспечивает формирование прочных и осознанных вычислительных навыков, но часто не вызывает у детей эмоционального отклика, теряет интерес к работе, а следовательно теряется очень большой помощник в работе с младшими школьниками - непроизвольное внимание и запоминание, живой интерес к процессу обучения.
Программы развивающего обучения реализуют более эффективный подход, при котором учащиеся знакомятся с различными вычислительными приемами иначе. Само обучение построено таким образом, что ребенок непосредственно включается в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров и т.д.) и путем проб и мыслительных логических операций формулирует «свой» способ решения. Такая форма работы намного эффективнее, она способствует не только формированию некоторых вычислительных умений, но и является мощным двигателем для всестороннего развития ребенка: логического мышления, памяти, внимания. Работа вызывает широкий спектр положительных эмоциональных чувств: радости, самовыражения, уверенности в себе .
Формирование вычислительных умений и навыков - сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.
На современном этапе развития начального образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка.
При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план. Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно водить ребенка в мир математических понятий, терминов и символов.
На наш взгляд, работая в любой системе обучения учитель может и должен организовать работу таким образом, чтобы удовлетворить всем выше перечисленным требованиям современной школы.
Нами разработана система заданий и упражнений, которые дают возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности и особенности в решении различных видов примеров, разнообразные задания позволяют развивать гибкость мышления, возможность находить свой способ решения, развивать математическую речь ребенка, не вызывают эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков. В данной системе уделяется особое внимание различным формам работы: это фронтальные задания, групповые, работа в парах и индивидуальные.
Данная система рассматривает основные темы, изучаемые в 1-2 классах:
- нумерация чисел;
- сложение и вычитание от 1 до 100.
На уроках используются различные виды технологий:
- игровые,
- поисковые и т.д.
Тема: Нумерация чисел от 0 до100.
- Расставьте пропущенные числа на прямой.
1 4 8
- Соедини цифры по порядку.
1 3 5 7 9
-
2 4 6 8 10
- Нарисуй ответы.
а) -=
б) +=
в) -=
г) -=
- Поставь пропущенные знаки «+» и «-».
а) ...=
б) *****...**=***
в) ...=
5 Вставить пропущенные числа.
1 2 3 9 8 7
2 3 4 8 7 6
3 4 7 6
4 6
-
-
-
6 Найди «лишний» столбик.
1 5 2 8 1 5 4 2
2 6 4 9 3 7 7 4
3 7 6 10 5 9 10 6
7. Заполни домики. (на все числа от 3 до 10)
5
Перфокарты – состав чисел (на все случаи от 3 до 10)
1
55
8. Решите волшебные примеры.
- 1=
+ 2=
- Найдите лишнее число.
А) 12, 15, 11, 13, 19, 14.
Б) 11, 15, 24, 11, 17,
В) 31, 13, 33, 32, 34.
- Заполните пустые клеточки таблиц.
26 | 21 | 24 | 27 | ||
56 | 51 | 50 | 57 | ||
86 | 84 | 80 | 82 |
При изучении нумерации от 10 до 100 используются треугольники и круги. – десяток, - единица. Данные фигуры приготовлены лдя показа с доски и для каждого ученика.
- Записать число.
- Представьте число в виде схемы.
13
Данные схемы чисел помогают детям освоить приемы сложения и вычитания до 100.
Тема: Сложение и вычитание от 0 до 100.
- Сравните примеры по столбикам и по строчкам. Много ли примеров надо решить?
1+6= 7-1= 7-6=
2+5= 7-2= 7-5=
3+4= 7-3= 7-4=
- Сравнить не считая.
2+4 4+2 5+4 5+3
5+2 5+3 9-3 9-4
1+4 8+1 7-4 9-4
- Реши примеры.
+3=5 3 4=7 8- -2=3
- =4 9 5=4 3- -1=0
6+ =8 102=8 5+ -8=0
- Заполните таблицу.
+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 |
- Кто быстрее обежит круг?
5
7 3
10-
6 1
2 4
- Расшифруйте слово.
О 7-2 Ц 6-4 Л 6+3 М 5-1 Е 6-5 Д 2+1
4 5 9 5 3 1 2
7 -2 -1= Н 4 -1 -2= С
5 -4+1= О 2+2+2= Е
3+4 -2= Ц 4 -3+2= Л
- Вставьте в пустые квадратики знаки «+» или «-».
6 1 3=4 4 1 2=7
9 5 2=2 7 2 4=1
7 4 3=0 7 2 8=1
- Разбейте примеры на группы по какому -либо признаку.
5+3 7+2 8-3 7-5 5+4 6+3 8+1 8-5 7-3 7-1
- Поставьте знаки «+» и «-».
5...4...3...2...1=1
10. Перфокарты. (на все случаи вычислений)
1+1 1-1 2+1 2-1 3+1 3-1 4+1 4-1 5+1 5-1 6+1 6-1 7+1 7-1 8+1 8-1 9+1 9-1 | 1 2 3 4 5 + 2 - 2 = 6 7 8 9 |
- Сравните, где это возможно.
+3 ... + ...
+5 ...+5 -2 ...
- Подставить в «окошки» числа.
- 2 > -
+ 5 > -
+ < +
- Перфокарты на все случаи устного сложения и вычитания от 10 до 100. (см. приложение)
- Выполните вычисления с помощью схем десятков и единиц.
32+21 +
- В квадратики впишите недостающие числа.
30 +
+ 39
40= 60 -
43 –
- Расшифруйте примеры. (каждый значок – одно и тоже число)
- =
- 15 =
18 + 6 =
+ 1 =
- На всех этапах формирования вычислительных навыков используются занимательные задачи.
Темы:
- Миллионы лет назад;
- Зов далеких странствий;
- Хищники и грызуны;
- Насекомые и птицы;
- Самые-самые и т.д.
Литература
- Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. Саратов.2002г.
- Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике. М. 1996г.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике.М.2002г.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.1993г.
- Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М.1990г.
- Истомина Н.Б.. Учебники по математике. М. 2007г.
5
1
2
3
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.
Задача формирования вычислительных навыков является центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако, не всегда вычислительные навыки у учащи...
Методическая разработка на тему: "Применение игрового и соревновательного метода обучения в формировании двигательных навыков и умений у младших школьников" по предмету: "Физическая культура"
Методическая разработка иллюстрирует сценарии открытых уроков разных типов с применением соревновательных и игровых методов обучения двигательным действиям....
"Пути формирования вычислительных навыков на уроках математики по системе Л.В. Занкова"
Главными задачами обучения в системе являются: достижение максимального результата в общем развитии школьников и овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. Эти же задачи я р...
Формирование вычислительных навыков на уроках математики
Формирование у школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных задач начального обучения математики, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, т...
Формирование вычислительных навыков на уроках математики
Опыт работы по формированию вычислительных навыков у младших школьников....
конспект урока по математике на тему формирование вычислительных навыков на уроках математики
Сформировывать у детей вычислительные навыки ....
Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе
Формирование у школьников вычислительных навыков остаётся одной из главных задач начального обучения математики, поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, т...