Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?
статья по теме

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога?

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др).

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессионализм и профессиональная компетентность

Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Профессиональная компетентность учителя

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

Трансляция собственного педагогического опыта;

Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

 

         Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.

соответствующие компетентности педагога:

компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

компетентность в целеполагании учебной деятельности,

компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Что должен уметь компетентный педагог?

Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Педагог должен понимать, что:

нужно быть готовым к постоянным переменам;

строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Педагог должен остерегаться:

по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

следовать мелочным правилам и инструкциям.

 Компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

 К профессионально-педагогическим компетенциям относят:

Социально - психологическая компетенция.

Общепедагогическая профессиональная компетенция.

Предметная компетенция.

Управленческая компетенция.

Рефлексивная компетенция.

Информационно – коммуникативная компетенция.

Компетенция в сфере инновационной деятельности.

Креативная компетенция.

 Остановлюсь на некоторых из них:

 Информационная компетентность заключается в умении:

Интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать.

Использовать полученную информацию.

Представлять имеющуюся информацию в её различных формах и на различных носителях.

 Социальная компетентность:

Соотносить свои устремления с интересами других людей.

Привлекать других людей к решению поставленных задач.

Продуктивно взаимодействовать с членами группы.

Анализировать и разрешать противоречия.

 Коммуникативная компетентность:

Ставить цели.

Грамотно оформлять документы.

Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов

"Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов" [Из опыта работы учителя МОАУ "СОШ № 71" г. Оренбурга Чичикиной И.В.: выс...

Формирование профессиональной компетентности педагога с учетом требований нового профессионального стандарта

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из сис...

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразоват...

Непрерывное совершенствование уровня профессиональной компетентности педагога как условие и средство обеспечения нового качества образования. От компетентности учителя к компетентности ученика

Вчитываешься в каждое слово  и задаешь себе вопрос: а идеальны ли мы? А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать ...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов, как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладаю...