К вопросу о преемственности
статья (4 класс) по теме
вопросы, связанные с тем, как идет адаптация у детей перешедших из начальной школы в старшую школу, о решениях проблем, связанных с переходом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_probleme_preemstvennosti_obucheniya_v_nachalnoy_i_sredney_shkole.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
К проблеме преемственности обучения в начальной и средней школе.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но и нередко проблемным.
Вопрос о преемственности обучения между начальной и средней школой не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения далека от теории. Причин такой ситуации несколько.
Известно, что приход в среднюю школу совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей ,смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, который связан с ожиданиями нового. Объективно сложные психологические этапы взросления, они требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.
А готовы ли к этому родители и учителя? Важно подчеркнуть ,что в данном случае готовность предполагает не только знания о трудностях периода детской жизни, но и способность , и волевые усилия взрослых для их преодоления Именно это, как показывает практика ,дети встречают реже.
Важной причиной трудностей, которые встречаются при переходе в среднее звено, является дезаптация детей в новых условиях учебной деятельности, она сравнима со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, добавляется субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности, по следующим вопросам:
- взаимодействие программ обучения: класс, обучавшийся по одной из развивающих систем обучения («Школа-2100»),возвращается к традиционной системе и занимается по – другому УМК;
-преемственность форм и методов обучения, темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству оформления работ. Уровень изложения знаний в средней школе отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети ,перешедшие в 5 класс , должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания педагогов, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения заданий и т.д.
- отсутствие единства к подходу оценочной деятельности в начальных и средних классах. Многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднее звено меняют свой «статус» на более низкий. Это не всегда связано с объективными трудностями обучения.
Учителя-предметники не имеют возможности (или желания) учитывать индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности .тип мышления, восприятие и т.д., которые влияют на качество обучения. Учителя начальной школы имеют реальную возможность в силу своей многопрофильности. Учитель средней школы при оценивании ориентируется на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей, а в начальной школе как правило оценивание строится с учетом процессуальных характеристик достижения результата.
Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать от учителя «Ты не успел, значит, не сделал». Все же позиция учителя на результат исключает личностно-гуманный подход.
Учет индивидуальных особенностей ребенка иногда ставится под сомнение как необъективный при переходе в среднюю школу. Исторически сложилась обособленность звеньев школьной системы, она существует на протяжении многих лет. Однако общественная необходимость развития образования, ставшая особенно актуальной, выявила дисбаланс, рассоглосование требований и содержательной преемственности между различными ступенями общеобразовательной системы, особенно начального и среднего звена.
Решение этой проблемы, важной как для детей, так и для взрослых ,некоторые общеобразовательные учреждения пытаются найти своими силами. В нашей школе кафедра начального образования работает по программе «Школа-2100», активно сотрудничает с ЦППМС Пушкинского района. На методобъединениях разрабатываются вопросы, связанные с определением критериальной базы для оценки готовности детей к обучению в среднем звене, проводятся диагностические работы, апробируются различные подходы к взаимодействию специалистов на всех этапах школьного обучения. Школьный консилиум и связанные с ним мероприятия не могут разрешить всех аспектов преемственности, учителя готовы к творческому сотрудничеству с психологами, социальными педагогами, специалистами других направлений для реального комплексного взаимодействия при решении многих аспектов проблемы преемственности школьного образования.
«Школа-2100»-это рабочая программа, которая учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, учитывает психологические особенности младших школьников. В курсе «Окружающий мир» идет линия развития –уметь правильно определять свое отношение к миру, в 4 классе проводятся уроки, подготавливающие детей к среднему звену обучения. Один из уроков представляю вам, тема урока «Понимать и договариваться» и презентацию к нему.
Автор: Волкова Ирина Анатольевна – учитель начальных классов
ГБОУ школа № 459 Пушкинский р – н г. Санкт – Петербург
196626 г. Санкт – Петербург, п. Шушары, ул. Школьная д. 10, кв. 41
Тел: 8-921-756-26-45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество ДОУ и общеобразовательной школы по вопросам преемственности в обучении (из опыта работы)
Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, м...
Развивающее обучение. Вопросы преемственности дошкольных образовательных учреждений и школ.
В статье вскрыты проблемы преемственности дошкольных образовательных учреждений и школ. Показаны направления работы по развивающему обучению. (из опыта работы)...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
В статье рассказывается о необходимости организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования в связи с переходом на ФГОС второго поколения. Описывается опыт работ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования
Творческий подход в вопросах преемственностидошкольного и школьного образования...
СТАТЬЯ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования
Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования...
Решение вопросов преемственности на уровне учитель начальной школы – воспитатель детского сада.
Статья поможет в решении самой важной проблемы первоклассников - адаптация!...
ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Переход из начальной ступени обучения в среднее звено школы.
В школьные годы ребёнок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособление к новым условиям. Переход из начальной школы в среднее звено, адаптация детей в 5-м классе традиционн...