Инновационные технологии
статья по теме
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
- Понятие и сущность педагогических нововведений………………3
- Содержание понятия «инновационная школа»…………………...5
- Современные инновационные технологии в образовании………6
- Инновационные технологии в начальной школе………………....8
Понятие и сущность педагогических
нововведений
Понятие «инновация» имеет латинское происхождение и в переводе означает «обновление, новинка, изменение», т.е. ввод чего-то нового.
НОВШЕСТВО-явление, несущее в себе сущность, способы, методики , технологии организации и содержание нового.
ИННОВАЦИЯ- процесс освоения (внедрения) нового.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС – отражает комплексную деятельность
По формированию и развитию содержания и организации нового.
НОВОВВЕДЕНИЕ – определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику, процесс целенаправленной, и организованной деятельности людей – инноваторов.
Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Сам факт того, что образовательная деятельность представляет собой интерес для общества, говорит о том, что в новшествах в этой области заинтересованно и общество. Новшества в образовании имеют ту же цель, что и новшества в обществе,- они должны способствовать развитию и прогрессу. Сегодня в сфере образования внедряется огромное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. Центром принципиальных изменений всей системы образования России сегодня стала реализация права каждого человека на развитие и самореализацию, а это соответственно потребовало формирование новой образовательной политики. Реформированию подверглись сами цели образования, его экономический фундамент, управление системой образования, структура школы, форма оплаты за обучение. Основными причинами реформирования образования конца XX - начала XXI в. стали следующие:
- Попытка уйти от тоталитарности в образовании и демократизировать систему образования.
- Стремление гуманизировать образование для учета интересов
Отдельного человека.
- Необходимость приспособления к новым экономическим условиям существования общества и системы образования.
- Создание условий для формирования системы образования,
которая бы обеспечивала качественное усвоение учащимися знаний.
- Необходимость реализации стратегии безопасного образования, которое обеспечило бы защищенность жизненно важных интересов личности, государства, общества от внутренних и внешних угроз.
Одной из важнейших особенностей реформирования системы
образования сегодня является проведение реформ в условиях политических, экономических и социальных преобразований.
Особенности реформ в образовании сегодня
- Функционирование учреждения образования и системы образования в целом в условиях выживания, т. е. решения экономических задач.
- Параллельный характер образовательных реформ и экономико-
политических преобразований.
- Важнейшей особенностью реформирования образования является
её продолжительность и растянутость.
- Скрытый и неявный характер образовательных реформ.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на2012-2020годы
« Развитие образования»
Первая задача- обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;
развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты с сфере экономики и выше его.
Содержание понятия «Инновационная школа»
Педагогическая технология- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы – предлагается иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет. Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направление идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм- дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализоваться только в инновационной школе.
ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛОЙ – называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику. (Селевко, 1998) Инновационная школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные инновационные школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ.
ИННОВАЦИОННОСТЬ: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ- отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
СИСТЕМНОСТЬ И КОМПЛЕКСНОСТЬ учебно-воспитательного процесса.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: соответствие целей школы социальному заказу.
НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процесса информатизации в современном обществе. Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программ средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержание образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии ,а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ.
Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, снимается психологическое напряжение школьного общения путём перехода от субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер- учитель», повышая эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.
2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов . Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии , как информационно-аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
4.Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5.Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.
6.Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые дифференцированные способы обучения-система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7.Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Предполагается научно-педагогическое обоснование использование тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области. Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально - технической базы учреждения
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время идет становление новой системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.
Можно выделить следующие группы технологий:
- Педагогические технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода.
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это игровые технологии, проблемное обучение
- Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Например: дифференцированное обучение, индивидуализация обучения, опережающее обучение, компьютерные технологии.
Любая технология обладает средствами , активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игру как метод обучения, передачу опыта старших поколений младшим, использовали с древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, тем, раздела учебного предмета.
- как элемент более обширной технологии.
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнений контроля).
- как технологии внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологии» включают обширную группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра в отличие от игр обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках
при помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащегося к учебной деятельности . В учебную деятельность вводится элемент соревнования. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
- Познавательные, воспитательные, развивающие.
- Репродуктивные, продуктивные, творческие.
- Коммуникативные, диагностические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая:
предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматургические- по всем школьным дисциплинам.
Целью игровых технологий является:
-сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным;
- дидактические( расширение кругозора, развитие трудовых навыков);
- воспитывающие(коллективизм, сотрудничество);
- развивающие ( память, внимание);
- социализирующие (приобщение к нормам ценностей общества):
Ребята действуют по игровым правилам. Игровая технология строится как целостное образование. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов- забота каждого учителя начальной школы.
Занимательный материал и игровые сюжеты помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к изучаемым предметам. А главное игра помогает усваивать и закреплять полученные знания. Развивающие игры могут быть разнообразны по содержанию , на ,как и любые игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Важен и этап анализа, обсуждения оценки результатов игры. Обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель подводит итог занятия.
На начальной стадии обучения мы выделили несколько методов и форм современного урока:
- Метод проектов
- Информационно-коммуникативные технологии
- Здоровьесберегающие технологии и др.
Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются:
- игровая деятельность;
-создание положительных эмоциональных ситуаций;
-работа в парах;
-проблемное обучение.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришел компьютер. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Уроки с использованием ИКТ-это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно- найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Использование ИКТ позволяет провести уроки :
-на высоком эстетическом уровне;
-обеспечивает наглядность;
-привлекает большое количество дидактического материала;
-повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения;
-расширяет возможность самостоятельной деятельности:
-формирует навык исследовательской деятельности;
-обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
-способствует повышению качества образования.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. При подготовке урока учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
1.мультимедийные курсы
2.презентации к урокам
3.логические игры
4.тестовые оболочки
5.ресурсы Интернет
6.электронные энциклопедии
Ведущее место среди методов принадлежит сегодня методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат-опыт деятельности- становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя выпадает трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей жизни.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в СМИ, в
т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.
Успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использование различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке- все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Современный урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик-это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя - направлять, контролировать.
ЛИТЕРАТУРА:
- Анисимов В.В. Общие основы педагогики .
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.
- Молоков Ю.Г., Молокова А.В.Актуальные вопросы информатизации образования.
- Эльконин Д.Б. Психология игры.
- Педагогические технологии Учеб. пос. Авт. -сост. Т.П. Сальникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе
Статья из опыта работы...
Использование Инновационных Технологий в обучении
Целью моей педагогической работы является формирование образованной, социально-адаптированной личности, совершенствующей себя, способной самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, нахо...
Конспект урока по обучению грамоте с использованием инновационных технологий "Письмо заглавной буквы «В»" .
Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....
Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...
Инновационные технологии при внедрении ФГОС. Личностно – ориентированное обучение на основе новых педагогических технологий
Презентация выступления на ГМО...
Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.
В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...
«Инновационные технологии в начальной школе. Проектная деятельность – как одна из инновационных технологий».
laquo;Цель начального обучения –общее развитие школьников» В современном обществе бурно развиваются новые образовательные технологии, о...