Экологическое воспитание и его влияние на воспитательный процесс
статья по теме
Доклад по вопросу экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание и его влияние на воспитательный процесс
Трофимова Н.А.
Под экологическим воспитанием понимается формирование экологической культуры во всех видах человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
С каждым годом загрязняются всё больше воздух, вода, почва. И это, в итоге, не может не сказываться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Стоит вопрос не только о будущем страны, но и о человеческой цивилизации вообще. Конечно, современный человек никогда не откажется от благ цивилизации, удобного транспорта, промышленной деятельности, разработки полезных ископаемых и природных ресурсов. Следовательно, человечеству приходиться задаваться вопросом, как сохранить безопасную для здоровья среду обитания, какие принимать меры, которые бы ослабили вред, приносимый окружающей среде. Воспитание граждан с современным экологическим мышлением и экологической культурой важно начинать с самого раннего детства. Правильное экологическое воспитание школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Цель экологического воспитания обучающихся, воспитанников школы-интерната– формирование экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.
Задачи экологического воспитания:
- Образовательные - формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;
- Воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;
- Развивающие – развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья
Чувство любви к природе формируется у детей через восприятие мира природы, что включает:
- Эстетическое восприятие
- Отзывчивость на проявления природы (интерес)
- Познание мира природы
- Практическое взаимодействие с миром природы
Инструментарий педагогов, используемый в воспитательном процессе: методы, формы работы и средства для достижения цели экологического воспитания.
Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения, наказания.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные: групповые и индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд, школьные праздники, концерты, выезды на природу, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, тематические декады и др.
Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми, организация совместной деятельности, организация коллективных мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд, художественная литература, художественное слово, картины о природе, изобразительные средства, информационные средства ( фильмы, видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные средства, средства компьютерных технологий и др.
Экологическое воспитание в интернате начинается с самых простых вещей: например, с умывания по утрам и вечерам. Мы обращаем внимание детей на то, что чистая вода нужна всем. «А как ты бережёшь воду?» - спрашиваем мы детей.
В продолжение этой темы проводилось занятия на тему «Чистая вода - основа жизни». Презентация слайдов о состоянии водоёмов, факторах, влияющих на качество воды, наглядность и доступность материалов заставили детей задуматься над существующей проблемой, своих возможностях по сохранению чистой воды в интернате.
Занятие о природе края «Животный мир в опасности. Красная книга». Вместе с детьми вырабатывали правила поведения в лесу.
Занятие «Природа нашего края». Беседа с показом слайдов о красоте природы в разные времена года, ребята узнавали растения, цветы, деревья в дидактической игре. Воспитание эстетических чувств – важный компонент экологической культуры.
Экологическое воспитание неотделимо от других направлений воспитания – умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического, гражданско-правового. Особое значение уделяется здоровьесбережению воспитанников в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающие болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязнённые вода и воздух. Учим детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание и т. д. В группе прошли занятия: «Мы за здоровый образ жизни», «Поговорим о вредных привычках», «Здоровые зубы», «Продукты полезные и вредные».
Трудовые дела во дворе школы, операции «Чистый двор», субботники дают возможность получить практические умения и навыки деятельности в природе.
Дидактические игры – отличное средство систематизации и закрепления знаний о природе. Они проводятся с ребятами индивидуально или группой на занятиях или в досуговое время.
Большую роль в экологическом воспитании наших детей играют экскурсии, выезды на природу, наблюдения в природе. Здесь природа, и её объекты выступают мощными средствами воспитания, формирования знаний о природе, экологического мышления, поведенческого компонента, воспитания чувственной сферы личности.
К. Д. Ушинский писал:» …Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».
Нельзя не упомянуть об экологии школьного жилища, где наши воспитанники проводят большую часть своего времени, т.к многие проживают в интернате, вдали от дома, а также об организация здоровьесберегающей среды. От комфортности условий окружающей среды, в которой проживают ребята, рода занятий с детьми, вызывающими положительные эмоции, напрямую зависит эмоциональное и психическое и физическое здоровье воспитанников. Термин «Социальная экология» - раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды, актуален и для нас, коллектива воспитанников и сотрудников. Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в школьном доме: дежурят, наводя чистоту и порядок в спальнях, классах, интернате, систематически проводят трудовые десанты по генеральной уборке, соблюдают чистоту и порядок в школе и интернате, ходят в сменной обуви.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Постановка цели и задач экологического воспитания в школе-интернате I вида позволила коллективу воспитателей определить содержание воспитательного процесса, выбрать методы, формы, средства воспитательного взаимодействия с обучающимися. А условия единого учебно-воспитательного процесса школы обеспечивают результативность проводимой работы по формированию экологической культуры личности неслышащего воспитанника.
Наиболее эффективными формами и средствами воспитания экологической культуры являются экскурсии, труд в природе, занятия с детьми и мероприятия на экологические темы. Они позволяют показать детям природные связи, формируют у них личностное отношение к природе, формы экологического и нравственного поведения. Дети приобретают практические навыки и умения деятельности в природе, сохранения своего здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Актуальные проблемы этического образования....
Статья «Влияние информационных технологий на учебно-воспитательный процесс"
Выступление на педагогическом совете школы. К выступлению прилагается сопроводительная презентация....
Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Духовно-нравственное воспитания и его роль и его роль в формировании личности ребенка....
Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе
В данной статье Вы сможете познакомиться с основными путями реализации нравственного воспитания в учебно-воспитательном процессе....
"Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
Василий Андреевич Сухомлинский говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...