структура рабочей программы
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Структура рабочей программы 2012
Являясь составной частью образовательной программы ОУ, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. В рабочей программе должны быть отражены:
- требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
- обязательный минимум содержания учебных программ;
- максимальный объем учебного материала для учащихся;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- объем часов учебной нагрузки, определенный учебным планом ОУ для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
- познавательные интересы учащихся;
- цели и задачи образовательной программы школы;
- необходимый комплект учебно-методического обеспечения.
В соответствии с этими компонентами разрабатывается структура рабочей программы, которая, как правило, включает в себя: титульный лист; пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-тематический план; содержание программы учебного курса; средства контроля; учебно-методические средства обучения.
Рассмотрение и утверждение рабочей программы
Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом ОУ. Порядок такой: вначале программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол), затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по УВР и утверждается руководителем ОУ, после чего программа становится нормативным документом данного ОУ.
Титульный лист
Титульный лист рабочей программы содержит:
- наименование ОУ;
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
- название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
- Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
- класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
- год составления программы.
Пояснительная записка
В тексте пояснительной записки указываются:
- название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой(ых) разработана рабочая программа;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);
- изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
- учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются: Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);
- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
- особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся, промежуточной аттестации учащихся в ОУ).
Требования
к уровню подготовки учащихся
Элемент структуры рабочей программы "Требования к уровню подготовки учащихся"представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных). Данный перечень целей-результатов обучения включает в себя специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности. Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает государственный образовательный стандарт общего образования и учебная программа (примерная (типовая) и (или) авторская), на базе которой(ых) разрабатывается рабочая программа. Поэтому требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в рабочей программе, должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и учебной программе, принятой за основу.
При разработке требований к уровню подготовки учащихся необходимо учитывать особенности их формулирования. А именно, требования должны:
- быть описаны через действия учащихся;
- обозначать определенный уровень достижений;
- быть достижимыми и подлежащими оценке;
- быть понятными для учащихся.
Сформулировать требования к уровню подготовки учащихся через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения можно при помощи таксономии целей обучения, разработанной Б.С. Блумом. Ниже приведен перечень общих целей обучения, глаголов для формулировки конкретных учебных результатов и ключевых вопросов для заданий, составленный на основе таксономии Блума.
ПЕРЕЧЕНЬ общих целей обучения,
глаголов для формулировки конкретных учебных результатов
и ключевых вопросов для заданий
(по таксономии Б. Блума)
Уровни учебных целей (уровень усвоения | Общие цели обучения | Глаголы для формулировки | Ключевые вопросы для заданий |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории | Знание конкретных данных | Определяет, подбирает, обозначает, выбирает (значение термина), называет (конкретный факт, дату, событие, место); констатирует (факт) | Сколько..? Кто..? Что..? Когда..? Кем..? Где..? |
Знание средств и способов действия с конкретными данными | Идентифицирует (символ), перечисляет (этапы процесса), описывает (метод) |
Знание категорий и общих понятий | Цитирует (правило), излагает (принцип, закон, теорию), вспоминает название (теории), воспроизводит (структуру) |
2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий | Перевод | Переструктурирует (в сокращенной форме), переформулирует, пересказывает (своими словами), приводит примеры, переводит (таблицу в график) | Какой пример соответствует… Какова главная идея..? Правильно ли я понимаю, что это означает..? Можете ли вы объяснить..? Как можно перефразировать (резюмировать)..? |
Интерпретация | Различает (существенное, несущественное) объясняет (схемы и графики, использование методов), обобщает, суммирует (факты) |
Экстраполяция* | Показывает, фиксирует следствия (из данных фактов) |
3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях | Применение знаний | Изменяет, подсчитывает, демонстрирует (правильное использование метода или процедуры), обнаруживает, манипулирует, модифицирует, действует, приготавливает, производит, относит, решает, показывает, использует (понятия и принципы для анализа новых ситуаций), применяет (законы и теории к ситуациям практики) | Что будет результатом, если..? Как применить … для..? Можно ли использовать … для..? Как можно решить проблему.., используя знания о..? |
4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы была ясна структура | Анализ элементов | Различает (логические ошибки, позиции, допущения и т. п.); дифференцирует, выделяет (компоненты модели); распознает (скрытые значения); идентифицирует (допущения, причины), выделяет (сходства и различия); распознает (предубеждения, пристрастность), отличает (факты от мнений) | Как… связано с..? В чем различие..? Каковы основные допущения..? Каковы возможные мотивы..? Каковы составляющие..? Как можно классифицировать..? Какие подтверждения можно привести..? Что свидетельствует о..? Каковы отношения между..? |
Анализ связей | Раскрывает, схематизирует |
Анализ организационных принципов | Схематизирует (модель), выделяет (структуру работы) |
5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной | Получение нового знания на основе освоенных умений | Порождает (уникальное сообщение, оригинальную идею), создает (аппарат, метод, модель), разрабатывает (схему для классификации информации, модель), сочиняет (стихотворение, рассказ, эссе), планирует, составляет, интегрирует (решения проблем), комбинирует, разрабатывает (схему для классификации), объединяет, суммирует (знания из разных областей в план для решения проблемы), реорганизует, модифицирует в новую целостность (идеи, материал, процесс), делает дедуктивные выводы из абстракций, делает индуктивные выводы из конкретной информации | Как можно адаптировать.., чтобы создать иное..? Что можно предложить, чтобы минимизировать (максимизировать)..? Как можно объединить..? По какому критерию могут быть объединены..? Что должно быть объединено, чтобы подтвердить..? Как … включить в..? |
6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала | Оценка событий, процессов, деятельности | Судит, оценивает (логическую последовательность письменного материала, соответствие выводов данным), сравнивает (идеи), заключает, сопоставляет, противопоставляет, критикует, описывает, различает, распознает (субъективизм), объясняет, подтверждает, интерпретирует, соотносит, суммирует, поддерживает, аргументирует, проверяет (убедительность доказательства) | Вы согласны..? Почему выбрано именно это..? Будет ли лучше, если..? Почему..? Что можно предложить, чтобы..? Как это можно оценить с позиции..? Каковы логические противоречия..? В чем сильные и слабые стороны..? На чем основывается утверждение..? |
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).
Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
№ раздела / темы | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Всего | Теоретические занятия | Лабораторные, | Контрольные занятия |
1. |
1.1… |
Итого |
Содержание программы
учебного курса
Содержание программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
Средства контроля
Структурный элемент рабочей программы "Средства контроля" включает в себя систему контролирующих материалов (тестов, контрольных работ, вопросов для зачета и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения.
Устные контролирующие материалы представляют собой перечень вопросов и заданий. Письменные контролирующие материалы могут содержать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа работы.
Количество контролирующих материалов определяется учебно-тематическим планом. Так, если план предусматривает проведение 5 контрольных работ, то и к рабочей программе прилагается 5 пакетов контрольных работ.
Учебно-методические средства обучения
Учебно-методические средства обучения включают в себя: основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); программы информационно-компьютерной поддержки учебного процесса (мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды); оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы. Используемые учебно-методические средства обучения можно распределить по четырем группам:
- "Литература (основная и дополнительная)";
- "Дидактические материалы";
- "Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса";
- "Оборудование и приборы".
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
Данная структура рабочей программы носит рекомендательный характер. Законом РФ "Об образовании" не определены требования к рабочей программе. Она может быть составлена в соответствии с требованиями к примерной (типовой) учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего ОУ и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы, дополнить требования к уровню подготовки учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура рабочей программы
Данный материал поможет учителю упорядочить рабочую программу....
Планируемые результаты освоения учебной программы. Соотнесение требований к результатам согласно УМК и планируемых результатов. Структура рабочей программы по ФГОС. Воронина Н.И., учитель МБОУ СОШ №3 г. Шебекино Белгородской обл.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего об...
Структура рабочей программы
Структура рабчей программы для начальной школы...
Структура рабочей программы по русскому языку, реализующей ФГОС НОО
Образец оформления рабочей программы по русскому языку, реализущей ФГОС НОО...
Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Рабочая программа - это документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного пр...
Структура рабочей программы в соответствии с ФГОС.
Методические рекомендации для учителя по составлению рабочей программы по предмету/курсу в соответствии с ФГОС....
Структура рабочей программы по внеурочной деятельности
Структура рабочей программы по внеурочной деятельности...