Формирование полноценного навыка чтения младших школьников.
статья по чтению по теме

Евстратова Марина Викторовна

Статья посвящена формированию полноценного навыка чтения младших школьников: фонетические и речевые зарядки, форрмирование навыка скорочтения, осознанного и выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_samoobrazovaniya.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

    

Формирование полноценного                                      

      навыка чтения

    младших школьников.

   

учитель начальных классов

         Евстратова М.В.

   

 


Содержание.

  1. Проблема формирования полноценного навыка чтения в начальной школе.

Цели и задачи формирования полноценного навыка чтения.

  1. Фонетические и речевые зарядки в период обучения грамоте – залог правильного чтения.
  2. Формирование навыка скорочтения.
  3. Развитие умения осознанного чтения.
  4. Развитие эмоциональной сферы младших школьников путем обучения приемам выразительного чтения.
  5. Отслеживание техники чтения – важнейший этап формирования навыка чтения.


За время работы в школе пришла к выводу, что одна из главных проблем обучения младших школьников – формирование полноценного навыка чтения. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых детей уходит из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями.

Еще В.А. Сухомлинский сказал: «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывается структура малодеятельного мозга». Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей зависит и умственная работоспособность.

Вслух долго читать невозможно, т.к. громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинство учащихся способны достигнуть скорости чтения 120 слов в минуту. Возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и заданий при однократном прочтении, научить вычленять главное в учебном тексте? Как сделать урок чтения и сам по себе процесс чтения радостью для учащихся?

Я начала поиски более эффективных подходов в обучении, определив для себя три основных направления в формировании навыка чтения: техника чтения, осмысление прочитанного и выразительность.

В своей работе я использую следующие упражнения:

  1. упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
  2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  3. упражнения, развивающие оперативное поле чтения, память;
  4. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст.

Большую роль в развитии четкости произношения играют фонетические и речевые зарядки на уроках чтения и письма в букварный период. Если ежедневно проводить фонетические зарядки на изучаемый звук по 20 минут на одном уроке и столько же на другом (чтении и письме), причем на письме этот же материал проработать с детьми письменным шрифтом, то:

  1. формируется культура звуковой речи, т.е. четкая артикуляция, правильное дыхание, чистое произношение;
  2. вырабатывается зрительная память, формируется умение сливать звуки в слоги, получать слова;
  3. вырабатывается скорость чтения и умение читать без напряжения

На первых уроках особое внимание уделяю гласным звукам, их образованию, артикуляции, произнесению, умению выделять ударный слог долготой звучания и силой голоса.

Урок обычно начинается с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания:

  1. вдох носом, выдох через рот;
  2. вдох, задержать дыхание, выдох;
  3. вдох, выдох по порциям

Эта работа сопровождается заданиями типа:

  1. доктор смотрит горло, девочка баюкает куклу (на доске запись А-а-а-а)
  2. игра в «паровоз» ( У-у-у-у!)
  3. ауканье в лесу (Ау! Ау! Ау!)
  4. плач маленького ребенка (Уа! Уа! Уа!)
  5. зубная боль (О-о-о!)

На следующих уроках при изучении согласных звуков и букв объем материала для фонетического упражнения увеличивается.

Знакомство с новым звуком начинаю с заданий:

  1. «Кто внимательный?»

- Назови, что изображено на рисунках. Найди одинаковый звук в словах: василек, дверь, волк, телевизор

                                           

  1. Загадки

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, вышивает и колется колко,

А называют кораблик? Иголка

ля

бак

став

ры

ти

рас

не

ет

а

се

                        Паук

  1. «Звук заблудился»

«На пожелтевшую траву бросает лев (лес) свою листву» и т.д.

Затем выделяем в слове изучаемый звук, мягкий или твердый традиционным аналитико-синтетическим методом.

Нина

Ни-на

Ни

синтез

Н

Ни

Ни-на

Нина

Анализ

а) Запись на доске

                а

                о

Н                у

                ы

                и

Учащиеся читают

на  но  ну  ны  ни

ан  он  ун  ын  ин

б) Запись на доске

а                                а

о                                о

у                Н                у                Н

ы                                ы

и                                и

Учащиеся читают

нан  нон  нун  нын  нин

Чтение слева направо и справа налево (показываю ход чтения указкой)

в) Эффективным является упражнение на выделение ударного слога с последовательным переносом ударения с первого на второй, а затем на третий

Запись на доске

на – на-на

но – но-но

ну – ну-ну

ны – ны-ны

ни – ни-ни

на-на – на

но-но – но

ну-ну – ну

ны-ны – ны

ни-ни - ни

на-на-на –

но-но-но –

ну-ну-ну –

ны-ны-ны –

ни-ни-ни -

Чтение слогов столбиком (хором по колонкам, по рядам, по одному). Ударный слог в записи выделяется постановкой ударения и более длинной чертой, обозначающий длительное произношение.

г) Игра «Добавь до слова»

Запись на доске

        а                ш        -м

        о                Ра        -с

н        у                ль

        ы                л

        и                з

Учащиеся дополняют до слова. Количество слогов увеличивается по мере знакомства с гласными я, е, ё, ю

д) Возможны различные варианты логопедических упражнений

п – б

ба

бу

бу

ба

ба

бу

аба

убу

папа-баба

  па-ба

 апа-аба

па-пу-па

ба-бу-ба

апа-па

аба-ба

паба

бапа

пубу

бупу

т – д - н

у-та

у-то

у-да

у-до

То-ма

во-да

та-да

то-до

ту-ду

ата-ада

ато-адо

ату-аду

на        та

но        то

ну        ту

ан        ат

он        от

ун        ут

тат

тот

тут

При подготовке к каждому уроку я просматриваю текст, который будут читать учащиеся, выбираю все слитные сочетания, представляющие сложность при чтении, и вношу их в содержание фонетической зарядки. Например, в «Букваре» встретятся слова: строитель, строить, стройка. Подготовительные упражнения будут включены в фонетическую зарядку.

а) Запись на доске

                а

                о

                у

стр                 ы

                и

                е

Учащиеся читают:

  1. стра, стро, стру, стры, стри, стре
  2. астр, остр, устр, ыстр, истр, естр

б) Запись на доске

стра – стра-стра

стро – стро-стро

стру – стру-стру

стра-стра – стра

стро-стро – стро

стру-стру - стру

стра-стра-стра –

стро-стро-стро –

стру-стру-стру –

в) Запись на доске

                        а

                        о

стр                        у                н

                        ы

                        и

Учащиеся читают

  1. стран, строн, струн, стрын, стрин
  2. настр, ностр, нустр, ныстр, нистр

г) Запись на доске

                а                на

                о                ка

                у                на

ко-стр        ы

                и                жи

                е                ла

Учащиеся дополняют

-на                страна

-ка                строка

-на                струна

                костры

-жи                стрижи

-ла                стрела

Учащиеся уточняют значение каждого слова, обращаю внимание на его правописание, устно составляют предложения с каждым из слов.

В содержание фонетической зарядки ввожу материал, подготавливающий к изучению правил правописания, например, гласных после шипящих, сочетаний –чк, -чн, -нч, - и др.)

Запись на доске

жи-ши-и

чу-шу-у

ча-ща-а

ча-ча-ча

ща-ща-ща

Учащиеся подбирают слова

жираф, ландыши

чищу, стучу

чаща                                        и т.д.

задача

роща, пищал

С данными словами учащиеся составляют предложения, которые записывают под диктовку с комментированием.

В период обучения грамоте я использую различные игры и упражнения, которые включаю после фонетической зарядки.

«Покорение вершин»

ти

ни

са

ко

«Путешествие в слово»

   и     и

л     с     ц       у    и     а 

          а     б      з    м

             р

ы

с

«Лабиринт» (с выходом на рисунок)

ч

                     

ч

а

                                        

                                        часы

Ребусы

  изба                        фонари

        Б

       Б Б                ФО

      Б   Б        

     Б Б Б Б                РИ

    Б       Б

   Б         Б

«Грамматические задачи»

Кабан – ан + лук = ?

Большую пользу в развитии правильной артикуляции, темпа речи, выразительности приносят речевые зарядки. Материалом для речевых зарядок служат чистоговорки, скороговорки, народные потешки. При проведении речевых зарядок особое внимание уделяю силе голоса (громко, тихо, шепотом), причем показываю усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (способом дирижирования)

Са-са-са, са-са-са вот бежит – бежит лиса,

Со-со-со, со-со-со лиса катит колесо.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы хвост красивый у лисы,

Су-су-су, су-су-су в лесу видел я лису!

Скороговорки читаются в темпе речи, но не очень быстро, т.к. у учащихся еще не выработано правильное произношение.

Наш Полкан попал в капкан (громко)

Шесть мышат в камышах шуршат (шепотом)

После речевых зарядок даю упражнение на дыхание, и учащиеся переходят к работе с книгой.

На своих уроках не только обучаю учащихся чтению, но и развиваю зрительную память, внимание. Использую следующие игры; упражнения:

  1. На доске выставляю слоги, дети читают их и запоминают ат ит ет … (не менее четырех). Прошу детей опустить голову на стол и закрыть глаза, затем убираю одну карточку со слогом. «Посмотрите, какой слог я убрала, запишите его».
  2. Показываю карточку со слогом, закрыв верхнюю половину букв. Дети записывают слоги в тетради.
  3. Показываю слог с мягким согласным, а дети записывают слог с твердым согласным звуком. Например, ня – на.

Развитию внимания, зрительной памяти способствует также, так называемое, «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке – «сфотографировать». Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» дается команда «Фотографируем!»

В первом классе по мере того, как дети знакомятся с буквами и учатся читать, можно предлагать следующие задания:

  1. Найди лишнюю букву (фотографируем):

а                о                в                у                н

  1. Найди лишний слог:

бо                но                ро                мы                со                ко

  1. Найди лишнее слово:

река                                слон                        мала

речка                        лев                        моль

ручей                        мак                        мела

ручка                        тигр                        мила

ручеек

  1. Раздели слово на две группы:

корова                        заяц                        ленивый

соловей                        горох                смелый

коза                                ежик                        честный

ворона                        медведь                жадный

овца                                капуста                добрый

сорока                        волк                        трусливый

                                огурец

  1. Из какой сказки слова?

Ветер по морю гуляет…

Я – мышка-норушка…

Постепенно задание усложняется.

Отслеживая технику чтения своих учеников, заметила некоторые факторы, мешающие быстрому чтению:

  1. Регрессия – возвратные движения глаз.
  2. Малое поле зрения (участок графической информации, воспринимаемый глазами за одну фиксацию), т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. У нетренированного чтеца, например, за одну фиксацию воспринимается несколько букв, в лучшем случае – слово. На книжной строке такой читатель делает 12-16 фиксаций. При тренировке число фиксаций в строке сокращается до 2-3-х. Можно сделать вывод: быстрее читать, значит «шире глядеть», т.е. одновременно захватывать в поле зрения как можно больше слов
  3. Неумение найти главное в тексте. Для большинства читателей в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.
  4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки)

Для развития периферического зрения использую следующую таблицу

х п о

м  я  и

с   м   и

т    ь    б

ф     ы     в

а      п      р

Двигаясь взглядом по вертикальной центральной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Щульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке учащиеся считывают их за 4-5 секунд. Таблицы изготавливают сами дети на уроках труда или с помощью родителей (в 1-м классе). У каждого ученика карточка, в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 10 до 20 (1-й класс) и от 1 до 25 (2-ой-3-ий классы).

5

7

35

5

3

9

1

8

10

6

4

2

1

16

3

6

20

8

19

11

10

13

4

9

15

18

2

14

5

12

7

17

15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3

По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Упражнения выполняются в положении стоя или сидя. Ученики считывают про себя, указывая карандашом цифры (или буквы). В работе с таблицей я использую памятку.

Памятка

  1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
  2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.
  3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят всю ее целиком.

Работая над текстом на уроках чтения, я использую следующие упражнения: «чтение-спринт», чтение со счетом слов. Эти упражнения ввожу во втором классе.

Чтение-спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают «про себя» незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после чтения отвечают на вопросы к тексту.

Во время чтения поторапливаю детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно все».

Это упражнение проводится перед чтением текста вслух.

Перед чтением следует подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении «чтению-спринт» пользуюсь следующей памяткой.

Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы
  2. Читай только глазами
  3. Читай как можно быстрей
  4. Ответь на вопросы к тексту

Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая «про себя» слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Цель этого упражнения - загрузить уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст «про себя». Они приучаются читать только глазами. К этому упражнению применяю следующую памятку.

Памятка

  1. Плотно сожми губы и зубы
  2. Читай только глазами
  3. Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста
  4. Ответить на вопросы к тексту.

Первый вопрос к учащимся – о числе слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2%, хорошим - удовлетворительным -5 – 10%, при условии, что дети ответили на вопросы по содержанию текста. Упражнение можно усложнить, считая тройки слов, пары, а на уроках русского языка можно предлагать прочитать текст упражнения со счетом слов на определенное правило.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идет обычная работа над выразительным чтением, пересказом и т.д.

Считаю, что ценность данных упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).

Наряду с основными упражнениями использую и другие:

  1. Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники читают глазами незнакомый текст, а после прочтения отвечают на вопросы по содержанию.
  2. Чтение страницы текста при условии, что закрыто линейкой 3 буквы слева, потом 3 буквы справа. Учащиеся догадываются, о чем там написано.
  3. Чтение в парах, групповое чтение (слабо читающему ученику помогает «чтение за диктором» (учителем или хорошо читающим учеником)).
  4. Чтение с убыстрением темпа
  5. «Жужжащее» чтение

Одновременно с работой над скорочтением стремлюсь развивать память и воображение учащихся:

  1. Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения. Это хорошо развивает долговременную память учащихся.
  2. При изучении стихотворных произведений стараюсь, чтобы учащиеся уже на уроке заучивали четверостишие.
  3. Игра «Синонимы» («Антонимы») хорошо развивает как память, так и воображение. Суть игры в том, что дети подбирают синонимы (антонимы) к словам, которые я называю из изучаемого на уроке текста.
  4. Игра «А ну-ка, выручи поэта – досочини стихи про это». Например, по данной рифме предлагаю сочинить стихотворение:

…… не обижаю

…… приглашаю

…… угощаю

…… играю

  1. Задания – шарады (не произнося ни слова, показать строку стихотворения так, чтобы ее узнали).

При формировании полноценного навыка чтения у каждого из учеников важно стремиться к тому, к чему настоятельно призывал ещё в прошлом веке один из выдающихся русских методистов и учителей народной школы Н.А. Корф. Он писал, что каждый учитель должен «приучать к одновременному совершенствованию двух процессов – чтения и уразумения читаемого». Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание (информацию), заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающими:

  1. значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
  2. содержание каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  3. предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
  4. основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному. Поэтому, каждый момент общения с текстом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счете, обучать вдумчивому чтению.

Как можно организовать общение читателей с произведением?

Чтобы заинтересовать новым произведением, ставлю перед ребятами небольшую проблему. Например, рассказ Н. Сладкова «Неслух».

Цель урока: пробудить интерес к жизни животных; укрепить навыки выборочного пересказа.

- Сегодня, дети, вы прочитаете рассказ «Неслух». Давайте произнесем это слово. Подумайте, какой у него «характер»? А кого же назвали этим словом? Узнать можно только из книги. (На доске пишу начало вопроса: «Кого…?) Что еще хотелось бы узнать? (Кто назвал? Почему назвал?) (на доске пишу: «Кто…? Почему…?)

- Прочитайте первые два абзаца найдите ответы на эти вопросы.

Чтобы заинтересовать дальнейшим чтением, задаю вопрос:

- Из многих лесных зверей писатель выделил медвежонка. Почему? Чем он привлек автора? Нам тоже интересно это узнать. Какой вопрос вы зададите писателю? (Каким был медвежонок?) Учащиеся читают самостоятельно I часть и отвечают на вопрос.

Вдумчивое отношение к чтению развивается уже с первого года обучения в школе. У маленького рассказа М. Пришвина «Глоток молока» заглавие обыденное, бытовое. Как возбудить интерес к его прочтению?

  1. Беседа при закрытых книгах

- Как тебя лечили во время болезни? Да, таблетки и уколы помогают выздороветь. Но есть еще одно лекарство от всех болезней, волшебное. У него очень доброе название. Прочитаем рассказ и узнаем об этом лекарстве.

  1. Чтение с выявлением основных мыслей отрывка

- Прочитайте две строки. О ком рассказал писатель? Что узнали о собаке? (на доске запись: Больная Лада не хотела есть.)

Прочитав четыре строки, дети говорят, что узнали нового: «Хозяин приласкал Ладу». После третьего и четвертого абзаца записываю на доске со слов детей: Лада стала есть. Ласка спасла ей жизнь.

  1. Подвожу итог проделанной работе

-На какой вопрос искали ответ у писателя? Наши ли?

-Прочитайте этот ответ в записях на доске.

Дети делают вывод: «Главное лекарство для больного – ласка, забота».

  1. Повторное чтение с опорой на запись: дети читают на доске предложение и находят развитие этой мысли в рассказе. При чтении третьего отрывка отмечаем: как хозяин говорил с больной. Отсюда возникает вопрос о хозяине Лады: как относился он к животным?
  2. Объяснение смысла заглавия: без пищи, без первого глотка собака могла погибнуть. Чтобы приучать к чтению «про себя» даю задание отметить доказательства, что Лада оживала понемногу: «подняла головку», «забила прутом», «жизнь заиграла». Эти наблюдения вносим в пересказ.
  3. Пересказ по частям с опорой на мысли, записанные на доске.

С первого класса приучаю детей к постановке перед собой маленьких аналитических задач и обращаться с вопросами к книге, к себе, к товарищам. Для этой цели использую следующие задания:

  1. Спроси о том, чего ты не понял;
  2. Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание отрывка (главы)?
  3. Поставь и свой вопрос о причине поступка героя;
  4. О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы;
  5. Что хотел бы ты выяснить (объяснить) при повторном чтении рассказа;
  6. Прочитай вопросы учебника, какого вопроса недостает?

Готовясь к урокам, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ребенок активно, творчески мыслил в течении всего урока. Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать. Например:

-Чей план из написанных на доске более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным, основным? Докажите. Чему можно научиться из этого рассказа?

Я стараюсь, чтобы дети могли в знакомом, по первоначальному чтению тексте, открывать что-то для себя новое, ранее незамеченное, сосредоточивали свое внимание на главном, важном. Это является хорошим средством достижения сознательного чтения.

Творческое умение ребенка – это, в сущности, способность сделать какое-то новое для себя открытие, пусть и незначительное и для кого-то не новое. Например, знакомясь с содержанием сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев», дети первый раз и не заметили, какой из братьев-месяцев оказался самым строгим к Падчерице. Затем, глядя на ее поведение и трудолюбие, и этот братец стал снисходительным и добрым к ней. А почему? Дети долго думали, искали слова, характеризующие каждого героя. А затем сделали вывод.

На каждом уроке чтения использую доску. Работа по совершенствованию навыка чтения предполагает выделение в новом тексте слов, которые по своему значению могут оказаться трудными для учащихся. Эти слова, как правило, выписываю на доске с графическими пометками, усвоенными детьми. На уроках чтения большую пользу в работе с текстами произведений оказывают вот такие опорные таблицы-задания.

Задание

  1. Прочитай стихотворение.
  2. Подумай, какие чувства автора в нем выражены? Чем можно объяснить эти чувства?
  3. Какими образными словами автору удалось выразить чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
  4. Подумай, какие картины можно нарисовать к этому стихотворению.
  5. Приготовься к выразительному чтению.

Задание

  1. Разбей рассказ на части. Мысленно нарисуй картину к каждой части.
  2. Озаглавь каждую часть. Запиши заголовок.
  3. Приготовься по плану связно пересказать прочитанное, используя яркие выражения из текста.
  4. Кратко перескажи прочитанное.

Задание

  1. Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.
  2. Попытайся представить прочитанное.
  3. дай свою оценку героям рассказа и событиям.
  4. Приготовься безошибочно выразительно читать, соблюдая паузы и ударения.

С большим интересом работают ребята над иллюстрированием художественных произведений. Такой творческой работой класс занимается тогда, когда текст изучен, «вычитан» ими. Дети внимательно читают текст «про себя», отмечая карандашом его части. Далее, отбираем существенное из каждой части, рисуется словесная картина, затем подбираем подпись к кадру. Потом дети рисуют иллюстрации к каждой части, коллективно выбираем наиболее удачный рисунок и подписываем его отрывком из произведения. Таким образом, у нас получается иллюстрированное произведение.

На уроках чтения ребята ведут тетради для записей, рисунков, мини-сочинений. Записи в тетрадях дисциплинируют учащихся, вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть более внимательными к чтению текста, к предложению, словосочетанию, самому слову. Обогащается словарь детей, т.к. незнакомое слово не только читается, но и записывается. К концу третьего года обучения в тетрадях можно увидеть рисунки с записями и картинки с любимыми стихами, и даже стихи собственного сочинения. Все это связано с душевными переживаниями, мыслями и чувствами ребенка. Поэтому большое значение я придаю работе над выразительным чтением. Для полноценного восприятия стихотворения дети должны проникнуться эмоциональным состоянием героя, почувствовать, пережит то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для младших школьников, потому, что их эмоциональная сфера, по данным психологов, развита недостаточно. Поэтому стараюсь разбудить, развить эмоции и чувства ребенка, добиться искреннего заинтересованного отношения к изучаемому тексту. Подготовка к выразительному чтению стихотворения – это, прежде всего, процесс поиска верной интонации чтения текста, т.е. поиска нужного темпа, тембра, силы и мелодики речи. Это процесс творческий, т.к. интонация рождается не на основе простого логического рассуждения, а на основе глубокого проникновения в содержание текста и яркого, зримого представления этого содержания в воображении исполнителя.

Работу начинаю с подготовки учащихся к восприятию произведения. Использую для этого некоторые сведения об авторе, поясняю значение слов, без понимания которых восприятие будет затруднено, использую беседу с опорой на личные наблюдения и опыт детей (например: экскурсия), а также такие виды искусства, как музыка и живопись.

После такой подготовки приступаем к первому чтению лирического произведения. Готовлюсь к выразительному чтению дома, отрабатывая на только правильность чтения, но и эмоциональность, чтобы в голосе был слышен вопрос, приказ, испуг, радость.

Следующий этап работы с текстом – проверка впечатлений. Для решения этой задачи использую беседу. Вот примерные вопросы:

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем? Что особенно запомнилось? Какие картины вы представили себе, когда слушали стихотворение? Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины?

Для того чтобы ученики внимательнее, глубже вчитывались в стихотворение, во время самостоятельной работы с текстом прошу отметить карандашом слова и выражения, значение которых детям непонятно. Обязательно вписываю их на доску, путем коллективного рассуждения ребята сами постигают значение слов.

Анализ стихотворения призван решить следующие задачи:

  1. способствовать пониманию учащимися текста произведения;
  2. углубить, расширить образные представления, возникшие в воображении учеников.

Решить эти задачи на уроке мне помогают следующие приемы:

  1. выборочное чтение отдельных строф, строчек;
  2. беседа – размышление по поводу прочитанного. Использую вопросы типа: какое настроение у вас возникает при чтении этих строк? Какие слова помогают автору создать такое настроение? Как вы понимаете смысл этого выражения? И т.д. Здесь же оперируем такими терминами, как: эпитет, сравнение, олицетворение.
  3. Прием стилистического эксперимента, суть которого состоит в искусственной замене авторского слова или сочетания слов другим, близким по смыслу словом или выражением, и в уяснении на основе сопоставления особой выразительности, точности, прелести поэтического текста. Так, перечитывая с учащимися первую строфу стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», прошу отыскать те слова, с помощью которых автор описывает раннюю осеннюю пору. Дети находят слова: первоначальная, короткая, дивная. Обращая внимание на последнее определение.

- Как вы понимаете его значение? Подберите к слову синонимы (восхитительная, прекрасная, замечательная, чудесная)

- Как вы думаете, почему Тютчев выбрал именно слово дивная? (это слово происходит от слова диво, т.е. чудо. Оно передает особое восхищение началом осени, подчеркивает, что это совершенно необыкновенная пора, в ней много чудесного. Кроме того, слово дивная более торжественно).

  1. Для развития видения, т.е. ярких образных представлений на основе читаемого использую прием иллюстрирования текста. Например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком… « и одноименная картина И.И. Шишкина. Анализ стихотворения имеет большое значение для выработки правильной интонации чтения стихотворения. Однако, для того, чтобы дети сумели по-настоящему выразительно его прочитать, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности. На этом этапе я использую следующие приемы:
  1. для работы над тембром речи – музыкальное иллюстрирование, беседа, направленная на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении;
  2. для работы над темпом речи – расстановка пауз (тактовых, фразовых, психологических, межстиховых;
  3. при постановке логических ударений в тексте ставлю перед детьми задачу: найти в каждой стихотворной строчке слова и сочетание слов, которые будем выделять голосом при чтении.
  4. И, наконец, своеобразный итог, завершение всей работы, праздник, концерт, конкурс на лучшее исполнение. Перед тем, как начать его, даю детям возможность самостоятельно поработать с текстом. Чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс.

Для того чтобы судить о результативности моей работы по формированию полноценного навыка чтения учащихся, ежемесячно я провожу отслеживание техники чтения. Данный мониторинг ведется по следующим параметрам: скорость чтения, выразительность, правильность, осмысление прочитанного. Определив состояние техники чтения, я вычерчиваю для каждого ученика индивидуальный график, где по горизонтали отмечаю даты проведения наблюдений, а по вертикали – количество слов, прочитанных за минуту. Кроме этого, на графике цифрой дополнительно фиксирую число ошибок, допущенных учащимися, цветом отмечаю выразительность чтения (кружок закрашиваю каким-либо цветом, например, красный кружок – чтение выразительное, синий - требуется работа над выразительностью, знаком «+» или (-) отмечаю осмысленность чтения, умение отвечать на вопрос, рассказывать о прочитанном). Индивидуальный график отражает темп и качество чтения ученика за 1 год.

Адучаева Эвелина, 4 кл, 2007--2008 уч. год

Этот индивидуальный график техники чтения показывает, что ученик относится к числу сильных учащихся. Его чтение соответствует нормативным требованиям первого полугодия. Чтение выразительно и осознанно. Ученик отвечает на вопросы, выделяет главную мысль, умеет пересказывать. Однако, ученик допускает ошибки при чтении. Для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником определяю качество ошибок (в окончании слов, повторы, постановка ударения и др.) Это можно сделать на обороте того же графика.

Подобная деятельность помогает мне не только стабилизировать технику чтения, но и улучшить ее, помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно начать план коррекции.

А как радуются дети, рассматривая график и убеждаясь, что он идет ввысь. Как они довольны, если уменьшилось число ошибок. Ведь это показатель их труда.

Но что делать с ребенком, который овладевает навыком чтения с трудом? На помощь мне приходит тот же график, только в этом случае я закладываю другую цену деления. Например, на графике, отражающем технику чтения ученика, умеющего быстро читать и постоянно повышающего этот уровень, цена деления будет равна пяти или десяти словам. А школьник, который не делает головокружительных успехов в чтении, получит свой график, на котором цена деления будет равна одному слову. Все это активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения. Если техника чтения не растет, применяю троекратный замер техники скорости чтения за одну проверку, или поощряю слабого, но старающегося ученика изменением цвета в кружке, характеризующем выразительность чтения (например, не закрашенный кружок означает «читает не выразительно, но старается»). Это и будет маленьким поощрением.

Итак, вооружившись графиком, я намечаю соответствующую работу с каждым учеником, стимулирую его продуктивную деятельность, подбираю методы и приемы, адекватные его потребностям, провожу беседы с родителями, привлекая тем самым к проблемам ребенка. Едва ли не первое родительское собрание – это собрание «О воспитании у детей интереса к чтению». На этом собрании организовываю выставку детских книг для ознакомления с ними родителей. Беседу с родителями строю таким образом, чтобы они имели представление не только о том, для чего ребенку необходимо в достаточной степени овладеть навыком чтения, но и как привить ребенку любовь к книге. Большую помощь мне в этом оказывают различные памятки для родителей, анализ некоторых психологических ситуаций в семье. Интерес к чтению развиваю не только на уроках чтения, но и во внеклассной работе. Провожу такие мероприятия, как: экскурсия в библиотеку, КВН по сказкам А.С. Пушкина, «Путешествие в Читай - город», игра-викторина «Наш любимый Буратино» и т.д. Кроме тетрадей по чтению, ребята ведут читательские дневники для внеклассного чтения. Эти дневники мы заводим с первого класса. Сначала они заполняются при помощи родителей, но постепенно ребята приучаются самостоятельно работать с ними. В читательских дневниках дети помещают рисунки к прочитанным книгам, выписывают понравившиеся мысли из прочитанного.

Литература

  1. ж. «Начальная школа», №8, 1994г. «Рекомендации к проведению речевых и фонетических зарядок в букварный период»
  2. ж. «Начальная школа», №11, 1994г., «Обучение динамическому чтению» из опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приёмы формирования развития навыков чтения младших школьников

В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Каждый урок должен внести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся, должен быть ...

Условия формирования полноценного навыка чтения.

От умения детей читать бегло, выразительно, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Однако читательские навыки сегодняш...

"Формирование и развитие навыка чтения младшего школьника".

Данная презентация знакомит с особенностями формирования навыка чтения младшего школьника. Собраны виды работ для улучшения навыка чтения, описаны причины трудностей при чтении....

Формирование навыков чтения младших школьников

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Как же сделать этот процесс увлекательным и интересным? Предлагаю несколько приемов работы по формированию навыков осоз...

Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"

Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала,  организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков....

Формирование полноценного навыка чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

В методической разработке раскрыты особенности овладения чтением умственно - отсталыми школьниками. О проведении  речевой зарядки на уроках чтения в начальных  классах. Перечислены виды упра...

Рабочая программа коррекционного курса «Оптимизации процесса формирования полноценного навыка чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями»

В настоящее время проблема успешного овладения полноценным навыком чтения, приобретение которого является одним из важных условий развития речевой культуры учащихся, вызывает огромный интерес н...