Здоровьесберегающие компоненты урока
статья по теме
Здоровьесберегающие компоненты урока
(из опыта работы учителя МБОУ СОШ № 2
г.Семикаракорска Стельмашовой Л.П.)
Урок имеет здоровьесберегающую направленность. Основанием для этого является гуманистическая основа выстраивания человеческих отношений между обучающимися, психобиогенная основа урока по принципу природосообразности, социогенная основа с опорой на личностные качества учеников.
Урок осуществлялся в условиях комфортности:
- санитарно-гигиенических: свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещения, подходящие по росту парты, расположения слабовидящих детей в соответствии с рекомендациями медиков, комфортный для человека уровень шума, использования видеоэкранных средств с учетом гигиенических правил;
- психологических: создание эмоционально положительного фона в обучении, общении; учет психического и физического здоровья учащихся; психологических особенностей класса; стимулирование мотивации на успешность в обучении; использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
Здоровьесберегающие компоненты на уроке:
1. Организованное начало урока (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока);
2. Чередование поз во время урока («Сидя-стоя»);
3. Ранжирование учебного материала по степени сложности, актуальности, новизны.
4. Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский. («Мини-конференция», «Минутка фантазии»).
5. Отражение в содержании урока вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни. («Минутка здоровья», «Психогимнастика»).
6. Гармоничное сочетание обучения – воспитания – развития в учебной деятельности.
7. Использование различных приемов: личностно-ориентированный (игра «Проблема на ладошке»), групповой («Метод думательных шляп»), работа в парах сменного состава («Музыкальная гостиная»).
8. Смена видов деятельности на уроке, логическая взаимосвязь с элементами здоровьесбережения.
9. Скрытые физминутки, имеющие определенную цель («Найди кружок под партой», «Представьте себя облаками» и т.д.).
10. Упражнения – энергизаторы. Упражнения «Оживлялки».
11. Офтольмотренаж («Бабочки на потолке», «Осенний листок»).
12. Отсутствие негативных суждений в адрес ребенка.
13. Спокойный темп завершения урока, рефлексия настроения («Букет настроения»).
14. Самооценка детьми своей деятельности на уроке не создает стрессогенную ситуацию («Горка»).
Использованная литература:
1. К.А. Орешкин «К здоровью через физкультуру», Москва, Медицина, 2009
2. В.И. Коваленко «Здоровьесберегающие технологии», Москва «Вако», 2008
3. Журнал «Здоровье школьника», 2011, статья «Секреты здоровья» стр. 71.
4. В.И. Коваленко «Методические материалы для уроков физической культуры», Москва, «Вако», 2009
5. А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, «Учебная литература», 2007
6. Т.П. Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе», Ростов-на-Дону, «Учитель» 2008
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_komponenty_uroka.docx | 46.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие компоненты урока
(из опыта работы учителя МБОУ СОШ № 2
г.Семикаракорска Стельмашовой Л.П.)
Урок имеет здоровьесберегающую направленность. Основанием для этого является гуманистическая основа выстраивания человеческих отношений между обучающимися, психобиогенная основа урока по принципу природосообразности, социогенная основа с опорой на личностные качества учеников.
Урок осуществлялся в условиях комфортности:
- санитарно-гигиенических: свежий воздух, проветренный класс, соответствующее освещения, подходящие по росту парты, расположения слабовидящих детей в соответствии с рекомендациями медиков, комфортный для человека уровень шума, использования видеоэкранных средств с учетом гигиенических правил;
- психологических: создание эмоционально положительного фона в обучении, общении; учет психического и физического здоровья учащихся; психологических особенностей класса; стимулирование мотивации на успешность в обучении; использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
Здоровьесберегающие компоненты на уроке:
1. Организованное начало урока (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила урока);
2. Чередование поз во время урока («Сидя-стоя»);
3. Ранжирование учебного материала по степени сложности, актуальности, новизны.
4. Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский. («Мини-конференция», «Минутка фантазии»).
5. Отражение в содержании урока вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни. («Минутка здоровья», «Психогимнастика»).
6. Гармоничное сочетание обучения – воспитания – развития в учебной деятельности.
7. Использование различных приемов: личностно-ориентированный (игра «Проблема на ладошке»), групповой («Метод думательных шляп»), работа в парах сменного состава («Музыкальная гостиная»).
8. Смена видов деятельности на уроке, логическая взаимосвязь с элементами здоровьесбережения.
9. Скрытые физминутки, имеющие определенную цель («Найди кружок под партой», «Представьте себя облаками» и т.д.).
10. Упражнения – энергизаторы. Упражнения «Оживлялки».
11. Офтольмотренаж («Бабочки на потолке», «Осенний листок»).
12. Отсутствие негативных суждений в адрес ребенка.
13. Спокойный темп завершения урока, рефлексия настроения («Букет настроения»).
14. Самооценка детьми своей деятельности на уроке не создает стрессогенную ситуацию («Горка»).
Использованная литература:
1. К.А. Орешкин «К здоровью через физкультуру», Москва, Медицина, 2009
2. В.И. Коваленко «Здоровьесберегающие технологии», Москва «Вако», 2008
3. Журнал «Здоровье школьника», 2011, статья «Секреты здоровья» стр. 71.
4. В.И. Коваленко «Методические материалы для уроков физической культуры», Москва, «Вако», 2009
5. А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, «Учебная литература», 2007
6. Т.П. Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе», Ростов-на-Дону, «Учитель» 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики «Двузначные круглые числа», (психологический компонент урока,характеристика универсальных учебных действий)
Анализ урока. Психологический компонент урока. Характеристика универсальных учебных действий детей...
"Дробь и её компоненты" урок математики в 4 классе УМК "Перспектива"
На уроке реализована технология системно-деятельностного обучения. Все этапы урока открытия нового знания выдержаны. Такое построение урока позволяет сформировать у обучающихся устойчивую систему мате...
Экологический компонент уроков русского языка
Краткий обзор возможностей уроков русского языка...
Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС
В этой статье рассказывается о современных подходах к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС...
«Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе младших школьников»
статья о сдоровьесбережении младших школьников...
Статья на тему: Здоровьесберегающий компонент развивающей среды в начальной школе
Статья для учителей...
« Здоровьесберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе»
Сегодня детские глаза практически с «пеленочного» возраста испытывают значительные зрительные нагрузки. Это и телевидение с круглосуточным показом мультфильмов, и компьютерные игры, и сото...