« Здоровьесберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе»
статья по зож (1 класс) на тему

Чернавцева Людмила Геннадьевна

Сегодня детские глаза практически с «пеленочного» возраста испытывают значительные зрительные нагрузки. Это и телевидение с круглосуточным показом мультфильмов, и компьютерные игры, и сотовые телефоны с планшетами, без которых современные дети не представляют своей жизни. Плюс школа. Получается, что детские глазки отдыхают только во сне. Для детской зрительной системы это тяжеловато и чревато различными проблемами со зрением.  За здоровьем школьников дома должны следить родители, в школе – учителя. Это не значит, что учитель должен заниматься лечением ребенка, но он должен выстроить урок так, чтобы у детей была небольшая передышка.Проводится физминутка обычно на 20-й минуте урока. Она включает упражнения для глаз, спины и рук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx486.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

               МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 « Здоровьесберегающие компоненты учебного процесса в начальной школе»

                                                                     

                                                         Подготовлены:  педагогом- психологом  

                                                          МБОУ СОШ №8    Чернавцевой Л.Г.

                                               

Введение  

   Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи- сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.

От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

Поэтому одним из обязательных условий организации урока являются  физминутки.

Физминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности, это необходимый элемент в здоровьесберегающей деятельности учителя.

Продолжительность физминуток не менее 1,5 – 2 минут каждая.

В 1 классах проводятся 2 физминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока.

Физкультминутки проводятся в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный тон.

Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.

По содержанию физминутки способствующие снятию локального утомления различны и предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости. Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.

В состав упражнений для физминуток входят:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укреплению мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • психогимнастика,
  • дыхательная гимнастика.

Физкультминутки можно отнести к следующим видам:

по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.

Классификация физминуток.

Физминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физминутки.

Оздоровительные физминутки.

Танцевальные.

Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

Ритмические.

В отличие от танцевальных, движения в ритмических физминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физминутки выполняются под счет.

Гимнастика для глаз.

Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет, поэтому у меня в классе висит зеленый круг из картона и дети выполняют упражнения с его помощью, например можно сфокусировать зрение на круге или дорисовать лепестки (взаимодействие с пальчиковой гимнастикой). Можно глазками посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать круг или первую букву своего имени. Любимое упражнение детей “Сладкий сон” – дети засыпают под счет от 1 до 10 и под обратный счет просыпаются, сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

Пальчиковая гимнастика.

Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Сюда можно отнести упражнения “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.

“Двойные рисунки”– рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.

“Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино,

“Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

“Салютик”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, “Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.

Физкультурно-спортивные физминутки.

Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.

 Два – нагнуться, потянуться.

 Три – в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка.

Подвижные игры

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.

Двигательно-речевые физминутки.

В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным,

“Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д. “Сгибание стопы” – упражнение, отвечающее за речь и язык. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения.

А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков.

Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Ветер тихо клен качает,

 Вправо, влево наклоняет.

 Раз – наклон и два – наклон!

 Зашумел листвою клен! (Дети показывают и изображают шум листьев)

Когнитивные.

Дидактические игры с движениями.

Например, при показе иллюстрации или названии предмета дети выполняют определенные упражнения. Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте, “Зверь-птица-рыба”

Двигательные действия и задания.

Физминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”

Развивающие игры.

Игры на развитие познавательных процессов, памяти, воображения, внимания, нахождения различий, сравнения, объединения в целое, выделение противоположностей. Упражнение “Покажи фигуру”, например: “Круг какой? А квадрат какой?” – дети показывают, игры “Летим – плывем” – соотнесение действия с изображенным предметом, “Большой – маленький”.

Психогимнастика.

Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.

Креативные.

Гимнастика ума.

Использование игр для развития, логического мышления, воображения, восприятия, памяти, внимания, познавательных процессов умения принимать решения. Это могут быть мини-викторины, кроссворды, загадки, ребусы. Гимнастика ума также включает в себя упражнения для улучшения мозгового кровообращения – это двигательные действия (наклоны и повороты головы) + дыхательная гимнастика.

1. И.п – стоя или сидя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.

2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.

В ходе упражнений происходит механическое воздействие на стенки сосудов, повышение их эластичности, расширение сосудов головного мозга и усиление мозгового кровообращения, облегчение и интенсивность умственной деятельности.

Необычные движения.

Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.

Сюжетно – ролевые игры.

Сюжетно-ролевые игры вводят детей в мир взрослых.

Чаще всего физминутки проводятся в стихах.

Например: “Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.

Потянулись, наклонились, хорошо мы потрудились!”

Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам, например: “Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется”…

“Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения с зрительного аппарата и мышц шеи.

И.п.– захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

Пальчиковая гимнастика.

Любые креативные упражнения на мелкую моторику. Рисование различных предметов в воздухе, на парте, в тетради.

Хочу предложить вашему вниманию один день из школьной жизни. В зависимости от предмета и на каком уроке проводится физминутка, я подбираю упражнения для ее проведения. К пятнице у детей работоспособность понижается, поэтому я использую по две физминутки на уроках русского языка и математики.

Каждый день перед уроками проходит утренняя гимнастика, которая стимулирует детей к работе, задает положительный эмоциональный тон. Упражнения “Перекрестные прыжки”, “Вращение шеи”, которые дети выполняют под музыку, улучшают зрительно-моторную координацию, синхронизируют работу полушарий головного мозга.

1-й урок – русский язык.

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают ее пальцами. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.

Поэтому  выбираем для данного урока пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и двигательные действия, направленные на определенную группу мышц и включаем в урок упражнения: “Ленивые восьмерки”, “Пальчики замерзли”, а также физминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук: “Мельница”, “Веселые хлопки”– и.п.– стоя. Руки в стороны, ладони кверху. Переводим правую руку к левой с хлопком, одновременно с поворотом туловища налево. То же в другую сторону.

2-й урок – математика.

На уроке математики выбираем упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти, нахождения различий, объединения в целое – это гимнастика ума, развивающие и подвижные игры и включаю в этот урок упражнения: “Какая это фигура?” – учитель называет фигуру или показывает, дети встают, если фигура имеет углы, делают столько прыжков – сколько углов у фигуры, садятся, если углов нет. Игра с мягким мячом, которая подобрана на закрепление материала по теме: “Счет в пределах 10”. Игра на развитие мышления, внимания, координацию движений.

Ученик спрашивает: “Максим, сколько будет 7–2?” – и бросает ему мяч. Максим ловит мяч, отвечает и другому ученику задает пример, производя те же действия.

3-й урок – литературное чтение.

На данный урок подбираем  упражнения на снятие напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи, которые особо напрягаются при длительном сидении и чтении, на расслабление голосовых связок – дыхательную и артикуляционную гимнастику, психогимнастику, гимнастику для глаз. Это упражнения: “Сова”, “Энергетическая зевота”, “Сладкий сон”, “Надуй шарик”.

4-й урок – окружающий мир.

На последнем уроке проводим пантомимическую гимнастику и дидактические игры с движениями, которые дают учащимся расслабиться, продлить “оптимум” работоспособности, стимулируют деятельность нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимают утомление. И включаем в урок упражнения: “ Подражание животным”, “Зверь-птица-рыба” – при показе иллюстрации дети изображают животных,

“Линия роста” – дети показывают, какими они были маленькими, как постепенно растут и какими вырастут.

Каждая из перечисленных физминуток может использоваться на любом уроке, однако целесообразнее проведение пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз на уроках письма или при проведении письменных работ, также гимнастику для глаз, дыхательную, артикуляционную, пантомимическую и психогимнастику лучше проводить на уроках чтения и других устных предметах. Гимнастика ума, игры на развитие логического мышления, памяти, воображении, двигательные действия и задания чаще проводятся на уроках математики. Общеразвивающие упражнения, ритмические и танцевальные проводятся на любом уроке из творческого цикла – технология, ИЗО, музыка, а также используются при проведении утренней гимнастики. Двигательно-речевые физминутки полезно проводить в комплексе на 25 минуте 4 урока, чтобы дать возможность учащимся расслабиться и активизировать себя к дальнейшей работе, дать возможность ребенку работать в радость, а не на пределе своих возможностей.

Уважаемые педагоги! Не забывайте, что физкультминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности!

Физминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более легким и радостным. Каждый учитель должен помнить, что физминутка на уроке должна быть непродолжительная, не должна утомлять детей и просто должна быть!

 Дифференцированное обучение  позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса, не торопят ученика, дают время на обдумывание, подготовку. Не торопят, не подгоняют ребенка, создают условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Нашим учителям свойственен демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям.  

Наши педагоги считают, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

Поэтому  учителя начальных классов, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Каждый учитель  продумывает приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся,  идет в класс с системой логически выстроенных вопросов, старается прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы.

Среди учителей часто применяется игровая технология. Широко используют  в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках.

 Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Используют учителя методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопания в ладоши.

Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» учитель предлагает во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Систематически в процессе обучения в начальных классах  в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, с работниками районной больницы, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Много проходит праздников, на которых  решаются задачи  формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия : «Мама, папа, я – спортивная семья», Неделя спорта, конкурс  «Лучший спортивный класс».

Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. Педагоги проводят мероприятия, классные часы по темам программы, используя различные методики . Они знакомятся с основными принципами организации здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеется, что каждый учитель начальных классов нашей школы будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

  Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики

Справка:

  Бимануальное О. (от лат. bis — дважды + manus — рука) — осязание 2 руками. Обладает рядом преимуществ: больший объем осязательного поля, большая скорость ощупывания, большее разнообразие сопряженных ощупывающих движений, позволяющее оптимизировать стратегию восприятия, расширить возможности восприятия пространственных отношений между предметами. Для бимануального О. характерно разделение функций рук: одна выполняет функцию опоры или нач. отсчета, др. — собственно ощупывания; при этом циклически происходит смена рук, что обеспечивает взаимный контроль и коррекцию осязательных сигналов. Если разделение функций рук искусственно снимается (обе руки синхронно выполняют одну и ту же функцию — ощупывание), то целостный осязательный образ ощупываемого предмета не формируется. При восприятии предметов (или их элементов), расположенных симметрично относительно сагиттальной плоскости тела, ощупывающие движения обеих рук синхронны; при восприятии предметов (или их элементов), расположенных асимметрично, — асинхронны. Чередование синхронных и асинхронных сопряженных ощупывающих движений — необходимое условие различения и сравнения объектов восприятия (и их элементов). Бинуальное О. необходимо при формировании пространственных представлений, в особенности таких, как представление о симметрии.

Долгосрочные цели:

  • научиться “видеть” руками;
  • развитие сенсорной культуры;
  • развитие осязательной чувствительности и мелкой моторики;
  • формирование предметных и пространственных представлений;
  • развитие бимануального осязательного восприятия;
  • развитие творческих способностей.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование навыков ориентирования на плоскости;
  • способствовать развитию тонкокоординированных движений;
  • развитие тактильных, вибрационных, болевых ощущений;
  • развитие сосредоточенности, внимания;
  • способствовать развитию опосредованного осязания;

формирование пространственного образа.

Оборудование и приспособления: тифломагнитофон, шестигранный карандаш, грецкие орехи, технологическая карта, читающая машина “Инфа-100”.

Материалы и инструменты: 16 бумажных полос длиной 70см, шириной 2-4см двух цветов (8+8), ножницы, карандаш, линейка.

План занятия

I . Организационный момент

Приветствие.

Разминка.

I I . Основная часть занятия. Практическая часть

Задание 1. Коррекционно-развивающая игра “Рисование резиночками”.

Задание 2. Деревянный конструктор.

Задание 3. Согласно технологической карте выполнить корзиночку в технике плетения. (см. Приложение 1)

I I I . Итог занятия

Заключительная часть.

Выполнение упражнений по методике Йосиро Цуцуми.

Ход занятия

I . Организационный момент

1. Сообщение долгосрочных целей и темы:

- главная цель нашего курса занятий – научиться “видеть” руками, поэтому все задачи, которые мы решаем на занятиях, способствуют достижению поставленной цели;

- мы продолжаем работать по теме: Изготовление изделий из различных материалов и конкретно сегодня изготовим корзиночку из бумажных полос в технике плетения, но прежде, чем приступить к этой работе подготовим свои пальчики и настроимся в целом на эту работу.

2. Разминка:

Постоянно пребывая в напряжении, мы устаем. Силы наши тают, производительность учебного труда падает, здоровье ухудшается. Постепенно развивается хроническая усталость. С усталостью тоже можно бороться. Поэтому занятие начинаем с упражнения, которое снимает напряжение:

Упражнение для снятия стресса, напряжения

Поместите орех на запястье руки со стороны ладони (под мизинцем), как показано на <Рисунке1> [1]. Ладонью другой руки слегка нажимайте на орех и делайте им круговые движения в течение трех минут

Выполним разминку, которая представляет собой самомассаж кистей и пальцев рук (5 упражнений):

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки, <Рисунок 2>. Затем положение рук меняется.

 

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий, <Рисунок 3>.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз, <Рисунок 4>.

 

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев <Рисунок 5>.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем, поперек <Рисунок 6>.

I I . Основная часть занятия. Практическая часть

Задание 1

“Рисование резиночками” - провести осязательное обследование предложенного предмета (настольная лампа). Затем с помощью резинок изобразить этот предмет на плоскости.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование приемов осязательного обследования;
  • совершенствование навыков ориентирования на плоскости;
  • формирование пространственного образа.

Задание 2

Деревянный конструктор – провести осязательное обследование предмета, собранного из деревянного конструктора. Затем разобрать его и собрать в прежнем виде. С какой целью мы это выполняем? Чтобы решить несколько задач.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование приемов осязательного обследования;
  • формирование пространственного образа;
  • развитие координированных движений.

Задание 3

Изготовить корзиночку согласно технологической карте

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование навыков ориентирования на плоскости;
  • способствовать развитию бимануального осязания;
  • способствовать развитию тонкокоординированных движений;
  • способствовать развитию слухового восприятия.

III. Итог занятия

1. Заключительная часть

Какие задачи мы ставили на сегодняшнем занятии?

Способствовали мы достижению этих задач?

2. Упражнения под инструментальную музыку (по методике Йосиро Цуцуми выполняем 4 упражнения для укрепления и сохранения здоровья) [1].

Гимнастика для пальцев и ладони по методу Йосиро Цуцуми

Упражнения необходимо выполнять по три раза каждый день в течение полугода.

1. Сгибание пальцев вперед.

а) Делая вдох через нос, сложите ладони вместе на высоте глаз перед собой <Рисунок 7>.

б) Выдыхая через рот, пальцы правой руки опустите приблизительно до основания пальцев левой руки, а пальцы левой руки согните, “захватив” сверху кончики пальцев правой руки <Рисунок 8>.

в) Вдыхая через нос, разогните пальцы левой руки, спустите их до основания пальцев правой руки, а пальцы правой руки согните, “захватив” пальцы левой руки <Рисунок 9>.

 

Сгибайте и разгибайте пальцы левой и правой рук 15 раз. Темп дыхания при этом будет несколько убыстренным. Движения должны быть плавными.

2. Прогибание пальцев.

а) Сложите руки перед грудью и дышите нормально <Рисунок 7>.

б) Сделайте вдох. Не отрывая ладоней, друг от друга, раздвиньте пальцы как можно шире, а локти, разведите в стороны <Рисунок 10>.

в) Разведите ладони так, чтобы соприкасались только кончики пальцев <Рисунок 11>

г) Сделайте через рот быстрый выдох и прижмите пальцы обеих рук друг к другу. На вдохе снова разъедините пальцы, оставляя, лишь их кончики плотно прижатыми друг к другу. Повторите эту часть упражнения 10 раз.

д) А теперь разверните ладони так, чтобы кончики пальцев смотрели не вверх, а по направлению к вам <Рисунок 12>. И 10 раз повторяйте движение, как указано в пункте г). Выполняя это упражнение, прогибайте пальцы “до отказа” и старайтесь дышать ритмично.

 

3. Сгибание и разгибание пальцев.

а) Поднимите руки ладонями к себе <Рисунок 13>.

б) Выдохните весь воздух и задержите дыхание. Затем, вдыхая через нос, сгибайте пальцы — все десять по порядку. Начните с большого пальца правой руки, сгибайте указательный, средний, безымянный, мизинец, далее - мизинец левой руки, безымянный, средний, указательный и закончите большим пальцем левой руки <Рисунок 14>.

в) После того как вы согнули все пальцы, начинайте разгибать их, выдыхая через рот. Это упражнение нужно повторить минимум 10 раз. Представьте себе, как ритмично набегают волны на берег — тщательно сгибайте и разгибайте каждый палец.

4. Круговые движения орехами.

а) Возьмите два ореха, положите их между ладонями и делайте вращательные движения. Прилагайте усилия, прижимая орехи к ладоням <Рисунок 15>.

 

б) Положите орехи на тыльную сторону правой руки, накройте ладонью левой руки. Делайте вращательные движения, с усилием прижимая орехи. Затем поменяйте руки <Рисунок 16>.

в) Возьмите в каждую ладонь по два ореха и вращайте их одновременно. В правой ладони - по часовой стрелке, в левой — против часовой стрелки <Рисунок 17>.

  Упражнение с орехами снимает недовольство, состояние раздражения, предотвращает старение мозга и способствует долголетию. Многоточечное раздражение с применением орехов оказывает гораздо больший эффект, чем традиционное простое раздражение.

Литература:

Йосиро Цуцуми. Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. Краснодар. Советская Кубань”. 1994.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.:ООО “Издательский Дом “Кристалл”, 2000.

Узорова О.В. Игры с пальчиками. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя начальной школы Калугиной Т.Г. Охранительный педагогический режим учебного процесса в начальной школе.

Статья Калугиной Т.Г. содержит практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. .В их основе - многолетний опыт работы учителя  с детьми с особыми о...

Информатизация учебного процесса в начальной школе

Статья раскрывает основные правила и требования к применению ИКТ  в начальной школе...

Информатизация учебного процесса в начальной школе

Презентация раскрывает основные аспекты использования ИКТ в начальной школе...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе в начальной школе

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья учащихся актуальна.И хотя традиционно считается, что основная задача школы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО - КОНСТРУКТОРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья поможет учителю начальных классов использовать конструктор ЛЕГО на уроке...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО (статья для выступления на РМО)

Чтобы успешно учиться - нужно иметь хорошее здоровье.  Здоровый ребёнок  успешно адаптируется в социальной среде, нормальный рост и гармоничное развитие во многом определяются средой, в кото...