«Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе младших школьников»
статья по зож на тему
статья о сдоровьесбережении младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе младших школьников»
МБОУ СОШ № 81 г.о. Самара
учитель начальных классов
Ларина Елена Николаевна
Здоровье – это богатство, которое мы получаем один раз в жизни, а тратим — всю жизнь
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее и мы за это будущее в ответе. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является важнейшей и приоритетной задачей нашего общества.
«Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.» [1-8 с.] ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Здоровьесбережение школьников - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающая среда в образовательном процессе создаётся в системе использования здоровьесберегающих компонентов на уроках.
Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для самореализации творческого потенциала моих учеников, обеспечение благоприятной воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности. Создание наиболее благоприятных условий для сохранения и совершенствования психического и физического здоровья детей.
Представляю некоторые здоровьесберегающие компоненты, которые можно использовать на уроках для создания здоровьесберегающей образовательной среды.
- Начинаем занятия с утренней гимнастики с музыкальным сопровождением, которая проводится ежедневно перед первым уроком с 8.00-8.10. Гимнастика до учебных занятий, решает воспитательные и оздоровительные задачи. Коллективное выполнение физических упражнений до начала занятий дисциплинирует, организует, сплачивает обучающихся, повышает их работоспособность.
- Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки проводятся с учетом специфики предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаем:
∙ упражнения для формирования правильной осанки;
∙ упражнения для укрепления зрения;
∙ упражнения для укрепления мышц кистей рук;
∙ упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
∙ релаксационные упражнения для мимики лица (И.В.Чупаха);
∙ упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
∙ упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.
- Большое внимание я уделяю обучению правильной посадке. Не нужно требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока (Чередование поз во время урока «Сидя- стоя»)
- Необходимы разные формы организации деятельности учащихся на уроках:
- работа в парах сменного состава;
- работа в группах (как статическая, так и подвижная);
- фронтальный опрос;
- использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников;
- хлопанье в ладоши;
- использование сигнальных карточек различного цвета.
- На уроках математики используются игры на внимание ( Карлики- великаны», «запрещённое движение» и т. д.)
- В середине учебного дня проводим динамические паузы, в ходе которых учащиеся совершают прогулки и игры в коридоре или на свежем воздухе.
С учениками на перемене после третьего урока проводятся игровые упражнения на развитие компонентов учебной деятельности и поддержания психологического комфорта в процессе обучения.
Поскольку с помощью игр происходит переключение с одного вида деятельности (учебные занятия) на другой (игровые упражнения) – то это способствует повышению продуктивности последующей учебной деятельности, укреплению здоровья, восстановлению работоспособности, улучшению психоэмоционального состояния младших школьников.
- . Одна их самых частых патологий у школьников – нарушение остроты
зрения. Упражнения, способствующие укреплению мышц глаза проводятся в виде игры.
Филин (закрыть глазки на 3-4 секунды, затем широко раскрыть и смотреть вдаль и не моргать)
На уроках я использую тренажеры для глаз доктора В.Ф.Базарного. Схема – тренажер находится на стене. Обычные круги и восьмерки использую для разминки и укрепления мышц глаз. Глаза детей отдыхают, пробегая несколько раз по разноцветным линиям в разных направлениях. (Образец тренажера В.Ф.Базарного)
Одновременно дети делают движения и головой, и туловищем, и шеей, что позволяет одновременно делать гимнастику для этих частей тела. При постоянном выполнении этих упражнений с начала обучения в школе в моем классе наблюдается остановка роста снижения зрения у детей.
8. На многих уроках (русский язык, математика) учащимся приходится много писать. Делаем пальчиковую гимнастику
9. Снять утомление помогает упражнение:
Лягушка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо – влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
10. Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Можно выполнить такие упражнения, как «Дыхание животом», «Шарик»
Опыт работы показывает, что использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе позволяет:
- успешно конструировать и проводить уроки с учётом требований здоровьесберегающей педагогики;
- повышать эффективность урока, делать его более интересным, занимательным, познавательным за счёт использования здоровьесберегающих технологий;
-сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся;
-сохранить высокую работоспособность учащихся во время учебной деятельности;
отодвинуть утомление и исключить переутомление школьников;
-создать условия для самореализации личности учащихся;
-создать устойчивый положительный эмоциональный фон в классе.
Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Внедрение в обучение здоровьесберегающих компонентов ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.
Список литературы:
- К.А. Орешкин «К здоровью через физкультуру», Москва, Медицина, 2009
- Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».
- В.И. Коваленко «Здоровьесберегающие технологии», Москва «Вако», 2008
- Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе.
- Журнал «Здоровье школьника», 2011, статья «Секреты здоровья» стр. 71.
- Львова И.М. Физкультминутки.
- В.И. Коваленко «Методические материалы для уроков физической культуры», Москва, «Вако», 2009
- Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста «Начальная школа».
- А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников», Самара, «Учебная литература», 2007
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО.
- Т.П. Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе», Ростов-на-Дону, «Учитель» 2008
- Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.
- Халемский Г.А. Школа – территория здоровья
- Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников
В статье рассматриваются вопросы здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников выполняют ведущую роль, с целью оптимизации образовательного процесса по критерию сохранения и укрепления физического и психическог...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Использование здоровьесберегающих технологий с использованием ИКТ в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творч...
Доклад на тему: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ в учебном процессе младших школьников»...
Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса младших школьников
Методическая тема по самообразованию...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
laquo;Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка– … это, прежде всего, забота о гармонической полнотевсех физических и духовных сил, ивенцом этой г...
Доклад на тему: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассмат...