ФГОС: опыт работы в 3 классе
статья по теме

На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС НОО выбрали УМК «Школа России». Развитие личности в системе образования обеспечивается, пржде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_opyt_raboty_v_pilotnom_klasse.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Донецкое»
Переволоцкого района Оренбургской области

461292 с. Донецкое Переволоцкого района Оренбургской области

 8(35338)25-5-76 E-mail: truninatanj@mail.ru


ФГОС: опыт работы

в 3 классе

(учитель начальных классов Трунина Татьяна Николаевна )

2012


         

                                                        Задача современной образовательной   системы –

                                                         не напичкать ученика  фундаментальными

                                                         знаниями, а сформировать навыки

                                                         успешной социальной адаптации, способности

                                                         к  самообразованию...

                                                                                                      А.М. Кондаков

   

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

 Год назад наша школа, МБОУ «СОШ с.  Донецкое», активно включилась в изучение, а затем и в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического  потенциала образовательного учреждения. Возможность апробации условий введения ФГОС второго поколения на базе школы  была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом совете, педагогическом совете.

На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС НОО выбрали УМК «Школа России».

УМК "Школа России " и системно-деятельностный подход, лежащий в её основе, полностью соответствует всем требованиям, заложенным во ФГОС второго поколения.

С  внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя  должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В основу моей деятельности в апробации стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении  с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой  образовательного  и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая  организацию  усвоения, то есть умения учиться.

Кроме того,  программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта  к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.  И оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения учащихся.

Что сделано мною  в данном направлении за 2011- 2012 учебный год?

В начале учебного года в  классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система  работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась  целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.

Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов , типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы  изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.

  Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:

 – планирование                                         – план корректировки

 – формирование                                        – подбор заданий

 – диагностика                                            – рефлексия

Так, например, для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов учащихся  класса с приложением листа в виде рисунка со снеговиками

За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для самооценки, приложение с   условными обозначениями: Красный – «У меня получилось!»; Желтый – «Внимательным надо быть!»; Зеленый – «Надо стараться!»; Синий – «Надо тренироваться!»

После выполнения контрольных заданий дети постепенно раскрашивали своих снеговиков и делали соответствующие выводы. Новогодний праздник все встречали с прекрасным настроением.

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью  всех уроков в  классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры», а также  смайлики с фразами, написанными на стенде в классе.

Как я уже говорила, ФГОС НОО в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты, поэтому в конце полугодий в  классе с целью выявления личностного развития  были проведены проверочные работы  в сборнике измерительных  материалов под названием «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования», в которых     использование технологии дифференцированного обучения даёт возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Система дифференцированных заданий представляет учащимся пространство для самостоятельного выбора заданий и определения деятельности адекватно уровню своей подготовленности.

Кроме того,  для отслеживания качества обучения  отдельных предметов( русский язык, математика, литературное чтение, ОМ), использовался Мониторинг, при создании которого мы исходили  из требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется  личностным, метапредметным и предметным результатам.  Методика отслеживания (Инструментарий) уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, тесты.

По итогам мониторинга была составлена  диаграмма, в которой четко прослеживаются результаты освоения основных образовательных программ по ФГОС второго поколения

Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому надо использовать различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности  на родительском собрании решили   создать для учащихся  « Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности. т.к. в нем отражены достижения  учебной деятельности.

Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу  известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

По результатам первой ступени обучения мы представляем себе такого выпускника начальной школы: это

  1. ученик, обладающий исследовательским интересом,
  2. коммуникативностью,
  3.  ответственностью,      
  4. имеющий  навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Опыт первого года апробации условий введения ФГОС второго поколения позволил нашей школе сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения необходимо, ведь Стандарты второго поколения – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

В новом учебном году  продолжим  реализировать ФГОС НОО второго поколения. В своей работе как и в любом новом начинании  я не испытываю определенные затруднения, и здесь не последнюю роль сыграло самообразование и  желание по отношению к обучающимся, а именно:

«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС: опыт работы в пилотной школе

В данном материале отражена работа учителя начальных классов за текущий год в рамках апробации введения ФГОС НОО второго поколения...

ФГОС: опыт работы в пилотной школе

В данном материале отражена работа учителя начальных классов за текущий год в рамках апробации введения ФГОС НОО второго поколения...

Информационные технологии и ФГОС: опыт работы с первоклассниками.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0...

Формирование исследовательской компетенции младших школьников в рамках ФГОС. Опыт работы.

Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями.  Задача образования: в информационном обществе – воспитать ученика, обладающ...

Реализация ФГОС: опыт работы учителя начальных классов

Как повысить готовность учителей к работе по новым ФГОС? Что мешает и что может помочь применить деятельностный подход на уроках? Почему переход от имитации к реаль...