Выступление на МО "Современный урок"
статья на тему

 

С

Современный урок

 

«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроке» 

                                                                Конаржевский Ю.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_urok.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок

«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроке»  

                                                                Конаржевский Ю.А.

Сам по себе урок остался прежним:

  1. Цели
  1. обучающие – создать условия для усвоения и понимания решения учебных задач, организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;
  2. развивающие – создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной компетентности;
  3. воспитывающие – воспитывать чувство ответственности каждого школьники за собственную деятельность, за деятельность всего класса.
  1. Главное в содержании учебного материала:
  1. ориентация на личностное развитие и саморазвитие ученика;

  1. опора на субъектный опыт ученика;

  1. выделение главного, существенного (главная идея, основные понятия) в содержании;

  1. формирование интереса (мотивации) к усвоению предлагаемого содержания;

  1. формирование ключевых компетенций, метапредметных знаний;

  1. ориентация на межпредметную координацию учебного материала и т.д.

  1. Формы обучения – коллективная, групповая, индивидуальная.
  2. Методы обучения – словесные, наглядные, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-результативный, проблемно-сообщающий.
  3. Средства обучения – учебники, тетради, карточки, схемы, таблицы, ИКТ…
  4. Рефлексия — это:

  1. условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил ее;
  2. выявление и уточнение результатов деятельности на уроке;
  3. осознание способов деятельности;
  4. время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется;
  5. определение своих образовательных приращений как учеником, так и учителем;
  6. проектирование дальнейших планов и программ;
  7. осмысление в целом проделанной на уроке работы, самоанализ, самооценка.

Я работаю по УМК «Перспектива».  Научный руководитель  - Л.Г.Петерсон.  Основа   - системно-деятельностный метод обучения.

В основе которого лежат следующие принципы:

  1. принцип деятельности –ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам, сознаёт при этом их содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений ;
  2. принцип непрерывности;
  3. принцип целостности;
  4. принцип минимакса;
  5. принцип психологической комфортности;
  6. принцип вариативности;
  7. принцип творчества.

Структура урока математики

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Первичное закрепление проговариванием во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Включение в систему знаний и повторений.
  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Приведу пример урока математики в 1 классе.

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: Масса

Основные цели:

  1. Формировать представление о массе тела; выявить зависимость между результатом измерения массы и величиной мерки; познакомиться с различными видами весов, единицами измерения массы.
  2. Формировать умение измерять массу с помощью чашечных весов, решать задачи на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.
  3. Актуализировать представления о понятиях «величина», «мерка», тренировать вычислительные навыки в пределах 9.
  4. Воспитывать культуру общения  и познавательного интереса к математике.

  1. Мотивация к учебной  деятельности

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- Сегодня у нас урок «открытия» нового знания,

- Чем мы будем заниматься?

- Начнём с повторения необходимых знаний.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения пробного учебного действия

1. Актуализация понятий «величина», «длина»,  «мерка», умения измерять длину с помощью линейки

- На ваших партах есть карточки. Какое задание можно выполнить. (Измерить отрезки, сравнить по цвету, по длине)

- Что такое длина? (Это протяжённость предмета)

- Что такое величина? (Это свойство предметов, которое можно измерить, сравнить)

- Почему длина называется величиной? (Длину можно измерить, сравнить, …)

- Как мы можем измерить отрезки?

( Измерить по линейке, результаты сравнить)

- Измерьте длину отрезков в см и сравните отрезки

ВЫВОД

2. Формирование представления  о понятии «масса».

- Рассмотрите 2 пакета (коробки). Что можно о них сказать?

- Сравним эти предметы, используя изученные свойства предметов.

Есть свойство предметов, которое мы не можем увидеть. Чтобы обнаружить это свойство надо взять предметы в руки. (Один из учащихся выходит, берёт в руки – делает вывод: один из предметов тяжелее другого)

- Что мы будем изучать?

- Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется МАССА.

Какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? (ВЕСЫ)

 (Учитель ставит коробки на чашечные весы)

- Какая коробка тяжелее? (Та, которая находится на нижней чаше весов)

- Какая коробка легче? (На верхней чаше)

Виды весов.

№ 1 стр.6

- учащиеся объясняют  

ФИЗМИНУТКА

Значит, масса это величина – т.к. предметы можно сравнивать по массе с помощью знаков < = >

3. Пробное действие.

- Масса – величина, значит, её можно измерить.

- Предлагаю вам выполнить новое задание: определить массу ……

- Ваши результаты.  

- Объясните, как определили  массу? ( Не можем)

III.   Выявление места и причины затруднения.

- Что же делать?

- В чем  возникло затруднение? ( Мы можем определить какой из предметов тяжелее, но не можем измерить массу предмета)

- Почему у нас возникло затруднение? (У нас нет способа измерения массы предмета).

IV.   Построение проекта выхода из затруднения.

Определим цель нашей работы

  1. открыть способ измерения массы предметов,
  2. познакомиться с единицами измерения массы,
  3. научиться решать задачи на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.

- Что нам поможет открыть новое? ( правило измерения длины отрезков)

- Как  мы измеряли длину отрезков? (С помощью линейки, мерки)

- Значит, нам необходим инструмент и мерка. Какой инструмент помогает определять массу предметов? (ВЕСЫ)

V.   Реализация построенного проекта.

  1. Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах.

Один из учащихся озвучивает правила работы в группах, которые были согласованы раньше. Например, в каждой группе должен быть ответственный, каждый имеет право высказаться, остальные должны внимательно выслушать и понять. Если есть несогласившиеся, они могут высказать свое мнение. Ответственный назначает, кто будет представлять результат группы.

- Что нам необходимо сделать? (измерить массу предмета с помощью весов)

  1. Итак, работаем в группах.

Каждая группа получает необходимое оборудование. Учащиеся работают по группам. В случае возникновения затруднений, учитель организует подводящий диалог:

  1. Как устроены весы? (Эти весы с двумя чашечками.)
  2. Как ими пользоваться? (На одну чашу весов нужно положить наш предмет, на другую нужно укладывать мерки (гирьки) до тех пор, пока чаши весов не будут на одном уровне.)

Один из учащихся на рабочем столе учителя выполняет соответствующие действия.

  1. Какова масса …….?

Учащиеся озвучивают результат измерения.

По окончанию работы групп, проводиться защита проектов. Одним из вариантов работы может быть представление результатов одной только группы, остальные группы дополняют сказанное. В случае выявления ошибок, проводиться коррекционная работа.

Вариант защиты:

- Мы положили на одну чашу весов ….., а на другую стали укладывать мерки. Это делали до тех пор, пока чаши не оказались на одном уровне. Таким образом, мы определили массу ….. Наш вывод: чтобы измерить массу, надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят измеряемый предмет.

  1. Какой вывод получили другие группы?

В случае выявления несоответствия, учитель проводит коррекционную работу.

  1. Сформулируйте способ.
  1. Положить предмет на одну чашу весов.
  2. Установить мерки на другую чашу, добиться равновесия
  1.  Что нам позволяет открытый способ?  (Измерять массу предметов)

ФИЗМИНУТКА

  1. Предлагаю вам выполнить несколько заданий на закрепление нового способа.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

№ 2 стр. 6

- Прочитайте задание.

- Как можно измерить массу лисёнка? (Надо выбрать мерку и уравновесить её с лисёнком)

- Какие единицы измерения использовали для его взвешивания?

- Какова масса лисёнка в зайчиках? В белочках? Допишите равенства.

- Лисёнок один и тот же, значит, 3 зайчика = 5 белочкам, но мы знаем, что 3 меньше 5. Нет ли здесь ошибки? ( Зайчик тяжелее белочки)

- Сделаем вывод – чем больше мерка, тем меньше значение массы. Сравнивать, складывать и вычитать массы можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.

Исторические сведения об измерении массы.

- Кто знает, как называется общепринятая единица измерения массы? (Килограмм.)

  1. Как эту единицу записать сокращенно?
  2. Какие ещё единицы массы вы знаете?

№ 4 стр.7

- Определите массу арбуза.

Алгоритм взвешивания предмета:

  1. Положить предмет на одну чашу весов.
  2. Установить гири-эталоны на другую чашу, чтобы чаши уравновесились.
  3. Найти сумму масс всех гирь на второй чаше.
  4. Полученное число килограммов – искомое.

№ 5.стр.7

- Теперь я предлагаю вам поработать в парах, чтобы каждый из вас  проговорил новый способ)

Проверка по образцу.

VII.   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Теперь предлагаю проверить себя – самостоятельная работа.

- определите массу Мышонка.

Проверка по образцу.

- У кого есть ошибки? В чём они?

- Значит, нужно ещё потренироваться в определении массы предметов.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Предлагаю потренироваться в вычислении массы.

№ 6 стр.7 - дополнительно

IХ.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель мы себе ставили?

  1. открыть способ измерения массы предметов,
  2. познакомиться с единицами измерения массы,
  3. научиться решать задачи на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.

- Достигли ли цели?

- Докажите.

(Масса – характеризует тяжесть предмета. Чтобы измерить массу – надо взять мерку и узнать – сколько мерок уравновесят этот предмет. С увеличением мерки – значение массы уменьшается. Сравнивать, складывать и вычитать можно только тогда, когда предметы измерены одной меркой. Килограмм – эталон массы – единая единица измерения. Алгоритм измерения массы предмета).

- Выберите смайлик, отражающий ваше настроение +   -  сравнить на весах!!!

Д.з. – предлагаю вам понаблюдать, как измеряют массу предметов в магазине и по возможности самому измерить массу какого либо предмета.

Главное (новое) в уроке:

  1. тему и цель урока формулируют дети;
  2. задания предлагаются;
  3. диалог;
  4. взаимодействие;
  5. партнёрство;
  6. проектирование;
  7. вывод на каждом этапе урока (дети);
  8. ситуация успеха для каждого!

Таким образом, основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение умений, которые помогут учащимся определять свои цели, принимать решения и действовать.

 

Надо «… не давать ученику нашей истины, а развивать его собственную истину до нашей…»

                                              П.П. Блонский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"

Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....

Выступление "Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС"

Выступление на педагогическом совете школы . Тема " Организация современного урока русского языка в начальной школе в условиях  перехода к ФГОС"...

Выступление: "Роль гуманного урока в самореализации личности ребенка"

Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я росту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым, и ты будешь нуждаться в улыбках моих...

Презентация к выступлению "Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся"

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся....

Выступления и открытые уроки на ШМО

Моё участие в работе школьного методического объединения...

Выступления и открытые уроки на РМО

Моё участие в работе районного методического объединения...