Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мое Омское Прииртышье"
методическая разработка по теме
Программа направлена на изучение истории,обычаев, традиций и духовной культуры русского народа Омского региона. Разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Мир вокруг нас". Тишина Т.Н. -Омск, БОУДПО "ИРООО". 2010. Курс рассчитан на 4 года изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности общекультурного направления
«МОЕ ОМСКОЕ ПРИИРТЫШЬЕ»
Программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности учащихся начальной школы Тишиной Т.Н. «Мир вокруг нас» под редакцией Т.С.Горбуновой.- Омск: БОУ ДПО «ИРООО» 2010 г.
Пояснительная записка
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности адекватной мотивам творческого самовыражения, способной преодолеть узость специализированного профессионального развития. В обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности. В образовательном процессе личность адаптируется, входя в национальную и мировую культуру, осваивая ее, творя новые ценности культуры. Реализация этой цели требует решения целого ряда задач, среди которых – последовательное воспитание у школьников активной позиции не только хранителя, но и созидателя отечественной и мировой культуры, знающего и любящего свой край, свою Родину, болеющего душой за их процветание. Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к культуре родного края. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе. На этой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребенка. Важно, чтобы каждый ребенок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живет, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.
Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость ознакомления ребят с материальной и духовной своего народа. Дать им возможность увидеть нравственную и духовную глубину региональных народных традиций и культуры. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций, необходимо их знакомить с ними, убедить в их ценности, приобщить к ним, выработать привычку следовать им.
Кроме того в настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности, нравственной стороны личности гражданина и патриота России.
Цель: - изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры русского народа
Задачи: - формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству;
- способствовать развитию интереса и терпимости к людям других национальностей их традициям и культуре;
- приобретение обучающимися знаний основ русской культуры и искусства;
- способствовать развитию у школьников навыков познавательной, творческой деятельности;
- выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
- воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Содержание программы отражает комплексно – системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно – обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю. Таким образом интегрированный курс вбирает в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно – экономические, социально – политические, исторические и культурологические компоненты. Краеведение же не должно быть повтором сведений из традиционных школьных предметов, хотя и опирается на их содержание. Имея свой объект изучения: жизнь своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома, выступая средством рассмотрения региона как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один другой школьный предмет.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные линии:
Образовательная – содержит идеи, теории, законы, закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Омской области.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение и сохранение.
Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей региона в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Принципы краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной работы, региональность.
Связь с учебными предметами:
- литературное чтение;
- окружающий мир;
- изобразительное искусство;
- технология
- музыка
Организация обучения направлена на приобретение ребятами опыта исследовательско – поисковой и социальной деятельности.
Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве и метод проекта.
Методические приемы: малая дискуссионная группа, организационно - деятельностные игры, театрализация, работа с документом, экскурсии, возможность показа учащимся реального объекта изучения – рек, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников, беседа, интервью.
Формы проведения занятий:
1. Интегрированное.
2. Инсценированное представление.
3. Экскурсия.
4. Комбинированное.
5. Краеведческая викторина.
6. Презентация.
7.Конкурсы.
Программа способствует развитию у обучающихся как личностных так и метапредметных универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
Самоопределение:
|
|
|
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
|
Смыслообразование:
|
|
|
сопереживание им. |
Нравственно – этическая ориентация:
|
|
|
|
Регулятивные универсальные учебные действия
Планирование:
|
|
|
|
Саморегуляция:
|
|
|
мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
|
|
Знаково – символические:
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- моделировать, т. е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. |
задач; |
Информационные:
«У ученика будут сформированы»: - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах(текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); | «Выпускник получит возможность для формирования»: - интерпретация информации(структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); |
Логические:
|
|
|
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество:
|
|
|
|
Планирование учебного сотрудничества:
|
|
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; | - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. |
Взаимодействие:
| «Выпускник получит возможность для формирования» |
- формулировать собственное мнение и позицию ; |
|
Управление коммуникаций:
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- определять общую цель и пути ее достижения; | - аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; |
Реализация программы:
Курс рассчитан на 4 года обучения (135 часов). Темы занятий из года в год расширяются, углубляется материал, усложняются формы работы.
В 1 – ом классе -33 часа (1 час в неделю). Курс состоит из трех модулей: «Моя школа» (13 ч); «Моя родословная» (8 ч); «Село родное» (12 ч).
Во 2 – ом классе - 34 часа (1 час в неделю). Дополнительно к расширению тем 1 –го класса, делается акцент на изучение истории развития Омской области.
В 3 –ем и 4 –ом классах по 34 часа (по 1 часу в неделю). Детям предлагаются темы краеведческого характера.
Тематическое планирование (1 класс)
№ |
Тема занятия | Краткое содержание | Часы | Да та | |
Ау дит орн. | Вне ауди торн. | ||||
Модуль «Моя школа» | |||||
1. | Здравствуй, школа! | Общие сведения о структуре школы; правилах поведения в школе, в классе, на уроках. | 1 | ||
2. | Мой класс | Особенности зонирования, обстановки, оформления кабинета. Представление класса в устных рассказах и рисунках. | 1 | ||
3- 4. | Экскурсия по блоку начальной школы | Какие кабинеты расположены в блоке; для чего они предназначены; как оформлены кабинеты и блок; составление устных рассказов о своих впечатлениях. | 1 | 1 | |
5- 6. | Экскурсия по блоку старших классов | Какие кабинеты расположены в блоке; для чего они предназначены; как оформлены кабинеты и блок; составление устных рассказов о своих впечатлениях. | 1 | 1 | |
7. | Спортивный зал | Экскурсия по спортивному залу; подвижные игры в зале. | 1 | ||
8- 9. | Школьная библиотека | Экскурсия по библиотеке; представление библиотеки в рисунках и устных рассказах. | 1 | 1 | |
10- 11. | Кабинет директора. Учительская | Экскурсия в кабинет директора и в учительскую; представление своих впечатлений в устных рассказах. | 1 | 1 | |
12- 13. | Проект «Моя школа» | Подготовка выставки рисунков, фотовыставки, устных рассказов о школе. Представление проекта родителям, гостям. | 2 | ||
Модуль «Моя родословная» | |||||
14. | Я и моя семья | Устные рассказы детей о своей семье(называют полные имена взрослых членов семьи, имена сестер и братьев и т.д.). Игра на определение степени родства (задаются вопросы типа «Кем приходится мне сын маминого брата?» или «Кем я прихожусь папиной маме?»).Рисуют портреты своих родителей | 1 | ||
15- 16. | Профессии моих родителей | Подготовка выставки фотографий, газетных вырезок из семейных архивов. Представление профессий своих родителей в устных рассказах и рисунках. | 2 | ||
17. | «Бабушка рядышком с дедушкой» | Устные (заранее подготовленные дома) рассказы детей о своих бабушках и дедушках. Разучивание песни «Золотая свадьба». | 1 | ||
18. | Папа, мама, я – спортивная семья! | Спортивно - развлекательное мероприятие совместно с родителями. | 1 | ||
19. | Наши увлечения | Дети рассказывают об увлечениях членов семьи (по возможности демонстрируют творческие работы: рисунки, вышивки, вязание, поделки и т.п.). | 1 | ||
20- 21. | «На раздутых парусах». Конкурсное занятие. | Подготовка выставки семейных творческих работ. Занятие проводится совместно с родителями и другими членами семей. Семейные экипажи на своих кораблях отправляются в страну Синяя Птица. 1. Порт отправления «Таможня» Представление команды экипажа. 2.Порт «Ума Палата». Интеллектуальная викторина 3.Порт «Умелые ручки». Творческое задание. Кукла из бумаги 4.Порт «Физкульт-Ура!». Спортивный конкурс 5.Порт «Чудо-Дерево». Составление родословной (Родовое древо) 6.Порт «Семь Нот» в стране Синяя Птица. Музыкальный конкурс | 2 | ||
Модуль «Село родное» | |||||
22- 23. | Рождение Тавричанки | Первые поселенцы; Булычовка; развитие села; переименование Булычовки в Тавричанку; представление прошлого села в рисунках. | 1 | ||
24- 25. | Улицы моего села | Экскурсия по селу (обратить внимание детей на старые дома с резными украшениями); представление села в устных рассказах и рисунках. | 1 | 1 | |
26. | Дом, где я живу | Устные рассказы и рисунки о своем доме. | 1 | ||
27- 28. | Окрестности моего села | Экскурсия по окрестностям села. Представление природы села в устных рассказах и рисунках. | 1 | 1 | |
29. | Занятия моих односельчан | Частные и фермерские хозяйства; культурные и общественные заведения; школа. | 1 | ||
30. | Народные традиции | Быт и народный костюм русских переселенцев и старожилов нашего региона. Занятие проводится в школьном музее «Русская изба». | 1 | ||
31. | Сельские мастера | Посещение мастера резьбы по дереву Сумина А.Н. | 1 | ||
32- 33. | Проект «Село родное» | Подготовка выставки творческих работ детей; представление проекта родителям, учащимся начальной школы, гостям. | 2 |
По ходу занятий проводятся музыкальные и динамические минутки, игры.
Планируемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о способах действий. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет организация взаимодействия ученика с педагогом.
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, мусту проживания, области;
Выпускник получит возможность для формирования:
- гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
Результаты второго уровня: получение школьником опыта переживания и позиционного отношения к базовым ценностям общества (Отечество, мир, знания, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У ученика будут сформированы:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
Выпускник получит возможность для формирования:
- навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.
Результаты третьего уровня: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
У ученика будут сформированы:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Выпускник получит возможность для формирования:
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установки на здоровый образ жизни.
Список литературы:
1.Букреев В., Горбачев С., Фатеев В. Любинский век.-Омск, 2010.
2. Булавина М.А., Рудакова З.И. Культура Омского Прииртышья… .- Омск: ГОУДПО «ИРООО», 2007.
3.Девятьярова И., Селюк В. Пргулки по старому Омску.-Омск, 1991.
5. Катаниев Г.Е. Историческая справка о том, когда и как построен город Омск.-Омск, 1916; 1996.
6. Страницы исторического прошлого Омска (XIX – нач.XX вв.). Краеведческий сборник. –Омск, 1994.
7. Удовиченко М. Вот наш двор и вот наш дом.- Омск,2003.
8. Фатеев В. Здравствуй, Любинский! – Омск 2007
9. Экспедиционный материал ФЭО «Врабий». Любино – Сторожильский СДК, с.Любино- Малороссы Любинского района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/25/picture-599997-1424879955.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность (общекультурное направление) студия “Акварель»
Программа для внеурочной деятельности уч-ся начальных классов. Студия "Акварель"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/14/picture-638070-1436876095.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\'\'
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления ,,Радуга\' разработана для обучающихся 3класса, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков. Программам с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/16/picture-628628-1600287503.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Английский в стихах и песнях. 3-4 классы.
Согласно новому ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Разработанная программа внеурочной деятельности "Англ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/29/picture-1045552-1530253242.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления. Кружок "Оригами"
Программа кружка «Оригами» составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Уроки оригами в начальной школе» (авторы Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю). Данная программа определяе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/29/picture-1045552-1530253242.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Мы - читатели"
Программа направлена на обучение школьников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации текстов, как в устной, так и в письменной форме. Цель: формирование читательс...