Создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие личности младшего школьника.
статья по теме

 

Цели и ценности современной школы состоят в создании наиболее благоприятных условий для развития личности ученика. А это развитие должно обеспечиваться образовательным процессом, основной функцией которого является организация единого пространства познания и индивидуального развития.

В настоящее время в системе начального образования складывается достаточно тревожная ситуация, когда растет неудовлетворительный уровень здоровья, эмоционального благополучия, когда присущее дошкольникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение не всегда получают дальнейшего развития, когда снижается здоровое детское любопытство, творческий потенциал и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение иностранному языку. Письмо.

                                                       Автор: учитель английского языка

                              ГБОУ СОШ № 259

                                        Адмиралтейского района

                             Санкт- Петербурга

                       О.И. Смирнова

Санкт-Петербург

2012 год

Обучение письму предусматривается в программах по иностранным языкам во всех типах учебных заведений и ступеней образования, начиная со средней общеобразовательной  школы и заканчивая языковыми и неязыковыми факультетами институтов и университетов.

Содержание обучения письму:

  1. обучение графике (написать буквы под диктовку, контрольное списывание букв с доски, самодиктанты, закончить букву, узнать букву, написанную в воздухе);
  2. обучение орфографии (рифмовка слов, группировка слов на основе фонемных соответствий, группировка слов на основе графемных соответствий, вставить пропущенные буквы, закончить слова, найти ошибки в словах, списать слова, зрительный диктант, словарный диктант);
  3. обучение различным формам записи (списывание с дополнительным заданием, выписывание из текста или со слуха при прослушивании текста, упражнения на трансформацию, нахождение грамматических, лексических или стилистических ошибок в данном тексте, упражнения на сжатие текста, упражнения на расширение текста (добавить прилагательные, глаголы, придаточные предложения), составление плана-конспекта;
  4. обучение написанию различных письменных текстов:
  1.  ответы на вопросы анкет, формуляров;
  2. автобиография и резюме (CV);
  3. заявление (о приеме на работу, о зачислении на учебу);
  4. поздравительная открытка;
  5. записка различного содержания (просьба, приглашение, сообщение и т.п.);
  6. различного рода письма, личные и официальные, и ответы на них;
  7. рассказ /описание (по картинке, о событиях в личной жизни);
  8. репортаж о каких-либо событиях;
  9. заметка/письмо в молодежную газету или журнал;
  10. изложение (услышанного или прочитанного текста);
  11. план, тезисы устного высказывания/письменного текста;
  12. рабочие записи, конспект;
  13. аннотация;
  14. реферат;
  15. доклад;
  16. рецензия (на книгу или фильм);
  17. сочинение/эссе;
  18. проектная  работа.

Письмо рассматривается как один из основных, самостоятельных видов речевой деятельности, который может осуществляться на двух уровнях:

  1. уровень репродуктивный – фиксация собственных высказываний при сохранении всех особенностей устной формы общения (за исключением, разумеется, интонационных). Этот уровень функционирует, как правило, в тех случаях, когда мы делаем пометки для своих высказываний или пишем обычное письмо;
  2. уровень продуктивный – продуцирование собственно письменной речи со всеми присущими ей особенностями (полнота, синтаксическая сложность, развёрнутость высказывания, его грамматическая нормативность). Этот уровень функционирует в тех случаях, когда пишутся статьи, рефераты и т.д.[1]

И тот и другой уровень письма используется в коммуникативных целях, т.е. их функционирование стимулировано речевыми задачами. Различие между этими двумя уровнями лежит,  прежде всего, в лингвистической сфере.

Следует отметить, что письмо создаёт благоприятные условия для обучения действиям перекодирования содержания высказывания с родного языка на иностранный. Действие перекодирования включает в себя следующие основные операции:

  1. изменение порядка слов в предложении;
  2. выбор нужных грамматических форм членов предложения, соответствующих лексем и синтаксем.

Также письмо помогает эффективно формировать процесс сокращения развёрнутого высказывания до общей смысловой схемы, что является, по сути, действием по превращению внешней речи во внутреннюю.

Таким образом, под обучением письму подразумевается и обучение графике, и орфографии, и, прежде всего, обучение письменной речевой деятельности, т.е. процессу формулирования и продуцирования мыслей, конечным результатом которого являются фиксированные тексты различных коммуникативно-речевых жанров и типов речи.

Однако, как показывает практика, обучению письму как самостоятельному виду речевой деятельности уделяют крайне скромное внимание. Очевидно, одна из основных причин подобной тенденции – это несколько прямолинейное понимание коммуникативно-ориентированного подхода к обучению иностранным языкам. В связи с чем происходит смещение акцента в сторону обучения устной речи и устной форме общения.

Использованная литература:

  1. Мильруд Р.П.Методика преподавания английского языка.- М., 2005. – С.254
  2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку. – М., 1991. – С.224
  3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М., 2008. – С.238
  4. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. – С-Пб., 2007. – С.288

Использованные источники:

1.  http://www.native-english.ru

3. http://www.you-can-teach-writing.com

4. http://www.sibac.info 


[1] Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному языку.- М.:Просвещение,1991.С.121


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление"Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника"

В работе рассматривается характеристика воспитательной среды, её компоненты, методы и приёмы становления.   Большое внимание уделяется реализации  программы воспитательной работы « Хочу...

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....

Модель развития личности младших школьников в условиях социокультурной среды образовательной организации в рамках стратегии ФГОС НОО

Модель «Развитие личности младшего школьника в условиях  организации социокультурной среды школы в рамках стратегии ФГОС НОО» определяется характеристикой современного социума, процессами формиро...

Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников

Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди кот...

Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»

Доклад-презентация«Создание   образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей  школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...

Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся в условиях обновленных ФГОС.

Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся в условиях обновлённых ФГОС. Доклад . Школьное методическое объединение учителей н...