" Системно - деятельностный подход в обучении : опыт проектирования развивающей среды в начальной школе"
материал по теме
Предварительный просмотр:
«Системно -деятельностный подход в обучении: опыт проектирования развивающей среды в начальной школе.»
В « Концепции модернизации Российского образования» говорится : « Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью…способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».
Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу ?
Да… если очень захочет, будет знать, как это сделать и образовательное пространство будет этому способствовать. Но, переступая порог школы, ребенок сначала об этом просто не думает, а когда станет перед выбором, зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто.
Такой разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности обессмысливает сам процесс учения. Это стало одной из причин разработки ФГОС второго поколения.
Переход в 2011 году на новый образовательный стандарт позволяет надеяться , что учащиеся окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества.
Что меняет новый образовательный стандарт?
В первую очередь, главной отличительной особенностью Ф Г О С Н О О является системно – деятельностный подход в обучении , ставящий главной целью развитие личности. Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода – метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде , а добывает их сам в процессе собственной деятельности.
Ключевое слово здесь – деятельность.
Виды деятельности младшего школьника могут быть различными : игровая, исследовательская, контрольно-оценочная, рефлексивная, творческая, практическая. Но к развитию личности они ведут только в том случае, если правильно организована развивающая среда.
А что такое развивающая среда?
Значение термина «развивающая среда» надо понимать намного шире, чем набор специальных игр, плакатов и головоломок. Кто оказывает самое большое воздействие на ребенка? Родители, учителя, друзья во дворе. Вот они-то в совокупности и становятся основой развивающей среды.
Внутренняя программа развития ребенка развертывается на фоне воздействия среды обитания, из которой он свободно и по большей части непредсказуемо, вопреки нашим планам, черпает информацию и весь свой жизненный опыт. Поэтому для детей нужно создавать такие условия для деятельности и общения , которые помогают им развиваться в соответствии с заложенными в них задатками, компенсируя проблемы и недостатки.
Наша начальная школа имеет некоторый опыт в проектировании такой развивающей среды, которая ведётся по 2 направлениям:
-создание развивающей среды на уроках
- создание развивающей среды во внеурочной деятельности
Если говорить про первое направление - урочное, то это в первую очередь работа по технологии развивающего обучения Эльконина-Давыдова, в основу которой положен деятельностный подход.
В связи с переходом на новые стандарты, большинству учителей предстоит переучиваться, перестраивать мышление , исходя из новых задач, которые ставит современное образование, научиться реализовывать деятельностный подход.
Опыт начальной школы МОУ СОШ №2 в этом направлении насчитывает уже 20 лет .
Работа по развивающей технологии Эльконина-Давыдова реализуется в нашей школе с 1991 года.
В технологии развивающего обучения существенно меняется роль учителя .Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Позицию учителя можно выразить так – к классу не с ответом, а с вопросом.
Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен будет изменить сам принцип построения урока. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания , полученные в результате поиска отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Чтобы урок стал развивающим, необходимо соблюдение обязательных психологических элементов.
1)Первым обязательным психологическим элементом структуры урока является межличностный контакт.
Это казалось бы случайные , не имеющие отношения к учению слова о погоде, шутка, сказанные с улыбкой. Это средство эмоционального объединения перед совместной работой. Встреча с детьми глазами, несколько ободряющих слов.
2)Ещё только начало урока, а на доске уже нарисованы детской рукой вопросительные знаки, схемы, записи. Каждый ученик имеет право до или после урока сделать записи на доске, если что-то не поняли, или написать схему, запись, способ решения , если усвоили материал очень хорошо.
Учащиеся с удовольствием возвращаются к освоенному накануне способу действия.
Достаточно спросить у ребят: « Что не поняли?», « Что уже умеем делать хорошо?», « Что было сложно?». На этом этапе самое главное- переживание успешности практического действия.
Главное- включить ребёнка в конкретную предметную деятельность( рефлексия).
3) Следующим, третьим элементом урока является « зацепка»- та неожиданность ,остановка в привычной деятельности, ситуация загадочности. Таким образом создаётся « проблемная ситуация»: новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Выход из неё- постановка цели урока: « Мы не знаем решения, но можем его найти». Это важный этап, т.к. создаётся учебно-познавательный мотив.
4) Далее необходима организация учебных действий детей по анализу проблемной ситуации. Учитель с ребятами выясняют, в какой форме будут работать. Всегда есть выбор: можно работать в паре, в группе или всем вместе, решают, какие средства необходимы, выдвигают гипотезы. Важно на этом этапе внимание к любым детским догадкам и их фиксация на доске в виде схем, записей, рисунков ( моделирование).
5) И вот решение найдено. Это-кульминация. Дети находят новый способ решения математической, лингвистической, естественно-научной задачи. Главное- разрешены противоречия между знанием и незнанием, которое стояло в начале урока.
Заканчивая урок, в его эпилоге, надо найти слова, которые помогают осознать ребёнку, что найденное решение, новое открытие- это его личный вклад в общую деятельность.
При таком построении урока, как бы он ни протекал: стремительно, успешно или с затруднениями, видна увлечённость детей делом, их понимание того, с чем они работают, открытость, желание и умение прийти на помощь товарищу и в то же время самостоятельность.
Такая совместная деятельность учителя с учениками -условие необходимое для развивающего обучения..
Конечно, развивающий урок имеет и особую типологию , и особую структуру , и особые методы : не только индивидуальную, но чаще групповую и парную работу.
Всё это позволяет учащимся овладеть навыками планирования, моделирования, нормами коммуникации, умением договариваться, строить диалог. А это в соответствии с новым образовательным стандартом – метапредметные достижения (универсальные учебные действия). Одним словом - дети « учатся учиться», а это и есть главная цель современного образования.
Опыт работы позволяет убедиться в эффективности использования технологии развивающего обучения для развития интеллектуальных и практических умений учащихся.
Методы и приёмы, используемые в РО оказались полезными и учителям традиционного обучения, которые давно и успешно применяют их в своей работе.
Методическое объединение учителей начальной школы МОУ СОШ №2 активно делится опытом свое работы по технологии РО с педагогическим сообществом города.
В 2011-2012 учебном году в нашей школе прошли семинары :
- Деятельностный подход в обучении младших школьников в соответствии с ФГОС НОО
- Реализация деятельностного подхода средствами УМК « Школа России»
Семинары получили высокую оценку у наших коллег из других школ.
Второе направление в работе по созданию развивающей среды в школе – это внеурочная деятельность.
Современный ребёнок большую часть времени проводит в школе, и правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти себе занятие по душе , проверить свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Режим работы начальной школы составлен с учётом продолжительного пребывания ребёнка в школе , регламентируется единым расписанием учебных занятий, самоподготовки, внеурочной деятельности и системой дополнительного образования.
Наши ученики имеют возможность посещать занятия:
«Эрудит»- Полякова С.В., Клочкова Т.А.
«Этика общения»- Кристинина Е.И., Бладурина Е.П.
«Философия»- Кристинина Е.И.
«Ритмика» , « Изостудия» -Иванова Е.А.
«Первые шаги моего исследования» ( проектная деятельность)-Кристинина Е.И.
«Занимательное естествознание» – Замотайкина С.Е.
« Театральная студия»-Кончагина А.Н.
« Развивающие игры» - Кристинина Е.И., Котова Е.А.
Общая физическая подготовка- Выскребцова Т.Е., Шелепова Г.С.
И кружки:
Бисероплетение ,Техническое моделирование, « Эстетика быта», которые ведут педагоги учреждений дополнительного образования.
В нашей начальной школе дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, а ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни насыщены делами и событиями, связанными с учёбой, творчеством, трудом , укреплением здоровья, досугом. Мы постоянно принимаем участие в творческих конкурсах , проводим предметные недели, участвуем в интеллектуальных играх -наша начальная школа по оценке УМЦ находится в числе лидеров по количеству участников и победителей регионального и Российского уровня в интеллектуальных играх .
Всё это способствует главной цели современного образования – повышение качества образование и развитие личности ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
Системно - деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа ФГОС в начальной школе.
Системно - деятельностный подход –методологическая основа стандартов общего образования нового поколения.В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента,...
Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе
Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....
Статья на тему Системно-деятельностный подход как средство реализации эко-логического образования в начальной школе
Основными средствами экологического образования являются : экскурсии, внеурочная работа, экологические практикумы, внешкольная деятельность, экологические ситуации, игровая экология....
Системно-деятельностный подход в обучении детей с гиперактивным поведением в начальной школе
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Долгова Е.Н....
Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе.
Системно-деятельностный подход как условие повышения качества образовательного процесса в начальной школе....