Мысли вслух
статья на тему

Малафеева Юлия Александровна
Размышления на актуальные вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestva_lichnosti_pedagoga.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Качества личности педагога в современной школе

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

Л. Н. Толстой

Происходящие изменения в современном социальном и экономическом развитии России непосредственно воздействуют и на систему образования. На современном этапе людям необходимо уметь «поддерживать конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения»[1]. Конечно, особая роль в воспитании такой личности отводится учителю, а значит, именно он, Учитель ХХI века,  должен сам в первую очередь обладать этими качествами, соответствовать новому времени.

Общественные науки так определяют понятие «личность»:

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом  сознательной деятельности,  обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Главными элементами, определяющими личность учителя, принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Рассмотрим подробнее  последнее.

Качества личности – стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно.  Это позитивные  черты  характера, знания, умения и навыки.

Исследователи отмечают обязательность для педагога таких личностных качеств как

  1. адекватность самооценки и уровня притязаний,
  2. определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога,
  3. целеустремленность,
  4. настойчивость,
  5. трудолюбие,
  6. скромность,
  7. наблюдательность,
  8. контактность,
  9. остроумие,
  10. ораторские способности,
  11. артистичность натуры.

Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.

Об этих качествах говорят взрослые, а вот каким хотели бы видеть учителя дети. Опрос проводился среди учащихся 2 – 4 классов. Дети хотели бы видеть своего учителя

Добрым – 82,9%

Умным – 57,6%

Справедливым – 34,8%

Образованным – 29%

Красивым – 24,7%

С чувством юмора – 22,8%

Строгим – 22,2%

Любящим детей – 19,6%

Качества личности современного педагога

Исследователи

Учащиеся 2 – 4  классов

  1. адекватность самооценки и уровня притязаний,
  2. определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога,
  3. целеустремленность,
  4. настойчивость,
  5. трудолюбие,
  6. скромность,
  7. наблюдательность,
  8. контактность,
  9. остроумие,
  10. ораторские способности,
  11. артистичность натуры.

  1. Добрый – 82,9%
  2. Умный – 57,6%
  3. Справедливый – 34,8%
  4. Образованный – 29%
  5. Красивый – 24,7%
  6. С чувством юмора – 22,8%
  7. Строгий – 22,2%
  8. Любящий детей – 19,6%
  9. Честный
  10. Спокойный
  11. Отзывчивый
  12. Ответственный
  13. Терпеливый
  14. Доверяющий ученикам
  15. Трудолюбивый

Если посмотреть в сравнении, то можно увидеть, что дети на уровне интуиции чувствуют, каким должен быть их учитель.    

Очень важно   помнить слова педагога  Е. Н. Ильина: «Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди равных ему: ведущий и ведомый одновременно».

Ведь мы  учителя  учимся вместе с детьми жить в этом современном мире и нужны не столько для передачи накопленного предыдущего опыта, а для возникновения нового субъектного современного опыта каждого ребёнка, как люди, которые  своим профессионализмом добились права быть значимыми в жизни ребёнка.

На этом пути много рисков для личности учителя остаться тем, кем ты можешь и хочешь быть, справиться с профессиональным выгоранием и деформациями личности, хотя  для этого в нашей жизни очень много условий. Оставаться оптимистом при внешних и внутренних воздействиях, нести позитивное и заражать этим детей – это трудная задача, которая требует решения для нашего общего будущего в нашей стране. И хочется верить, что решаться она будет усилиями каждой  отдельной личности, всего общества и нашего государства совместно.


[1] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О пользе чтения вслух.

Выдержка из статьи В.Харченко. Читать вместе- это очень важно. Читать вслух детям необходимо- они учатся слушать, понимать , воспринимать....

мысли вслух

Мысли вслух...

Мысли вслух.

                 Мысли вслух!          «Я – учитель с большой буквы  или с маленькой?»  ...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""

КОНСПЕКТ УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...